Родники Елабуги

К книге ===Белов В.Н., Баймуратова Я.Г. Родники Елабуги. Результаты исследований в рамках проекта «Живые Родники России» / Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2014. – 141 с.===

ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ И ИЗДАТЕЛЯ

Прошедший, 2013 год Организацией Объединенных Наций был объявлен «Международным годом сотрудничества в области водных ресурсов». Россия в свою очередь этот год объявила «Годом охраны окружающей среды». Не случайно именно в этом году, в мае месяце, по инициативе Фонда Поддержки Образования «Ноосфера» и при поддержке Российской Ассоциации учителей гео-графии, стартовал всероссийский исследовательско - экспедиционный проект Русского Географического Общества «Живые родники России».

Фактически проект являлся учебной исследовательской программой по географии. Целью про-екта являлось активное вовлечение школьников в исследование водных ресурсов России, формирова-ние у детей понимания ценности пресной воды. Проект был призван помочь ребятам оценить ценность пресной воды посредством изучения водных объектов своего региона.

Непосредственно в проекте участвовали 40 школ из 36 субъектов Российской Федерации и отрадно, что в проекте приняла участие и Елабужская школа – СОШ № 9. Однако следует отметить, что достаточно активное участие в исследовательских и иных работах, соотносимых с целями этого проекта принимали учащиеся и других образовательных учреждение г.Елабуги и Елабужского района.

В ходе проекта школьники изучали самые раз-ные водные объекты (от родника до озера), получи-ли экспедиционный опыт, сформировали навыки по сбору информации о водных объектах, усовершенствовали практические умения по работе с географическими приборами, научились систематизировать полученную информацию и делать выводы из проведённой исследовательской работы.

В настоящем издании обобщены  результаты исследовательской работы учащихся средних образовательных учреждений г. Елабуги и Елабужского района под руководством учителя географии СОШ № 9 г. Елабуги  Баймуратовой Язили Галимзяновны, а также непосредственных участников проекта, учащихся СОШ № 9: Акимова Вадима,  Анисимова Кирилла, Багдановой  Расили, Галимовой Виталины, Горшкова Игоря, Давлетшина Эрнеста, Казаковой Дарьи, Мысовскаой Екатерины, Панчишина  Романа, Тойзиной Эльвины.

Есть уверенность, что настоящее издание – как результат консолидированной работы сплоченной исследовательской команды, выступит катализато-ром творческой и научной деятельности ребят, принявших участие в проекте. Они навсегда смогут сохранить в семейном архиве эту, первую в их жиз-ни публикацию, - как результат признания важности и необходимости проделанной ими исследова-тельской работы.
От всей души желаю всем, упомянутым в настоящей книге ребятам и учителям творческих успехов, накопления географических и других зна-ний, активного участия в сохранении непреходящих ценностей и природных богатств нашей заме-чательной Родины.

Июнь, 2014 г.

Председатель Елабужского отделения
Русского Географического Общества
В.Белов


ВСТУПЛЕНИЕ

Вода – одно из главных природных богатств человечества. От нее зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов.  Гимном воде звучат строки французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца» («Планета людей»).

Экологическое воспитание подрастающего поколения  сегодня является одной из важнейших  задач общества, значит и образования. Современный гражданин должен не только знать об экологических проблемах, но и уметь их решать, а ещё лучше – обладать способность этих проблем избежать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности  и умеющему в процессе собственной жизнедеятельности не наносить вреда окружающей среде, обладающему культурой поведения и навыками, более того – привычкой, доведенной до автоматизма, бережного отношения к природе. Решение проблемы экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры, гражданственности и патриотизма, активной позиции по сохранению природного и культурного наследия  родного края  является  одной из главных задач  проекта.   Он был призван создать условия для целенаправленного   формирования экологических знаний  и навыков  у подрастающего поколения. 
  Учебно  - исследовательский проект   от Русского Географического Общества  при поддержке фонда «Ноосфера»  предполагает активное вовлечение школьников, имеющих базовую  подготовку  по географии в изучении водных объектов на  проживаемой территории.

