О книголюбах

Безмерных знаний океан, в библиотеках умных книг… В них обольстительный обман, извечный хоровод интриг…

Если человек проникнется страстью книголюба, с детства пристрастится к чтению, сам ли по себе, или же поспособствуют родители, сами любители чтения, то это становится увлечением страстным, практически на всю жизнь. Такое увлечение не проходит – вряд ли встретишь таких людей, которые бы, читав раньше, потом бы читать перестали, пропал бы интерес к книгам…
Разговор не идет об ученых, избравших науку своей профессией, где чтение специальной литературы – обязанность и непреложное правило, без этого нет настоящего ученого.  Есть из них такие, которые читают только сугубо по специальности, и светской литературой не интересуются – просто нет времени на это, да и жаль им его тратить на книги пустые, не приносящие пользы, как они считают…
Другая  часть  ученых, кроме специальной, читают книги и из других областей, такие называются разносторонне развитыми, интеллектуалами, в общем смысле слова, но это, как правило, люди гуманитарных профессий – историки, литераторы, философы, богословы… Им необходима именно эта всеохватность жизни во всех ее проявлениях, широкий кругозор, знакомство с литературными новинками, исторические факты, новости в культуре, науке… Знания их могут быть широкими, но без претензии на глубину, т.к. невозможно объять необъятное.
Есть еще категория читательниц-домохозяек, их тех, которые смотрят сериалы, и читают книги, подобного же плана. Вот они-то, как раз и могут от чтения отказаться, по какой-либо причине - то ли семья купила дачу, и не стало времени, то ли появилась вдруг работа, или рождение ребенка,  болезнь родителей… Но здесь чтение (если и было) – как форма досуга, некое отвлечение от действительности, путешествие в мир грез - слащавые романы и стихи, однообразные детективы, легковесная фантастика…
Люди старшего поколения рассказывали, что во время сталинизма, когда происходила коллективизация, то много появилось писателей, о ней писавших, в угоду властям. И все они канули в Лету, не оставив никакого следа, как и в сердце читателя, так и в литературе. Также была и пропагандистская литература - партийная, которой были завалены все магазины и склады… Интересовались ли такой литературой книголюбы? Скорей всего - вряд ли (кроме самих пропагандистов), может, лежа в больнице, чтобы убить время, там всегда встречалось подобное, хотя больше было про партизан и комсомольские стройки…
Следующая категория читателей  - это молодежь, молодые люди, живущие в наш цивилизованный век. Чаще всего они склонны по характеру к физикам, нежели к лирикам, последние, как кажется, вымерли как динозавры, потому что изменилось само время – произошло резкое ускорение жизни во всех ее проявлениях, настала эпоха потребления,  а отсюда – жажда иметь все и сразу, а это ведет к образу жизни, который предполагает  добывание средств, необходимых для удовлетворения этих бесконечных потребностей, времени на книги не остается…
И молодежи сегодня  не до персидской поэзии 15-го века, образно говоря, не до чтения… Они сегодня не знакомы даже с элементарным набором произведений в литературе, который принято считать необходимым, для каждого образованного человека… Но это их не беспокоит, наоборот, они считают старшие поколения - отсталыми, в некотором смысле, которые тратили  свое время на отвлеченное и  бесполезное занятие…

Как пример, можно привести разговор с одним убежденным технарем. На вопрос:  что он читает сегодня из литературы? Он дает прямой ответ: Я – визуалист (слово придумали), читаю только техническую литературу, или отдельные колонки из газет. Если что-то другое, то я засыпаю, мне не интересно… - так он выразился буквально. Его кругозор ограничивается  газетными колонками (во что трудно верится, т.к. газет он не покупает, а если б покупал, то только не ради колонок этих) и техническими справочниками, и это считает вполне достаточным.
Когда ему показываешь новый, недавно изданный, трехтомник  Летописного свода И.Грозного, который лежит на столе, то он останавливается в двух метрах, как бы цепенея, и даже не подходит, чтобы взять в руки.   Это для него – чуждая территория, отвергаемая всем его существом, это закрытая область для его ума,  причем, такая область - у него в любой гуманитарной сфере – в литературе, истории, политике, экономии… вообще во всем, кроме болтов и гаек, шестерней и коленвалов… Говорить с ним в этих областях – совершенно невозможно – он спорит, отстаивает свое мнение - ничего не читав, не слышав и не смотрев… Он просто - так думает, по своему представлению, ему так кажется, не имея элементарного знания ни в чем, кроме своих железяк…
Дотошные журналисты подымали эту тему на ТВ – опрашивали молодых звезд модельного бизнеса, опрашивали по самым элементарным вещам. Было жалко смотреть на их потуги, но им за это не стыдно, это им не нужно, не пригодится в жизни. Говорят, что сегодня ВУЗы выпускают много экономистов и юристов, эти науки относятся к гуманитарной сфере, но какие из них выйдут специалисты, если они невежественны в самом общем образовательном смысле. 
Как представляется, молодое поколение ни переделать, и доказать им что-то невозможно. Время сделало их такими, сама среда их формирует. Их мировоззрение (ум) – как прямой металлический метр – он прямолинеен, его трудно согнуть, невозможно смотать в клубок, он всех цепляет…  А возьмите тряпичный метр (как у портных) – он гибок, компактен, практичен…но тоже метр…  Так же и гибкость ума, уже предполагает его всестороннюю образованность, широту горизонта взглядов, это живой и деятельный ум…
В такой же степени это относится и к религии – вот уж где для них чуждая территория… Сама их сущность противится, видя религиозные книги, она их отвергает, только взглянув на заголовок… Здесь важно отметить, повторим, что сам дух времени формирует людей, молодежь впитывает то, чем живет мир:
Происходит некое таинственное явление… Действует на природу  человека  какая-то неведомая сила, которая меняет их природу на свой лад, в свою угоду… Это относится к духовной стороне вопроса, это – духовные влияния иного мира, которые подчиняют человека себе, меняют его устроение, он становится «другим» по самому духу своему… Происходит это почти со всеми людьми, это деградация самой цивилизации, ее вырождение, а не прогресс и развитие…
И это не собственные наши измышления, а те выводы, к которым приходит религия, христианство, в частности, что подтверждается и Св. Писанием, и всем  святоотеческим наследием. Подтверждают это  и все те процессы, которые мы видим сегодня – человек меняется, и очень быстро, меняется и окружающий его мир. Сам ход истории, как представляется, идет к своему концу…
Законы, управляющие духовными влияниями – слишком сложная и тонкая вещь, чтобы те, кто обладает достаточным их знанием, могли позволить себе вносить безнаказанно более или менее произвольные изволения в ритуальные формы, где все имеет свое разумное обоснование, хотя точное знание этого может от них ускользнуть. Таков в действительности характер духовного влияния, трансмиссия которого и представляет собой инициацию в собственном смысле слова…  (Р.Генон «Кризис современного мира» с.172)

