Тайна веры

Хорошо нам было в Египте, когда мы сидели над котлами… (Исх.16:3 Числ.11,15)

Отчего бы сорной траве не цвести, как зеленому лавру… (Брэм Стокер)

Когда у Ф.Затворника спросили: Почему одним человекам дается вера в Бога, а другим нет? то он ответил: это тайна… Казалось бы, люди находятся в одинаковых условиях – природных, социальных, экономических… могут иметь одинаковое образование и культурный уровень, но одни становятся христианами, а другие нет,
Одни и те же внешние события влияют на каждого совершенно различно. Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах    (Артур Шопенгауэр)
Ведь цель в христианстве та, чтоб стать новым человеком, перемениться по уму и сердцу, по душе и духу…
Цель образования не состоит в приобретении эрудиции, но в формировании и в воспитании нового человека во Христе…
Соблюдая только внешний обряд, можно внутри оставаться прежним, так и не изжив из себя ту ветхость, которую попаляет свет Евангелия. Это подтверждается опытом жизни, когда мы внимательно присмотримся к взаимоотношениям людей, относящихся к этим двум категориям. Если к человеку простому, по сути ограниченному и приземленному, в высшей степени плотскому, которому ничего не нужно, кроме этой животной жизни, стелющейся по земле…
Легкие, плотские, суетные люди, которые не выше искушения, а ниже его… (К.С.Льюис)
Если относиться к нему по-христиански, выказывать заботу, делать благо (даже без его просьбы), проявлять к нему предупредительное внимание, без человекоугодничества и лести… То в совсем скором времени, он (лишенный духовного разума), начинает внутренне кичиться собой, превозноситься в душе, почитая себя за нечто, якобы действительно достойного этого уважительного внимания…
Кто в простоте душевной, также просто и обращается с людьми, как с равными себе, того люди искренне сочтут за ровню (А.Шопенгауэр)
Ладно бы если за ровню, но они начинают относиться к такому человеку снисходительно-уничижительно, считают такое отношение к ним мягкотелостью,  а в иных случаях даже, в некотором роде юродством,  как
выпадающего из общепринятых норм и рамок. Это подтверждает и философская мысль, подметившая такую вещь в отношениях людей:
Слишком большая дружба и предупредительность, легко могут сделать его крайне дерзким и вызвать разрыв. Особенно людям трудно переварить сознание того, что в них нуждаются: неизменным следствием этого является высокомерие и требовательность. Особенно следует остерегаться фамильярности с низкими личностями. Они начинают воображать, что они мне гораздо нужнее, чем я им… (А.Шопенгауэр, «Афоризмы житейской мудрости)

Мир есть плотское житие и мудрование плоти…
                (Исаак Сирин)
Вот миролюбец и руководствуется этим мудрованием, так как иного не знает. Потому для него является странностью, что другой не отвечает злом за зло, терпеливо сносит его глупое самовозношение, терпит его плебейскую иронию… Первый представляет другого человека, как не имеющего внутреннего стержня, не могущим постоять за себя, малохольным святошей, если знает, что тот верующий…
Продолжая эгоистически пользоваться его добротой и открытостью, воображая в себе некую житейскую смекалистость (дружить с нужными людьми), он абсолютно не представляет, что тот, другой, видит во всей полноте его сущность, всю ничтожность его мелких и жалких страстишек… Но мрак его ума, густая сень невежества, никак не могут допустить той мысли, что другой поступает так, исходя из христианской заповеди любви к ближнему, каким бы он ни был, даже и к врагам своим, что для первого и есть юродство…
Прощение врагам и делание им добра  –  есть истинное великодушие  –  одна из величайших черт богоподобия…
Для плотского человека, такая мысль выше его понимания, она не вмещается в его черепную коробку, противоестественна его природе. Эта ветхость присуща всему человеку – его уму и сердцу, душе и духу, она проявляется во всей его жизни. Око за око, зуб за зуб – вот его правда, которой он живет, не признавая никакую другую, которой не приемлет по всей своей сущности, по своему мироощущению.
Что же нужно, чтобы переделать такого одномерного человека, чтобы донести до него евангельский свет, который бы порушил эту застывшую глиняную храмину? Кажется так, что человеку это не возможно, это есть категория вышеестественная. Только Богу это под силу, Его благодатной энергии, которая может переродить ветхость человека в новую тварь – христианина…
А до этого, они способны на все, кроме покаяния… до этого человек остается
прежним – будет воздавать злом за зло, будет льстить богатому и сильно-
му, будет равнодушен к бедным и униженным, будет воспитывать и свое потомство в тех же постулатах, которые исповедует сам.
И все-таки, если вера – дар Духа (1Кор.12:13), то может ли такого человека, в какой-то момент, коснуться истинная вера – горячая и деятельная, жертвенная и самоотверженная? Сможет ли он переменить свою жизнь на другой ее образ – образ жизни собранный и суровый, каковой и должна быть жизнь христианина?
В народе есть такое присловье: не твоя печаль чужих детей качать… В Евангелии Спаситель сказал Своему ученику: что тебе до другого, ты по Мне гряди… Тайна сия велика есть, и она у Бога, Который говорил Своему великому подвижнику, задававшемуся таким же вопросом:
Антоний, себе внимай! То – судьбы Божии, и тебе нет пользы знать их…


Рецензии