Отцы и дети

        Мы ж, легкое племя, цветем и блестим…

Как-то вечером, на берегу большого озера, двое молодых людей пробовали рыбачить. Получалось плохо – то ли снасти были виной тому, то ли рыба была сытой, поэтому сам процесс был покойным и молчаливым. Была середина лета, тепло и сухо. Один из этих двоих сказал второму: Посмотри, какая красивая пара… Тот посмотрел в сторону и увидел двух пожилых людей, хорошо и тщательно одетых, мужчину и женщину, которые прогуливались по берегу, видимо супругов. Им было где-то под 70, или чуть больше. Мужчина был в светлом костюме, при галстуке, благородная осанка и седина, спокойное достоинство чувствовалось во всей его осанке. Женщина шла с ним под руку, тоже в чем-то светло-сером, в жакете и юбке и, даже показалось, что со светлым же зонтиком в руках, легким таким, который не столько от дождя, сколько от солнца. Было в их облике что-то из 19 века, так они выпадали из общей картины того времени, а был уже век 20-й, эпоха развитого социализма…
В этой паре ощущалась такая взаимная теплота отношений и взаимопонимания, которые возникают только после многих лет совместной жизни, когда радости и печали переносились вместе, и когда слово любовь принимает свой истинный смысл и значение. Здесь нет уже опаляющей страсти, слепоты в оценке другого, что свойственно восторженной и неопытной молодости. Нет и ревности, так как люди уже хорошо знают друг друга, и где доверие, укоренившееся в душе и сердце, покрывает все мелочное, суетное и лживое, что присутствует в нашей жизни.
Эта пара представлялась интеллигенцией в самом истинном смысле слова. Он вполне мог быть отставным полковником, она же – преподавателем литературы, или искусствоведом… Было ощущение, что оба они занимались всю жизнь каким-то обстоятельным делом, каждый в своей области. У него дело это предполагало быть  по-настоящему мужским  - военный,  врач, или ученый… Она же – из сферы культуры, гуманитарных областей – преподаватель музыки, литератор, историк, может быть… Чувствовалась порода, белая кость, аристократия, когда честь и достоинство - были не пустым звуком, а воспитывались с детства.

Это воспоминание сохранилось почти на полвека. Значит, было что-то в нем такое, что выделяло его из общей картины нашей жизни. Такое впечатление тогда, было как  какой-то зеленый побег в пустыне наших будничных интересов… Зеленый – в смысле своей свежести, особенности, новизны восприятия, среди серой нашей обыденности. Вероятно, что это ощущение внутреннего мира человека – каким он представился тебе по существу, а не по внешним чертам и первому впечатлению. Речь идет именно о внутренних качествах, душевных, которые только и определяют человека, а не все эти павлиньи перышки, которыми человек пустой украшает себя, дабы добавить себе этой тщеславной значимости.

Стоит перед глазами калейдоскоп известных лиц…
Известных явно, встретившихся в жизни, и косвенно –
По книгам и кино, по мимолетным встречам и случайным
Знакомствам, по службе, по соседству неизбежному…

Как много их прошло перед тобою, сыграло роль в судьбе
Твоей, и их… возможно.  Что делать, так случилось, так
Произошло по Провидению… И верить мы должны, что
Это так, а не иначе, ведь все в руке Создателя, не сомневайся…

С младых ногтей ты помнишь всех друзей твоих,
Учителей, и школьные забавы, проказы, шалости…
За что бранила мать, и вразумлял отец…
Ты помнишь все, как быстро пронеслось то время…

И книги все, что прочитал тогда – фантастика, пираты…
Про путешествия, и про влюбленность первую, когда взрослел
Ты возрастом, и «Темные аллеи» были для тебя, тем
Откровением, таким неузнанным еще, желанным…

Но то о книгах, их не перечесть… А что о людях
Можешь ты сказать, которых ты по жизни повстречал,
Которые тебя любили, иль ненавидели тебя за что-то?
Что можешь рассказать о них,  чем поделиться?       

Когда человек прожил жизнь достойно и честно, тогда и самоощущение его соответствующее, у него покойная совесть, он с ней в ладу, у него мир и лад на душе… Много ли таких людей среди нас, которые подходят такими к своему концу, той таинственной черте, за которой...
А вот здесь – у каждого свое, кто что вынес для себя из этой жизни, какой сделал вывод и какой выбор. В этой связи, хотелось бы поговорить о молодежи сегодняшней, кто они – это племя молодое, незнакомое? Что они исповедуют своим умом сегодня, какие ориентиры у них, к чему стремятся, как оценивают себя и свои возможности, что думают о поколениях старших?
Да, все так и есть… Начальник – ничтожество, главный инженер –скотина (не взял на работу), мастер – карьерист и себе на уме, (хотя и ходит в «товарищах»). Баранов – «баран», уже сама фамилия говорит. Работяги – придурошные все, то же и охранники, один из них сидит на отшибе – клоун… Народу много – «людей» нет, не с кем работать, не на кого опереться…
Кстати, все эти пенсионеры – сами ничего уже не могут, да  и не понимают ничего по годам своим… Что они умеют, и знают ли - как надо эффективно управлять производством, руководить коллективом сегодня?  Время их прошло, а они все цепляются, стараются чему-то поучать из их, якобы, «опыта», как они сами говорят, пытаются что-то сказать, вычитав  из своих умных книжек…
Все не так устроено, как надо бы… Все перекроить, переделать по-новому, все эти законы и правила, которые сами они напридумывали… Нет достойных людей, одни отморозки и дебилы.  Встречаются, правда, реальные парни, конкретные, без всяких там заморочек и условностей, но мало…
И как им всем объяснить, «пенсионерам» этим, вбить в их головы, донести до этих прокисших мозгов, что будущее за нами – молодыми и энергичными, что мы лучше видим и знаем – «как надо»… За нами – перспективы, а что у них? Одни «рассуждения» и воспоминания из замшелой старины?
Опять же, книжки эти… Я прочитал парочку, валяются дома, в туалет отнести.  И так времени не хватает, а тут дребедень всякая, пользы никакой… Главное, конечно, что  - есть образование. Ну и что, что в сфере «елок и палок» (лесотехническая академия), зато «высшее», его просто так не дают, а отсюда – и должность руководящая… Это не токарем на заводе, гайки точить по пять рублей за ведро. Здесь голова нужна, ответственность, и организаторские способности, не каждый сможет. А мне скоро 30, зрелость считай… Ничего, пробьемся, главное – чтоб удача, «фарт» по-нашему, чтоб «карта легла»… Может в Церковь зайти?  Опять же – время, где взять, как выкроить? Сколько уж на рыбалке не был, да и охоту вот-вот откроют… Звонил приятель, звал – с металлоискателем монетки поискать…»
Так думалось Николке – молодому специалисту, грамотному в своей области, перспективному руководителю (в смысле социального лифта, как сейчас говорят), в своей профессиональной карьере. Николка взял рогатку, купленную в оружейном магазине (сейчас продают, вполне приличные), и стал целиться в ворон, сидящих на бетонном заборе…

И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим. Юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею    (Ис.3,1-5)


Рецензии