Дискуссия

Еретика, после первого и второго вразумления, отрекайся…
   
Любой атеист похож на всадника без головы…


Сегодня, современному неверу – любителю мира, поклоннику мирских ценностей, гордому в своем самомнении, трудно доказать несостоятельность его мировоззрения, т.к. он не видит поврежденности своей природы, почитает ум свой здравым и цельным.
Кто проповедует истину неверу, укоряет или учит его, тот подобен человеку, бросающему драгоценнейшие перлы во глубину моря.  Следуют они своим склонностям, довольствуясь своим суждением и мнением. Когда отцов своих совершенных, умеющих  верно  различать  добро от зла, не спрашивают, а следуют желаниям своего сердца, думая, что они и сами уже достигли совершенства. И они, по писанию, суть в самом деле блестящие грозды, но незрелые и терпкие. Наставления отцов им тяжелы, потому что они уверены, что сами знают уже все.    (Антоний В.)

Антоний В. говорит здесь о неверах - людях, которые руководствуясь своими суждениями, пренебрегают знаниями от святых отцов, отвергают их, полагаясь лишь на знания мирские, опираясь лишь на  свое суемудрие (осуетившийся ум свой). Они обольщены   своим самомнением, поэтому и представляют из себя такие блестящие грозды, но незрелые и терпкие…  Такая характеристика может относиться и к несовершенным христианам, которые это свое мнение, как бы, противопоставляют св.отцам, думая, что они и сами уже достигли совершенства…
И что же сказать, о действительно человеке неверующем, прагматичном материалисте, отрицающем бытие Бога, считающем, что все в мире случайно? Его мировоззрение сформировано самой нашей жизнью, всей нашей действительностью, которая не оставляет почти места чувству религиозному. Сегодня наш современник не испытывает нужды в этом чувстве, он холоден и равнодушен к нему.

Мы говорим сегодня, потому, что в 21-й век, человечество стало на такой уровень развития, которого, естественно, не было в веках предыдущих. Знания и возможности цивилизации достигли таких высот, что для человека прошлых времен, они показалось бы непостижимым чудом. Расщепление атомного ядра, полеты в космос, интернет, генная инженерия и пр. Такие достижения науки, само развитие цивилизации, способствуют некому взгляду свысока  на времена прошедшие, культивируют то мнение, что человек прошлых времен был ограниченным по своему мировоззрению, что, конечно, не совсем так (а точнее совсем не так).
Представим себе, что наш неверующий оппонент – человек  развитОй (с широким кругозором, как принято говорить),  образованный (современными науками), знатный по происхождению (роль наследственности), миром прославленный - публичный и известный (по своей профессиональной деятельности), и богатый - как по своему внутреннему миру (душевному), так и в прямом смысле – человек состоятельный, что позволяет ему быть самостоятельным и свободным. 

И вот такой человек, на склоне лет, сидя в удобном кресле, на фоне стеллажей с книгами, рассуждает как на общие темы, так и на вечные вопросы нашего бытия. Этот наш оппонент, хоть и собирательный образ, в некоторой степени, но и человек вполне реальный, наш современник. Он не скрывает своих взглядов, открыто высказывает, не пытаясь, впрочем, убедить других в их истинности. Высказывая их, он как бы предлагает некий повод к дискуссии  –   посмотрите, вот это так и так, а из этого логично вытекает последущее… разве это не очевидно?
Называя себя западником, исповедуя ценности западного мира, его образ мышления, он понимает конечно, что и его внутренний мир меняется, вследствие такого влияния, что считает вполне в порядке вещей, и это не вызывает у него внутреннего сопротивления. То есть, во влиянии этом (по его мнению) – нет ничего негативного (разрушаещего) для него самого, как личности. Он считает такое влияние   естественным и прогрессивным по своей направленности.   

