Декабрьские притчи - 2018 год

Притча о сложности охранения личного
     На кухне в безвестной берлоге стояла чашка, из которой любил пить хозяин семьи - медведь. Он считал эту чашку своей и никому не дозволял пользоваться ею. Но поскольку медведь часто уходил из дома по делам охоты или сбора ягод, а то и вовсе засыпал на целую зиму, посасывая лапу, то чашка стояла на кухне без пригляда.
     В моменты бесприглядности чашкой медведя-хозяина спокойно пользовались другие медведи, случайно заходившие в кухню. Они попивали из этой чашки разные вкусные напитки, причмокивали и нахваливали, поглядывая в окно, чтобы хозяин чашки не застал их за этим преступным питием, если, конечно, хозяин бродил по лесу, или прислушиваясь к храпу, если хозяин спал, чтобы проснувшись и выйдя из спальни, тот не застал их с чашкой в руках.
     Все бы ничего, но иногда медведь-хозяин, попивая из своей чашки, заболевал... Но поскольку медведь-хозяин не знал, что его чашкой пользуются другие,  он  долгое  время недоумевал и возмущался:
     - Как же так, вроде ни с кем... и опять заболел?! Может, в малине подцепил?
     - Конечно, конечно, - примерно так и ответила бы чашка, если бы могла говорить, а так как она была молчалива, то отвечала, как могла, то есть всем своим видом и делом выражала невинность, кротость и заботливое участие в судьбе медведя.
     Конечно, такая ситуация иногда продолжается вечно как в частных владениях, так и в публичных заведениях вроде столовых, где, собственно, никто и не претендует на владение столовыми приборами, но в нашем случае у героя повествования прозрение наступило.
     Медведь, в конце концов, сообразил, что чашкой его пользуются другие, пока он не видит. Как он об этом узнал, история умалчивает: то ли заметил следы употребления, то ли чашка оказалась не на том месте, то ли стала излишне чистой, то ли излишне грязной, то ли санитарные врачи взяли смывы... Но, в любом случае, с той поры медведь предпочитает пить из стерильных разовых стаканчиков, а то и просто из своих ладоней.
     Мораль состоит в том, что если уж домашнюю чашку невозможно сохранить только для себя, то что говорить о не сидящих на месте людях, каковыми являются, например, супруг или супруга, а тем более друзья и подруги…

Притча о всепрощающем лодочнике и вселюбящей лодке
     Однажды некий лодочник связал свою жизнь с лодкой навсегда, то есть влюбился сверх всякой меры, потеряв разум. Лодка тоже любила его, когда он плавал на ней, чинил ее, обхаживал... Но тут надо сказать, что она, скорее всего, любила не лодочника, а свои приятные ощущения, возникавшие, когда она скользила по волнам, свои счастье и эйфорию, и себя более красивую…
     Пришло время, когда в эту лодку сел другой лодочник, а может, и не лодочник, а просто угонщик. Угнал он эту лодку, а лодка ничуть не сопротивлялась, плыла, как и при прежнем хозяине, отдаваясь радостям общения с волнами, получая не меньшее счастье. На самом деле, какая разница лодке, кто на ней катается, если ее интересуют ощущения, почти не связанные с конкретным лодочником?
     Угонщик покатался, износил лодку и бросил. Лодка загрустила, но пришел ее лодочник, он ее починил, подлатал и поплыл. Лодка опять обрела хорошее настроение. Так продолжалось длительное время: лодка отдавалась и тем и другим, а лодочник возвращался… Но как-то лодочник не заметил течь в лодке, лодка стала тонуть, лодочник принялся ее спасать, да так и утонул вместе с лодкой, повинуясь понятию чести и своей любви, как тот капитан, который не покидает тонущее судно…
     Мораль состоит в том, что если партнер позволяет всем кататься на себе, то не надо ревновать, а надо относиться к нему, как к неодушевленному предмету, то есть использовать и бросать, когда вздумается, а не тонуть вместе с ним... но как это иногда сложно…

