Кроха

Быль иль небыль?  Как сказать…
Нам уж этого не знать…
Только люди говорят:
Много лет тому назад
В селе горном, у реки,
Жили-были старики.
Бог им дал трёх сыновей,
Двух красавцев, силачей:
Звали старшего Ловкач,
Ну а среднего Силач.
Третий плохо рос совсем
Звали Кроха его все.
Старший сын хоть и силён,
Был всегда упрямым он,
Средний от роду красив,
Но при этом говорлив.
Ну а Кроха скромен, тих -
Вовсе не похож на них,
И хоть внешне не пригож,
Был в поступках он хорош:
Грамоту любил и счёт –
Всё умнел из года в год.
Встанет утром сын Силач,
С ним поднимется Ловкач,
Оседлают вороных,
Ловко - прыг верхом на них:
«На охоту мы спешим!»
Кроха молвит робко им:
«В лес возьмите и меня -
Посадите на коня…»
Разом те ему в ответ:
«Для тебя коня, брат, нет, –
Не удержишься в седле,
Тебе лучше - на осле!»
Скажут так и ну смеяться
И, хлестнув коней, умчатся. 
Кроха к батюшке идёт
И такую речь ведёт:
«Милый батюшка, послушай
Успокой мою ты душу -
Страсть верхом хочу скакать
Да округу повидать,
Так уважь малютке - сыну,
Подари мне животину».
Крохе тот пообещал
И исполнил, что сказал:
Обошёл он полсела
И купил ему… осла.
Сын доволен очень был:
Сам он ослика кормил,
Смастерил седло, уздечку,
Мыл его он в горной речке.
Кличку дал себе под стать -
Малышом его стал звать
И счастливый на осле
Разъезжал теперь в седле.
Вот он едет, держит книжки.
«Почитай! - кричат детишки.
Тот присядет на пенёк,
А ребята все - в кружок,
Слушают его, глядят,
Как и он, читать хотят.
Ну а Кроха и не прочь
Им в учении помочь:
Буквы учит с ними, счёт,
Умный разговор ведёт.
Молвят люди: «Хоть и мал -
Добротой, умом он взял».
         ***
А в семье их лад да склад -
Кто же этому не рад?            
Но нежданно, как всегда,
В дом нагрянула беда:
Батюшка их заболел -
Всё лежал, не пил, не ел.
Каждый сын без лишних слов
Жизнь ему продлить готов.
Лекарей к отцу ведут:
Снадобья они дают,
Только проку в этом нет,
Батюшке не мил уж свет…
Раз явился к ним мудрец:
«Будет ваш здоров отец,
Коль за три горы снесёте,
Чудо-речку там найдёте:
Из неё воды попьёт -
Будет жив он, не помрёт».
«Если станет он здоров,
Я нести его готов
Не за три, за десять гор!
Ну какой тут разговор?! -
Сразу вызвался Силач. -
Пожелайте мне удачи,
Горы быстро все пройду,
Чудо-речку ту найду!"
А мудрец ему: «Гляди,
Встретишь вдруг кого в пути,
Будь приветлив с ним, учтив,
В обращенье не спесив".
Старший брат ответил:
"Кто с силой дружен,
Тому ваш совет не нужен!
Как идти я знаю сам,
С детства ведь привык к горам.
Зря зачем меня учить -
Что мне делать да как быть?
Силы хватит у меня -
Три горы пройду в три дня!»
       ***
И уверенно вперёд,
В горы батюшку несёт…
Вдруг голубка на пути:
«Речку помогу найти -
Только дайте мне еды
И хоть капельку воды…»
Хмуро ей Силач в ответ:
«Видишь, птица, или нет -
Некогда тебя кормить -
В гору надо мне спешить!
А тропу найду и сам –
Всё под силу силачам!»
Птица - ввысь, а он вперёд
Дальше батюшку несёт…
Но чем выше, тем трудней
Силачу идти по ней.
И решил он отдохнуть,
Чтоб потом продолжить путь.
Но откуда ни возьмись
В небе тучи собрались,
Дождь пошёл... сильней, сильней!
Надо бы идти быстрей,
Чтобы где-то на пути
Им укрытие найти.
Но померкло всё кругом...
Отец грустно: «Не дойдём…
Воротись, сынок, домой
И не мучайся со мной.
Плохо мне, я весь промок...»
«Потерпи, отец, чуток, -
Тот настойчиво ему, -
Вверх тебя я подниму,
Ну а там с горы вдвоём
Побыстрей уже пойдём».
Но вокруг ни зги не видно!
Злится сын - ему обидно:
Сбился с верного пути,
Видит сам, что не дойти
До реки чудесной той...
И обратною тропой
Вынужден идти назад -
Свету белому не рад!
          ***
Лишь ступил он на порог,
Мать ему: «Отцу помог?»
«Нет, прошёл лишь полпути -
До конца не смог дойти...»