Сложился даже термин  в свое время – новое мышление, которое было заимствовано, как бы у современной (западной) модели общества, и которое хотели привить в нашем отечестве… позаимствовать, как пример,  непосредственно с Запада,  как с некого передового форпоста  цивилизации… Наш оппонент убежден в преимуществах образа жизни этого западного мира, его внешнего и внутреннего устройства, предпочитает его миру славянскому, косвенно подразумевая последний - отсталым в своем развитии, относя это и к религиозной сфере. Он прямо говорит в своих публикациях, что славянский мир живет в феодализме, открыто противопоставляет его  этому западному, цивилизованному миру….
Кстати, он оговаривается, что его родной брат – славянофил, по своим убеждениям, но это не вызывает особых разногласий, т.к. вера, если она и есть в их семье, то она здесь только прилагается, а не является стержнем мировоззрения. (Если вера не на первом месте, то  она – на последнем - Л.Н.Толстой)
Он высказывается о разных проблемах нашей страны, упоминает передовые экономические модели, в частности корейскую, этим давая понять, как бы, неспособность русского человека к современной, технологической деятельности, его ущербность  в некотором роде. Относительно искусства, его культурных ценностей, семейного отдыха и образования своих детей, то здесь предпочтение также отдается Западу.
В связи с тем, что его мировоззрение представляет ярко выраженный образец западного мышления, то и свои взгляды на религию, он подает такими мимолетными, нейтральными высказываниями, своим личным мнением, отстраненным сознанием сухого прагматика.
Говоря о ней, он, к примеру, несколько недоумевает по поводу православного богослужения (где во время службы надо стоять), в отличие от службы католиков, где сидеть можно. Он философски рассуждает и о религиозности русского человека: Русский человек всегда был малообразован в христианском учении, более принимал веру сердцем, нежели рассуждением ума… Что верно, в принципе, но это подается в некотором уничижительном смысле.   

Обобщает же он свои выкладки окончательным выводом: все в мире случайно, давая этим понять, что он вообще отрицает религиозное мировоззрение, как таковое, т.е. крепко стоит на материализме, как незыблемой гранитной плите, с которой его сдвинуть невозможно.
Человек богатый и благородного происхождения без душевного образования и добродетельной жизни несчастен в глазах здравомыслящих. Напротив, бедный и раб по состоянию – счастлив, если он украшен образованием и добродетелью. Как странники заблуждаются на дорогах (и гибнут), так погибают не пекущиеся о добродетельной жизни, будучи увлекаемы пожеланиями. (Антоний В. Добротолюбие, т.1, с.80)
Удивительна такая слепота, ни смотря на широкий кругозор мирских знаний. Человека не убеждает даже явная очевидность достижений современной науки.  Например, открытия в области ядерной физики, астрономии, или биотехнологий – в которых показана такая сложность мироздания, такая строгая математическая подчиненность законам и точнейшая выверенность их, при которых только возможна жизнь на планете, которые, должны были бы, казалось, убедительно показать человеку -  этот мир сотворен Создателем, что только Он и есть Виновник всего этого Космоса (красоты).  Непостижимая нашему уму, то могущество силы и премудрость, с которой создан человек, как живой организм только, не беря во внимание его душевно-духовный мир.
Изучение лишь одного мозга человека, приводит академиков, его изучающих, к вере в Бога (академик Бехтерева). Одно крыло стрекозы, или глаз орла – вызывает восхищение человеческого ума…
И это все во время взрыва? Нелепо как-то, но красиво… - выразился поэт Л.Мартынов в одном из своих стихотворений, удивляясь  нелепости того высказывания, что все произошло из хаоса случайного взрыва…  А именно так и выглядит вера материалиста – я верю, что все в мире случайно…

В самом Писании говорится о возможности познания Бога через устройство сотворенного физического мира.
Псалмопевец говорит: Небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18:2). Апостол Павел тоже пишет: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассма¬тривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20).
В этих и во многих других текстах Писания, таких как псалмы – песни природы, – говорится, что Бог оста¬вил о Себе свидетельство в том мире, который Он сотворил. Бог вспоминается чаще всего в связи с тем, насколько по¬разительным выглядит и какое глубокое впечатление про¬изводит сотворенный мир, свидетельствующий о могучей и мудрой личности, которая способна замыслить и произ¬вести такое сложное разнообразие и красоту. Обычный че-ловек, созерцающий красоту заката, астроном, изучающий звезды бесконечного космоса, биолог, рассматривающий через микроскоп клетки организма, – все они восхищаются свидетельствами величия Божьего. Вторая область проявления Откровения – это высо-чайшее из земных творений Божьих, сам человек. Божье откровение усматривается в физическом устройстве и ум¬ственных способностях человека. Но еще яснее личность Бога и Его действие проявляются в нравственной и духов¬ной стороне жизни человека. Особенно если человек пони¬мает, что он создан по образу и подобию Бога… 
(из книги «История как Промысл Божий» В.Ю.Катасонов, В.Н.Тростников, Г.М.Шиманов)