Притча об отношении к бесплатному
     Один наследник получил прекрасное богатое наследство, а поскольку цену, какой это наследство создавалось, он не знал, и получил его, не прилагая никаких усилий, то принялся тратить...
     Праздники, наслаждения, увеселения, азартные игры... И подготовка к этим мероприятиям вошла для наследника в обычный круговорот событий.
     Наследник тратил и тратил, пока не стал испытывать нужду, которая, как обычно, возникла внезапно. Тогда наследник принялся экономить, чтобы сносно жить на оставшиеся средства, и искать возможности заработка, что было для него затруднительно, поскольку наследник привык тратить, а не зарабатывать.
     Так наследник заблаговременно привел себя к нищенскому состоянию, хотя, если бы изначально тратил разумно, мог бы жить и жить...
     Наследство в данной притче - это здоровье, данное родителями. Поскольку здоровье в молодости кажется многим неисчерпаемым и даже тем, о чем думать не стоит, то многие чрезмерно тратят его на заработки, на наслаждения и удовлетворение страстей. Однако здоровье любого человека не неисчерпаемо и приходит в негодность, особенно при невоздержанной его трате. Жаль, что осознать ценность здоровья можно, только лишаясь.

Притча о желании стать человеком
     Как-то в одном диком лесу звери захотели стать людьми. Они научились ходить на задних лапах, исполнять команды, служить и прислуживать, научились хорошо выглядеть и следовать модным тенденциям, научились создавать и ценить искусство. Они научились даже изъясняться лаконично и в пределах полномочий. Они научились соблюдать субординацию и многому другому. Однако все равно при ближайшем рассмотрении в новоявленных людях обнаруживалась звериная морда.
     Мораль состоит в том, что если не родился человеком, то никогда им и не станешь.

Притча о невозвратном залете
     Одна птичка очень любила летать, она летала среди лесов и полей, среди гор и зданий… Она весело пела и танцевала прямо на лету. Летала, летала, но однажды залетела в скворечник, и до того в этом скворечнике было сытно и тепло, что птичка перестала летать и петь, а начала делать ремонт в скворечнике, устилать его пухом, выводить и растить птенцов, заниматься еще множеством дел, о которых понятия не имела, когда просто летала. И до того увлеклась она скворечником, что забыла о полетах и пении, танцах и природе - все заменил ей скворечник.
     Мораль состоит в том, чтобы в своих полетах мы никогда не залетали так далеко и безвозвратно, как эта птичка.

Притча о бессмысленности споров с хищниками
     Как-то одному барану волки вынесли нелепый приговор, оттяпали ему одну ногу, и у барана осталось только три. Не помню, за что оттяпали, суть не в этом, а в том, что баран, вместо того чтобы зализывать раны и оставить в покое волков, чей естественный аппетит и заключался в том, чтобы лишать баранов не только частей тела, но и жизни, принялся жаловаться на них.
     В поисках справедливости, которые начал этот баран, не было ничего предосудительного, но начал он жаловаться на волков тем же волкам, которые имели, правда, более высокое положение в стае.
     Смешно, конечно, объяснять волку, каким бы положением тот ни обладал, что грешно кушать баранов, в то время когда волки баранами и питаются. Ну не умирать же им всем, не лишаться же пищи и кормушки?! Однако надежда у барана была, и заключалась она в том, что баран рассчитывал найти среди волков, образно говоря, барана, который бы пожалел его, наказал бы волков, безвинно осудивших его, и вернул бы ему его ногу.
     Баран - он и есть баран, что с него взять? Уж каким образом баран рассчитывал вернуть себе ногу, причем давно съеденную, - об этом баран не думал, но ему казалось, что ее можно где-то найти и как-то пришить. Вот таким бараном был этот баран, и, как всякий баран, он был очень упорным в достижении цели.
     Писал, писал, писал наш баран... пока с подачи какого-то слегка оголодавшего волка, которому надоела  переписка, ему не отгрызли еще одну ногу. С той поры баран ползает по земле на двух... Правда, он считает себя уже не бараном, а, как пострадавший за правду, кем-то духовно ближе к человеку, чем раньше, поскольку вышел на человеческий уровень хотя бы по количеству ног, но проклинает тот день, когда стал спорить с системой власти и тратить на это силы, поскольку остался бы тогда хотя бы на трех ногах.
     Мораль состоит в том, что чем меньше споришь с теми, кто решает твою судьбу, и чем меньше их злишь, чем меньше обращаешь на себя внимание, тем сохраннее остаешься, правда, на четвереньках.