Целью проекта являлось  изучение экологического состояния родников и выявление проблем их рационального использования и сохранения.
В ходе проекта инициаторы, руководители и участники  стремились реализовать и решить следующие задачи:
1.Формирование познавательного интереса школьников к географическим исследованиям, развитие и совершенствование навыков исследовательской деятельности на примере изучения родников.
2.Способствование развитию практических умений школьников по работе с приборами, ГИС, средствами индикации окружающей среды в целях оценки влияния на степень сохранности родников.
3.Развитие  навыков по сбору и анализу информации, прогнозированию, критическому  мышлению.
4.Формирование  ценностного отношения  учащихся к природному и культурному наследию  своего края.

Наша школа, стала одной из участниц  проекта «Живые Родники России» среди 40 образовательных учреждений из 36 субъектов РФ. Мы получили симпатичные футболки и банданы с символикой  проекта  от РГО для участников экспедиции и оборудование для  полевых исследований водных объектов.

Из водных объектов, были выбраны именно родники Елабужского района.
Почему именно родники выбраны в качестве объекта исследований?
Подземные воды являются одним из наиболее перспективных  источников  питьевого водоснабжения. В Елабуге ещё в 1900 году был построен водопровод с использованием артезианских вод на деньги купцов Стахеевых, по инициативе городского главы, отца  великого художника пейзажиста И.И.Шишкина, И.В. Шишкина. Сейчас вода в наши дома поступает с водозабора, но многие елабужане продолжают пользоваться родниковыми водами. Редко какой регион  имеет  такое обилие выходов подземных вод в виде родников, как Елабуга и ее окрестности.

Республика Татарстан  расположена  в бассейнах рек Волга, Кама, Вятка, Свияга, Мёша, Шешма, Ик,  Степной Зай.  Площадь водной поверхности – 4,4 тыс. кв. км, или 6.4% территории республики. Общая  протяжённость рек составляет 19601 км. Самое крупное в Европе Куйбышевское водохранилище объёмом 57,3 куб. км., в основном находиться на территории Татарстана. Наибольшей ширины (около 40 км) оно достигает в устье Камы.

Кама, несомненно, является украшением и самой крупной рекой Республики Татарстан, в пределах которой её протяжённость составляет 380 км.  В северо-восточной части Республики Татарстан, в 215 км к востоку от Казани, на правом берегу Камы, в южной части  Вятско - Камской возвышенности расположен  Елабужский муниципальный район. На фоне великой реки необыкновенно красиво выглядят леса, горы, и  наш город Елабуга.  На базе лесных массивов Елабужского и Челнинского  лесничеств,  Елабужского лесхоза и пойменно - лугового ландшафтного комплекса Камско - Криушской поймы в 1991 году  здесь создан национальный парк «Нижняя Кама».   

Исключительно красивы пейзажи с обнажениями татарского и казанского ярусов пермских мергелей, где чередуются отложения самых разнообразных тонов на фоне хвойных и смешанных лесов. Трудно вообразить, что многие тысячи лет  эта местность  была дном древнего, тёплого, с коралловыми островами  Арало- Каспийского  моря. Постепенно море ушло, а по его дну проложила себе путь река, названная Камой. Эти живописные места запечатлены на полотнах знаменитого  пейзажиста И.И.Шишкина. Особенно примечателен Богатый Лог, который своим устьем, выходящим к Каме, «разрезает» высокий речной склон. Это место живописное и «сочное» первозданной лесной красой, отображёно на знаменитой картине И.И.Шишкина «Кама у Елабуги».

Уникальный  природный  комплекс с  луговой растительностью охватывает прирусловую и притеррасовую пойму Камы с её рукавом Криушей, озёрами и  старицами. Северная  часть лесного массива  Елабужского лесничества  высоко приподнята над рекой и  изрезана глубокими, ниспадающими к реке оврагами с хрустальными родниками.
В последние два – два с половиной десятилетие в городе идет активная работа по сохранению  и восстановлению архитектурных исторических и культурных памятников, в музеях города, комплекс которых объединяет Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, рассказывают  об  уникальных случаях из жизни города, известных купцах, учёных, поэтах,  писателях, полководцах. Важно с детства формировать бережное отношение и   к прохладным, хрустально - чистым родникам нашего края, которые являются прекрасным дополнением  комфортного городского ландшафта–Елабуги - музея под открытом небом. 