Современная археология открывают нам знания такие, которые почти полностью опровергают все то, чему нас обучали в школах. Артефакты, которые не были известны в недалеком прошлом, но о которых знали древние  -  найденные скелеты исполинов (великанов), о которых говорится в Писании, чертежи и описания летательных аппаратов, которые находят в древних индийских рукописях, мелкие детали в виде пружин из неизвестного на земле материала, пирамиды и туннели под землей по всему миру,  датируемые тысячелетиями, и пр.пр. – все то, чему так удивляется сегодня обыватель, глядя на голубой экран.
Все эти последние открытия, показывают о ничтожности наших знаний и ограниченности нашего ума ни смотря на весь наш прогресс. Разве не безумство утверждать, что все это великолепие жизни – есть случайность?  Разве человек не характеризует этим сам себя (ум свой), который остается слепым в своем видении мира? 
Все вышесказанное - это только внешние факты (аргументы) материального порядка, явно выраженные, которые человек может,  так сказать,  потрогать руками (в принципе) – только одни они, уже могут привести человека к вере в Бога, что часто мы и видим в научной среде.
Невер же остается равнодушным и к явным фактам, также материального своего проявления, но относящимся к миру иному – нематериальному. Когда в Пасху возгорается Благодатный Огонь на Гробе Господнем, то для верующего это есть чудо, укрепляющее его веру. Для невера же – какие-то физические процессы, пока наукой не изученные… Этот пример приводили свидетели, говоря, что все присутствующие при таком чуде, резко делится на две группы – верующие, радостно принимающие такое подтверждение своей веры, и… равнодушно нейтральные, рациональные прагматики  -  те,  у которых все случайно…

Не убеждает их чудеса веры - нетление мощей святых угодников,  мироточение икон, обновление их, исцеления больных, цветение засохших цветов на иконах в церковные праздники… А огромное количество мучеников, отдавших свои жизни за веру? Это что, помутнение в умах миллионов людей, слепой фанатизм? Как могло существовать христианство 300 лет при таких гонениях? Но оно продолжало  шириться, приняло такой размах, такие масштабы, что в 313 году, император Константин издал Миланский эдикт, он просто вынужден был считаться с таким явлением. Откуда такое? В никаком естественном порядке этот феномен объяснению не подлежит.
Допустим на время, что и фанатизм… Ну а почему тогда такой «фанатизм» не принять людям в человеческом общежитии, если он исповедует братскую любовь к ближнему, такую любовь, что готов положить душу свою за други своя?  Да и само христианское учение, кто были его апостолами - неграмотные рыбаки, которые смогли  (своими силами) перевернуть мир своим (откуда у них) учением?

Первые 300 лет христианство сопровождалось непрерывными гонениями, оно было вне закона – христиан ко львам… Миллионы людей предпочли умереть, но не отказаться от своей веры в Бога. Достаточно было взять горсть зерен и бросить на жертвенник кумира, и человека отпускали на свободу. У таких людей это было не мнение, не предположение, а твердая  убежденность такой силы, что они отдавали свою жизнь.  Можно возразить: есть герои любой идеи. Да, все так, но сколько их? – единицы, десятки, а здесь – миллионы, повторим, людей кристально честных, которые не могли солгать даже в мыслях. 
   
Итак, мы имеем - огромное кол-во свидетелей: да, есть Бог, мы Его реально пережили… А как самому убедиться? –  Есть целая наука (религия – это наука), изучив эту науку – христианское учение, идя по этому пути, человек может убедиться в бытии Бога.  В Евангелии есть формулировка такого подхода: блажени  чистые сердцем, яко ти Бога узрят… Недаром еще древние говорили: подобное познается подобным… Приходя в подобное состояние, человек способен ощутить Бога.  Христианство предлагает доказательства:  колоссальное  количество  свидетелей  и  дает путь проверки, чтобы убедиться  в искренности их свидетельств…А если применить такие критерии к атеизму? Каких свидетелей может предложить атеизм, которые бы сказали: мы знаем, что Бога нет… Кто это может сказать?  На все эти аргументы и факты, ответов у оппонентов нет, нет доказательств несуществования Бога.
Всех, вышеприведенных примеров, как будто и нет для невера,  не существует в природе – они есть, но их и нет, как бы… Странное мировоззрение, вы определитесь, господа… Вы принимаете эти чудеса, или отвергаете их? Но отвергать, конечно, не можете, по причине их явного присутствия… Но хотя бы вступите в честную дискуссию, опровергните мировоззрение верующих, оспорьте, приведите доводы, скажите – что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?  (как говорит наш известный богослов в своих лекциях).

Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра и многих успевает прельщать, оттого что у них нет рассуждения и мудрости. Посему блаженный Павел, когда узнал эти богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела, написал к ефесеям: Да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведете вам, яко есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего, и кое богатство достояния Его во святых (Еф.1, 17-18)  (из Добротолюбия)
   
Так говорит Церковь о тех, у кого нет рассуждения и мудрости, и о тех богатствах разума, которые определены верным христианам. Это богатство разума – духовные знания, святоотеческое наследие христианства.  Так как не может быть того, чтобы на протяжении двух тысяч лет, существовало учение на пустом месте - без мучеников за него, без аскетов-отшельников, без богословия святых отцов, без института монашества и, главное, опять же - подтверждение всего этого учения горой фактов, перекрывающей малый холм сомнений (П.Флоренский)
Вот где действительно безбрежный океан знаний, знаний безусловных, истинных, проверенных временем, доказанных опытом тысячелетий. Такие знания, жизненно необходимы человеку, они – живая вода, текущая в жизнь вечную… Их и должен приобретать человек, отвергая знания бесполезные, суетные, ничего человеку не дающие для его пользы.
Величайшие подвижники веры, изучавшие эту духовную науку опытно самой своей жизнью, почитали себя младенцами, на пороге вечности. А мы смеем что-то рассуждать и мнить из себя, не только не зная их учения, но не зная даже имен их. Мы считаем себя образованными относительно прежних времен, в то время, как представляем из себя невежественных маловеров, а то и полных безумцев – сказал безумец в безумстве своем: несть Бога… Человек без веры в Создателя, поврежденным умом своим, в неведении истины…
 отлучает сам себя от Бога и душу с Неба низводят в пропасть плотских пожеланий (Антоний В. Добротолюбие, т.1,с.90)

Свои суетные цели определяет смыслом жизни, как то – построить дом, посадить дерево, воспитать сына… Такое мировоззрение формируется его умом, который человек считает развитым и самодостаточным, в то время, как ум такой есть полу-ум, слепствующий в неведении, не видящий истинной цели, предопределенной человеку Создателем –
не зная, что воля Божья – сия вина всякого добра и источник вечных благ для людей – есть та, чтоб человек спасся… Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу  (он же, с.86, 90)   

Отрицая Бога, мы загоняем себя в мировоззрение плоскостное, ограниченное, крайне опасное для человека. Становясь материалистами, мы становимся богоборцами, что подлежит наказанию, но что человек во внимание не берет, по своему неверию, которое есть ограниченность ума его. Да, именно так говорят отцы Церкви: неверующий человек – полу-умный… (Н.Стифат)  Ум такого человека – неполноценен, ущербен, т.к. только такой ограниченный ум может не видеть всей непостижимости и премудрости мироздания… Для невера нет Бога, поэтому все его устремления – на здесь и сейчас. Для  него вера, как духовная категория - не приемлется, игнорируется в принципе, он просто не хочет верить в нее. Это его аксиома, и догма, его мир понятий.
Когда слышишь слова Писания, что Господь воздаст каждому по делам его (Пс.61,13), то не думай, что дела (сами по себе) достойны геенны или Царствия, но что Христос воздаст каждому по делам неверия в Него или веры,  как Бог Создатель и Искупитель наш, а не как Соразмеритель вещей (т.е. дел и наград)   (с.650 т.1 Добротолюбия – Марк Подвижник)
   
Так что же можно сказать в завершение воображаемой дискуссии современному неверу -
Виновный, заключенный в темницу, не радуется. Не ест с удовольствием тот, кому на шею накинута петля. Связанный оковами железными, не может исполнить волю свою. Не поведет других тот, кого самого держат в кандалах…  (Исаия)
и еще добавим:
не мое это сокровище, другой положил его у меня, а я – нищий, когда положивший захочет, возьмет его у меня…
   
Поэтому не будем и далее расточать сокровище это - бросать  драгоценнейшие перлы во глубину моря…


Рецензии
Отрицание Творца, это хула на небо, почти неизлечимое беснование, даже св.Василий Великий на брался изгонять таковых бесов! Это род изгоняется молитвой и постом, и жизнью пока она не изломает человека, как лен в ступе грехов. Св. Димитрий Ростовский в "Алфавите Духовном" утверждает, что пока человек не изломается, как лен, он не способен придти к Богу. Как-то так...

Скобелев   16.04.2018 17:47     Заявить о нарушении