Притча о недостойном внимания
     Как-то закостенелый хулиганистый бомж, пребывая на железнодорожном вокзале, встретился глаза в глаза со Львом Толстым в одном закутке, какие присутствуют на вокзале. Вполне естественно, что бомж не читал произведения Льва Толстого, не знал его графского положения, но по простой одежде, какую носил Лев Толстой, и неухоженной бороде, бомж признал в нем своего, причем такого своего, у которого, пока не видит полиция, можно что-то и отобрать. Поэтому бомж высказал следующую вызывающую на драку фразу:
     - Ну ты и дебил, бородач! Еще тот дебил! Таких дебилов, как ты, учить надо!
     Бомж хотел спровоцировать Льва Толстого на возмущение, а потом навешать тому и обобрать. Такие оскорбления, конечно, любой человек воспринял бы вызовом, но только в данном случае бомж имел дело не с обычным человеком…
     Лев Толстой, пока бомж говорил свою тираду, молча прошел мимо, будто и не заметил. И правильно сделал, потому что у бомжа в кармане был нож, и много чести было бы этому бомжу, если бы на него обратил внимание Лев Толстой.
     В результате Лев Толстой написал еще много чего интересного, а тот бомж так и остался безвестным бомжом, не то что Дантес, убивший Пушкина.
     Мораль состоит в том, что если вы в чем-то мастер и имеете имя, не стоит обращать внимание на слова тех, кто ниже вас по статусу, - живее будете.

Притча о занятости, которая не может измениться
     Как-то один инструмент, точивший детали и видевший в этом смысл жизни, остался без дела и заскучал. Может, постарел и износился, может, предприятие его ликвидировали, может, забыли о нем, а может - еще какая оказия приключилась, но остался инструмент без дела.
     - Как жить, не пойму, помогите, - просил он всех, кто был рядом.
     - Займись, наконец, собой, - посоветовал ему кто-то.
     Задумался инструмент и последовал совету: занялся собой, но ничего у него не получилось, потому что любой инструмент предназначен для того, чтобы заниматься другими. Так он и мучился, пока его не взяли на какое-то другое предприятие, а может, мучился и в дальнейшем…
     Мораль состоит в том, что коли, работая на других или заботясь о других много лет, вы стали в своем роде инструментом, то для собственного счастья вам нужны те, на кого вы могли бы работать и о ком заботиться.

Притча о пользе незнания
     Корова родилась на мясной ферме, но, пока была теленком, не задумывалась о будущем и радовалась каждому прожитому дню. Однако время шло, и, познавая мир, корова поняла, что живет на мясной ферме только для того, чтобы стать куском мяса на чьем-то столе. С этого дня в ее жизнь вошли печальное доживание, которое не могло изменить даже жевание сена, и беспокойное ожидание смерти, когда любое неприятное прикосновение казалось исходящим от лезвия лишающего жизни ножа...
     Мораль состоит в пожелании, чтобы размышления о конечности нашего бытия никогда не захватывали нас, а понятие смерти оставалось неведомым даже при ее наступлении.

Притча о губительности жалости к себе
     Одна тучка очень жалела себя и печалилась о своей незавидной участи. Она то страдала от жаркого солнца, то огорчалась, что природа сделала ее легковесной, наделила ее слишком малым состоянием, то злилась на соседей, которые ее обжимали, оттирали или стремились отхватить от нее кусок…
     Тучка страшилась того, что в скором будущем она вовсе исчезнет, как, впрочем, и все тучи... А такие чувства до добра не доводят: они бледнят и проливаются слезами. Так и эта тучка пролилась дождем и исчезла с неба преждевременно.
     Мораль очевидна: не надо жалеть себя, в каких бы прискорбных обстоятельствах вы не оказались. Жалость к себе  - еще один дополнительный урон.