Грустно отвечала мать:
«Батюшке, знать, помирать…»
…Как больного отогрели -
Тут и грозы отгремели.               
Сын Ловкач отца поднял:
«Мой черёд теперь настал...
Я не то что старший брат -
В деле я ловкач и хват,
И за что я ни возьмусь –
Своего всегда добьюсь!»
Обняла их нежно мать:
«Вас с надеждой буду ждать…»
Вслед мудрец проговорил:
«Ты не трать напрасно сил
На пустые разговоры -
Этого не любят горы,
Встретишь вдруг кого в пути:
С добрым словом отпусти -
Слушай мудрого совета,
Пригодится тебе это».
А Ловкач ему в ответ:
«Слышал твой уже совет!
Только путник я бывалый,
Исходил в горах немало -
Сам во всём я разберусь
И до речки доберусь!»
Мудрый старец и замолк -
Был бы от советов толк…
        ***
Средний сын вперёд спешит
Да в дороге не молчит:
Хвалится, как здесь бывал,
Как на зверя промышлял,
Да какой всегда он смелый,
Ловкий, быстрый и умелый.
Тут к ним горлица летит
И, как люди, говорит:
«Дайте мне еды немного,
Покажу к реке дорогу».
Но Ловкач ей: «Не бывало,
Чтоб мне птица помогала!
А еду ищи сама,
Поди, лето не зима.
Так что прочь от нас лети,
Не мешайся на пути!»
Грустно та: «Ну что ж, как знать,
Можешь счастье потерять...»
«Ну-ка, кыш! – Ловкач в ответ, -
Мне не нужен твой совет,
И угроз я не боюсь,
К речке быстро доберусь!»
И продолжил путь опять, 
Чтобы время не терять.
Гору первую прошли...
На вторую лишь взошли:
Тут вдруг тучи в небесах,
Ветер загудел в ветвях -
И порывист, и силён,
С ног сдувает просто он!
Сыну батюшка: «Постой,
Лучше воротись домой -
Мне так плохо… Мочи нет…»
Ну а сын ему в ответ:
«Не печалься, погоди,
Прошагали полпути -
Эту гору мы с тобой
Перейдём, отец, постой!»
Вновь расхвастался Ловкач:
«Я тебе не брат Силач,
Я до места доберусь,
С полдороги не вернусь!»
Но тут новая беда -
Дождь полил, как из ведра.
«Хоть бы встретилась нора,
Хоть пещера, хоть навес,
Чтобы я туда залез -
Непогоду переждал!" -
Сын с досадою сказал.
Сил уж нет подняться в гору -
Тут и смолкли разговоры...
Батюшка ему: «Постой,
Возвращайся, сын, домой -
Знать, до места не дойдёшь,
Здесь со мною пропадёшь!»
Хмуро тот: «Отец, прости,
Вижу сам, что не дойти..."
        ***
И уставший средний брат
Возвращается назад…
Лишь явился на порог,
Грустно молвил: «Я не смог
Побывать у той реки –
Туда тропы не легки…»
Со слезами в ответ мать:
«Отцу, видно, помирать…»               
Но наутро дождь прошёл –
Снова сухо, хорошо.
Кроха сын встаёт с зарёй:
«Вот настал черёд и мой
Эти три горы пройти,
Батюшку к реке снести".
"Ты, сыночек, слишком мал...» -
Тихо тот ему сказал.
«Мал не мал – мне не к лицу
Не помочь в беде отцу».
И, сказав такие речи,
Берёт батюшку на плечи:
"Путь далёкий нам держать…»
Мудрецу сказала мать:
«Дай наказ ему, мудрец,
Чтобы смог он наконец
До реки заветной горной
Отнести отца проворно,
Чтоб испил водицы тот…»
Он ответил: «Донесёт…
Ведь немало уже знает,
Книги умные читает,
К тому ж – щедрый он душой -
Лишним будет совет мой".
Кроха всем: «Пока», - сказал
В горы молча пошагал,
А за ним и друг-осёл
В горы не спеша пошёл…
      ***
Гору первую прошли,
На вторую побрели.
Если Кроха уставал,
Спину ослик подставлял.
Но вот выбились из сил…
Батюшка проговорил:
«Чего маяться со мной?
Лучше, сын, вернись домой».
«Потерпи, родитель милый,
Отдохну и будут силы,
Что напрасно горевать –
Нам негоже отступать!
Если я устану вдруг –
Мне в пути подмога – друг.
Так, глядишь, мы с ним вдвоём
Тебя к речке донесём».
После передышки снова
Они в путь идти готовы.
Вдруг голубка на пути:
«Помогу к реке дойти -
Только дайте мне еды
И хоть капельку воды».
Кроха протянул в ладошке
Небольшой кусок лепёшнки
«Я того не видел век,
Чтобы словно человек,
Птица речи так вела!
На, поклюй… Не бойся зла
Мы тебе не причиним
И воды попить дадим».