Здесь Генон говорит об инициации - влиянии, которое оказывается на человека силами иного мира.
Человек, поглощенный многочисленными формами деятельности мира телесного, никогда не сумеет «сконцентрировать» свое сознание на высших реальностях ни, следовательно, развить в самом себе соответствующие этому возможности. Тем более, так произойдет и с тем, кто будет блуждать и «расточать» себя во множественности… Мир индивидуального проявления, как на психическом, так и на индивидуальном уровне, по-видимому пытается всеми способами удержать того, кто стремится от него ускользнуть. В этом проявляется своего рода реакция противоположных сил, которая, как и трудность другого порядка, связана с бессознательной враждебностью среды…   (там же) 

Человек может не подозревать о существовании подобной вещи: если он никогда не слышал об инициации. Ему, разумеется, не придет в голову идея считать себя «инициируемым», только потому, что он видит вещи, которых не видят все остальные, или ему иногда снятся вещие сны. В обычных случаях единственным способом действия будет то, что дальневосточная традиция обозначила как недеятельную активность, каковая, впрочем, именно благодаря своей непроявленности, представляет саму полноту действия…          (Р.Генон  с.273-276, там же)

В последнем абзаце, автор говорит о единственном способе действия - недеятельной активности, которая в силу своей непроявленности (не видной для окружающих) – является самой полнотой действия… Чем и занимались адепты религии, в православии это аскеты-безмолвники, которые практиковали умное делание - молитву в глубине сердца. Они были поглощены этой полнотой действия, сидя в келии, будучи безмолвны…
Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием  непрестанной молитвы…
- так говорит православие устами Господа.

 В связи с этим, хочется сказать о чтении серьезном - получении истинного знания, как такового, а не отвлеченного – знания фундаментального – религиозного, традиционного, его законах, предназначении человека, цели и смысле его жизни…  Источники такого чтения, бесценны (по своей пользе),  в них накоплен опыт и мудрость множества поколений, знания глубокие и единственно главные для человека.  Усвоение таких знаний, требует  от человека силы воли, усидчивости, кропотливости и постоянства… Это серьезная работа для ума, и если стремление к таким знаниям серьезное (а не любопытствующее, суетное), то на это требуется, практически, все время человека, т.к. нельзя этим заниматься от случая к случаю, между делом, время от времени…
По сути, такие занятия, становятся единственным и главным делом человека. Единственным - потому, что такое традиционное знание, говорит о вечной жизни за чертой смерти, посмертной участи человека,  и оно  есть  действительно главное в этой жизни. Такие знания (ведение) являются спасительными для него… И когда он усвоит это понятие, то все остальное – является уже второстепенным,  прилагающимся лишь к главному…
Те, кто считает, что деловая активность и телесный труд выше чтения, глубоко заблуждаются. Гораздо важнее, чтобы ум человека был наполнен непрестанной памятью о божественном Домостроительстве: в этом заключается совокупность всех заповедей Господних.  Тот, у кого память постоянно связана с Богом посредством чтения и молитвы, совершил все подвижнические труды.  Чтение, как одна из форм беседы с Богом, ведет инока туда, где прекращается умственная деятельность на человеческом уровне, т.к. ум вступает в непосредственное соприкосновение с Божеством…    (И.Сирин)

Чтение Писания и отцов Церкви, а также Житий святых, является подобно молитве, беседой с Богом. Исаак называл чтение – «источником чистой молитвы 
              («Духовный путь И.Сирина», митр.Илариона (Алфеева)

Так может, чтобы стать книголюбом здравым и дальновидным, нам, христианам, надо возлюбить именно такие книги?


Рецензии