Притча о близких отношениях, которые при расставании становятся далекими
     В горшке рос цветок, рос, рос да разросся. Разросся настолько, что перестал помещаться в горшке. Будущее у этого цветка могло быть печальным, потому как - хотя и говорят: в тесноте, да не в обиде, - некоторые цветы не любят тесноту и гибнут.
     Цветок разделили на два и рассадили. Время шло, цветы в обоих горшках разрастались и заполнили их. Однако, даже спустя долгое время, тот цветок, который отсадили, с ностальгией поглядывал на родительский горшок, но там под общность уже не осталось и места...
     Мораль состоит в том, что если вас спровадили из семьи или из коллектива, или вы сами ушли, то вернуться назад и ощутить прежнее очарование совместной жизни вряд ли получится.

Притча о победе мелочи над значительным
     Два брата, повзрослев и обзаведясь семьями, пожив длительное время врозь, захотели встретиться. Дело, вроде бы немудреное. Однако каждый из братьев привык к иному, чем раньше, образу жизни. Каждый считал свой образ жизни и мыслей единственно верным, поэтому каждый предлагал вариант встречи, в котором определялось время и место, удобное только для одного…
     Причина - в банальной гордости. Каждый считал себя в чем-то более старшим, более мудрым, а свое мнение - более достойным, поэтому каждый до того крепко стоял на своей позиции, что они не встретились никогда. Так желание встретиться оказалось куда меньше желания настоять на своем.
     Мораль состоит в том, что если принципиальные споры возникают с кем-то из-за пустяков, то вы не так уж и близки с этим человеком, каким бы родным и близким он ни казался.

Притча о вредности споров
     Как-то один умный заяц вступил в препирательство с глупым волком. Этим он до того разозлил серого, который обычно по глупости пробегал мимо зайца, что тот приложил все силы, чтобы поймать зайца. Поймал и съел.
     Мораль состоит в том, что никогда не надо спорить с глупцами, особенно если те сильны.
***
     - Но как же истина? - спросит читатель и продолжит. - В каких-то ситуациях ее надо отстаивать. Хотя бы когда противник слабее.
     Хорошо, пусть противник истины будет слабее…
***
     Как-то сильный и умный медведь вступил в препирательство с глупым и слабым волком. Этим он до того разозлил волка, что тот позвал на помощь волчью стаю - и вместе они задали такую отменную трепку сильному и умному медведю, что весь лес потом только и говорил:
     - Какой все-таки дурак сильный и умный медведь.
     Мораль состоит в том, что нельзя спорить с глупцами, даже если они слабы, поскольку они могут позвать на помощь.
***
     - Но как же истина проживет без нашей защиты? - спросит огорченный читатель.
Действительно: как?..
***
     Как-то один умный волк не вступил в препирательство с глупым волком по поводу капканов, которые глупый волк в силу своего малого опыта, необразованности и глупости считал подарками судьбы. Он думал, что приманка внутри капканов посылается самим Богом, что ее надо брать быстрее...
     Умный волк, видя уверенное упорство глупого, не стал того переубеждать. В результате глупый волк попался в капкан, а умный волк помог ему выбраться. Так умный волк не только сохранил хорошие отношения с глупым, но и улучшил эти отношения, поскольку глупый волк теперь был обязан умному жизнью.
     Мораль состоит в том, что спорить вообще не надо, а если глупец является непреклонным, то надо оставить его в покое - жизнь сама научит, если потребуется.