Мы решили изучать родники  нашей местности.  Участниками  проекта были выбраны ученики 7-10 классов, любознательные, ответственные, способные вести исследовательскую  деятельность  в школьной экспедиции  по сбору необходимых данных совместно с учителем.  Учебно-методическое  пособие составленное   Лобжанидзе А.А.,  созданное  в рамках гранта Русского географического общества при поддержке ФПО «Ноосфера» стало информационно – методическим ресурсным  источником, а  куратор проекта Анна Криворотова доброжелательным коллегой, непосредственно связывающим,   поддерживающим, сопровождающим нас в реализации  разных  этапов проекта посредством связи по  электронной почте. Сайт проекта «Живые родники  России» дал возможность  общения  с другими участниками проекта, обмена информацией, помогал обогащать  научный, познавательный и информационный потенциал участников проекта.

В процессе обработки данных, подготовки фото и видео материалов,  через серию проведённых уроков, в организации  образовательного  и экологического проекта  участники  экспедиции привлекали других учеников:  своих одноклассников, учеников старших и   младших  классов, участников городской научно-практической конференции  по географии,  детей пришкольного лагеря « Ялкын».

Процесс работы над проектом состоял из нескольких этапов. Изучили методические материалы проекта, определили тему, цель и задачу исследований, отобрали источники информации для исследований, разработали схему маршрута и календарный план, выбрали методы исследований и сформировали исследовательские группы. Определили источники информации для изучения родников,  изучили краеведческие материалы по теме,  затем вели полевые исследования,  обобщали  собственные исследования и информацию о состоянии родников  от городской санитарно - эпидемиологической станции. Накопленные материалы легли в основу проведения серии  уроков  «Мир воды» в разных классах  участниками проекта  и оказались полезными для социально - экологического проекта  «Сохраним воду вместе!» цели и задачи которого напрямую пересекались с нашим проектом. Участники проекта получили опыт географических исследований родников, практические умения по работе с  географическими приборами,  ГИС,  средствами индикации окружающей среды в целях оценки влияния экологических и социальных факторов на состояние и степень сохранности родников.  Они приобрели навыки по сбору и анализу информации о природных и культурных объектах, связанных родниками. Важными результатами этой работы явилось  развитие междисциплинарного подхода к образованию (методов исследований  математики, статистики, информатики, литературы, истории), личного творчества,  коммуникаций, социализаций и публичных выступлений. 
 
   Участие нашего образовательного учреждения в проекте  Русского Географического  Общества  с Фондом поддержки образования «Ноосфера» позволило участникам экспедиции провести научную исследовательскую работу по изучению  родников и  обобщить  результаты полевых исследований родников  других  образовательных учреждений. 

Нельзя не сказать несколько слов о важности проекта, с точки зрения учебно-воспитательного, организационно-обучающего и профессионально-формирующего процесса.

В современных условиях развитие  российского образования  ориентировано на развитие личности учащегося, на достижение нового качества образования. Сущность понятия «качество образования» в большинстве случаев выражается в способности решать проблемы, имеющие социальную и личную значимость. Иначе говоря, качество образования определяется соответствием его результатов социальным ожиданиям и запросам личности. Основными запросами или даже требованиями нынешнего общества к качеству образования является воспитание у учеников самостоятельности, инициативности, гражданской активности и других качеств, необходимых в современном, постоянно меняющемся обществе.

В этой ситуации основная парадигма в работе учителя может выглядеть так: «Дать каждому ребенку возможность проявить себя. Научить воспринимать школьные предметы как неотъемлемую часть своего духовного Я». Способом достижения указанного выше результата является признание со стороны учителя и поддержка творческого самовыражения  обучающихся, согласно выбранному направлению и мотивации.
Теперь несколько слов об особенностях применения новых моделей работы учителя в области организации проектной научно-исследовательской работы учащихся в условиях современного постиндустриального общества.