А она чуть поклевала -
Весело прощебетала:
«За добро добром плачу -
С вами вместе полечу –
Будет трудно – помогу,
От беды уберегу».
Тот, смеясь, ответил ей:
«Вчетвером ведь веселей!
А устанешь - не беда,
На плече моём всегда
Сможешь мирно отдохнуть,
Ведь ещё далёк наш путь…»
Тут она с тревогой им:
«Ой, давайте поспешим,
Видите, из-за той кручи,
Движется большая туча?
Значит скоро ждать дождя,
Где укрыться, знаю я:
Здесь пещера совсем рядом,
Поспешить туда нам надо».
И к пещере подались…
В неё только забрались,
Разразился сильный гром,
Град посыпался с дождём,
Ветер ветки стал ломать…
А в пещере – благодать:
Есть постель, огонь, еда,
И студёная вода.
Кроха очень удивлён:
«Чей то кров? – промолвил он.
И призналась птица в том,
Что её родной тут дом.
Про себя подумал Кроха:
«Если б обошлись с ней плохо,
Нам пещеры не видать…
И ещё надо признать,
Испытала нас она,
Что была, мол, голодна,
Ведь три крошечки склевала…
Ну а воду пить не стала…»
Вслух сказал лишь пару слов:
«Благодарствуем за кров».
Обогревшись, легли спать -
Завтра рано ведь вставать.
На заре на третью гору
Поднялись без разговора:
Шли всё тропами глухими...
Вот и три горы за ними.
Тихо батюшка: «Сынок,
Видно, жизни вышел срок…
Перед смертью мне б напиться,
Хоть глоточек дай водицы…»
Сын промолвил: «Пей, отец,
Нашему пути конец -
Добрались до речки той!
Напою тебя, постой…»
Он больного опускает,
В ладонь воду набирает:
«Пей! Да дай тебя умою
Горною живой водою…»
Сделал так и вдруг…О чудо!
«Я теперь здоровым буду,
Ничего не страшно нам -
Я пойду отныне сам!» -
Так отец промолвил твёрдо,
На ноги поднялся бодро.
Сын немало удивлён:
Не скрывает радость он.
Сам к той речке наклонился,
Тоже из неё напился –
И на удивленье всем
Тут же стал другим совсем:
Так плечист – узнать нельзя,
Только прежние глаза…
Ослик к речке наклонился -
Отраженью удивился:
«Кто глядит там на меня?
Не было ведь здесь коня!»
Кроха другу: «Ослик мой,
Ты и есть тот вороной -
Лишь испил воды сейчас,
Стал конём ретивым враз».
Попила голубка тоже –
Стала девицей пригожей.
Кроха ей сказал: «Прости,
Что не так было в пути,
Ведь и думать-то не мог,
Что я девице помог».
Сам не сводит с девы глаз,
К батюшке ведёт тотчас:
«Это вот Голубка наша,
Погляди - видал ли краше?
Разреши её с собой
Мы возьмём к себе домой?
Без людей как здесь ей быть,
Да одной в пещере жить?».
Тот ему: «Ну как не взять,
Ведь невесткой может стать.
Ну а ты, краса прекрасна,
С нами в путь идти согласна?»
Та: «Спасибо от души –
Ваши речи – хороши,
И дела достойны тоже -
Кто же отказаться сможет?
С вами мне идти за честь,
Боязно одной ведь здесь…
Вас о том просить хотела,
Только вот сама - не смела…»
Так сошлись они на том
И пошли своим путём:
Через горы до села,
Где их матушка ждала…
        ***
Лишь явились на порог,
Мать к отцу: «Сынок помог,
Коли сам заходишь в дом!»
Но расстроилась при том:
«Почему же ты один?!
Где наш Кроха – младший сын?»
Тут они всё рассказали:
Как нелёгкий путь держали,
Речку горную нашли,
Лик другой все обрели.
Вскоре жителей села
Эта новость обошла:
Что все живы воротились
Да к тому ж преобразились,
Как им горная водица
Помогла преобразиться.
Все дивились чудесам:
«Побывать бы там и нам,
Думали, что небылицы
Сказывают о водице,
А у нас и правда тут
Реки дивные текут!»
И селяне к старику
Шли узнать про ту реку,
Нового увидеть Кроху,
Подивиться да поохать…
Средь селян был и мудрец:
"Радуйся теперь, отец, -
У тебя такие дети,               
Что добудут всё на свете,
Чтоб родителей спасти
Да на помощь им прийти,
Свято чтят отца, мать...
Ну чего ещё желать?!"
        ***
С той поры всё изменилось:
Счастье в дом их воротилось,
Кроха свадьбу отыграл
И счастливым мужем стал.
Да и братья с этих пор
Вели мудрый разговор
И смогли себе под стать
Тоже пары подыскать,
И немало добрых дел
Каждый совершить сумел.
Долго жил и их отец…
Тут и сказочке конец.


Рецензии