В сложившейся в прежние времена триаде «обучение - воспитание - развитие» традиционно главенствующая роль отводилась именно обучению, т.е. передаче системы знаний. Постиндустриальное общество, в котором мы все живем, породило взрыв новой информации. Резкое расширение объема информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, владение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не научить, в смысле передать чистую систему знаний, а побудить к ее получению из разнообразных источников, не оценить полученный результат, а проанализировать его, указав ученику на различные стороны поставленной задачи. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения и оценки информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Интересные примеры из природы, народного фольклора, литературных произведений, мультипликационных и художественных, документальных фильмов, интернета  могут быть спусковым  моментом к мотивации обучающихся к  собственному развитию.  Преемственность в мотивации развития ребенка: семья - начальная школа - основная и средняя школа  способствует формированию  интеллектуального и творческого  потенциала, где  научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из главных форм. Для правильной ее организации и применения на практике указанных выше теоретических положений используются следующие принципы:
- принцип  добровольности,  точнее, смоделированной добровольности
- принцип    выявления одаренности и таланта  обучающихся.
- принцип верной организации научно-исследовательской работы выявленных учащихся
Принцип добровольности подразумевает отсутствие навязчивости в предложении ученику заняться исследовательской деятельностью
Указать универсальный путь реализации принципа добровольности для каждого случая, встречающегося в практике педагога невозможно. Известно, что часто для достижения подобных целей учителя используют ситуацию успеха на уроках,  выполнение разных проектов, творческих заданий.  Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то чего он стоит как человек.

В процессе реализации второго принципа к учителю предъявляются такие требования как наличие ярко выраженной гуманной и гуманитарной позиции, таких качеств как толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Последнее является особенно важным для учащихся старших классов, когда, целенаправленная познавательная деятельность, связана не только с развитием интеллектуальной сферы, но и с формированием личности человека в целом.

Основными потребностями старшеклассника, проявившего  интерес к научно-исследовательской деятельности, являются потребности в поиске смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний, взглядов на человека и мир. На этом этапе основной задачей обучения является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, формировании способностей к самостоятельному добыванию знаний.

Второй этап реализации заданного принципа заключается в выявлении учителем степени способности ученика к самостоятельному добыванию знаний. Здесь на помощь педагогу может прийти и самостоятельно приобретенный  жизненный  и  профессиональный   опыт,  и  опыт  коллег,  и изучение специализированной литературы, посвященной природе таланта. 
Третий принцип - принцип верной организации научно-исследовательской работы выявленных     учащихся. 

Удачным примером  в этой области  как раз и является участие  в проекте  Русского географического общества  при   Фонде поддержки образования  « Ноосфера» «Живые Родники России».  Как было сказано выше, участие в проекте предусматривало выполнение учебно-исследовательской программы по исследованию водных объектов (родников) на проживаемой территории.  Проект  включал в себя экспедицию на родники и  ещё самостоятельных два проекта по материалам исследований: образовательный и социально-экологический.  Участие в образовательном проекте «Мир воды» предусматривало  подготовку и проведение уроков участниками проекта РГО для младших классов в курсе «Природоведение», а  социально-экологический проект «Сохраним воду вместе!»  предполагал  организацию экологических мероприятий по очистке и благоустройству родников, а также  организацию водопотребления, съёмку видеоролика социальной рекламы о проблеме  изучения и сохранения чистоты родников. 
Отчёт по этим проектам фактически и представлен  в последующих главах  настоящего сборника.
 
При реализации проекта «Живые Родники России оказали поддержку многие  коллеги, учащиеся.   Выражаем искреннюю признательность Белову Виктору Николаевичу, Председателю Елабужского отделения Русского Географического Общества, Зарипову Р.И., начальнику МКУ «Управление образования исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ»,  Шаймардановой Т. В.,  специалисту управления образования, Скотарь В. Д.,   директору школы  № 9, Кочневой  Е. В заместителю  директора школы,  Ваничкиной О. П. учителю географии, Леонтьевой Н.В., учителю химии, Крахалёвой Л В., учителю начальных классов, учащимся:  Шашериной Лидии 10-б класс, Шашериной  Ярославе 8-в класс,  Липатову Никите 10-в класс, школы № 9; коллективам  школ   СОШ №5,  с. Поспелово, Гимназии №2,  СОШ №6,  СОШ №9,  СОШ №1, с. Яковлево, с.  Ст. Куклюк,  всем учащимся и учителям,  вовлечённым в проект через творческие работы,  серии уроков о воде, родниках,  экологических акций, субботников,  научно-практических конференций.
Так же выражаем огромную благодарность всем создателям, организаторам и сопровождающим проекта.

Бережное  отношение к природному и культурному наследию и организация социально значимых проектов по  охране  родников - дело чести и гордости участников проекта и широкой общественности горожан.

Баймуратова Я.Г., учитель географии
СОШ № 9 г. Елабуги, РТ


Рецензии