Притча о крепости земного и хрупкости небесного
     Жили-были растения: кустарник и дерево. Кустарник жил на земле, думал о земных радостях, поэтому высоко не поднимался. Дерево думало о небесных радостях, и для этого укрепляло связи с небом, вытягивая ввысь ствол, удлиняя ветви, умножая их и протягивая к небу.
     Разразилась буря. Кустарник, как говорится, крепко стоял на ногах, спокойно пережил бурю, благодаря тому, что тихо и малозаметно для бури скрывался, пошептывая что-то неразборчивое. Он остался жить на земле, понеся мелкие потери в листьях.
     Дерево, наоборот, громко шуршало листьями, теряло вместе с листьями ветви, оно сдерживало ветер, мешая ему крушить и пылить. Однако из-за сильного порыва ветра, который приняла на себя его обильная крона, сыгравшая роль паруса, дерево упало на землю, что часто и случается.
     Когда закончилась буря, а любая буря заканчивается, то оказалось, что без дерева мир стал менее красив, а на кустарник никто и не обратил внимание.
     Мораль очевидна: отзывчивые, сердечные, душевные люди создают красоту этого мира, но они слишком ранимы - и становятся первыми жертвами любых общественных потрясений…

Притча о пользе отсутствия зависти и излишних претензий
     На гладкой крыше дорогого автомобиля, стоявшего на анархической автостоянке возле подъезда многоэтажного элитного дома, лежал мордастый пушистый котяра, ничем не хуже своих соплеменников - эрмитажных котов, живущих на полном довольствии и при должности. Котяра этот был таков, что при случайном прикосновении взглядов по покою, разлитому в его глазах, сразу поймешь, что он знает секрет счастья.
     Об автомобиле, на котором лежал котяра, мечтали многие, вглядывались в него завистливо и уважительно, когда проходили мимо, но не это заботило котяру. Тот лениво и беззаботно мечтал о чем-то своем. Ему нравилось, что крыша автомобиля была не такая холодная, как вся окружающая его увядающая осенняя природа, нравилось, что никто не докучал в этот почти полуденный час, когда все жильцы, в том числе и владелец машины, были на службе или при работе.
     Котяра думал о рядом живущих кошках, с которыми не помешало бы закрутить роман, о том, где бы ему хоть что-нибудь перекусить, потому что желудок уже напоминал, а иногда он, словно проснувшись, а может, услышав подозрительные шумы, посматривал по сторонам и вообще ни о чем не думал, но готов был покинуть крышу машины по первому требованию.
     Сложно понять мысли котяры, который не способен говорить, но можно сказать уверенно, что он не завидовал владельцу восхитительного авто, он не завидовал жильцам подъезда, имеющим высокие доходы или престижные должности, сытым ленивым кошкам, проживавшим в подъезде на полном обеспечении. Он вообще не завидовал никому и ничему, потому что ему все это было либо не нужно, либо недоступно. Так он и прожил хорошую кошачью жизнь.
     Мораль состоит  том, что не мешало бы и человеку в чем-то походить на этого котяру и довольствоваться тем, что имеет по праву. Конечно, стремиться к лучшему, но никогда не завидовать и не усложнять жизнь излишними претензиями.

Притча о сложном пути к признанию общественностью
     В одном месте Земли природа создала живописнейший уголок. Конечно, таких уголков на Земле много, но речь идет об одном. Там был и отличный пляж с мелким белым песком, как на тайских островах, и уютная чистая акватория прозрачно-голубого моря, защищенная от стихии скалами. Там были роскошнейшие пальмы, чистейшей зелени травы, яркие красочные цветы, нежные кустарники и прочее, прочее, что усиливает впечатление от живописнейшего уголка.
     Была лишь одна беда: мало кто видел эту красоту, потому что и добраться в этот живописнейший уголок было сложно, и жить в нем непросто, из-за опасных насекомых, пресмыкающихся и даже хищников, а также отсутствия комфорта, к которому привык любой городской человек.
     Так и остался бы живописнейший уголок природы счастьем единиц, если бы какой-то предприниматель не построил там отели, не проложил дороги и тропинки, если бы не окультурил природу, не извел опасных насекомых и пресмыкающихся. С этого момента живописный уголок обрел настоящую славу.
     Мораль состоит в том, что природа любого творца может создать шедевр, однако чтобы этот шедевр обрел признание публики, он должен быть отредактирован, как участок дикой природы, он должен быть, если хотите, усреднен до уровня, на котором публика привыкла понимать произведения искусства, и, наконец, донесен...

Притча о божественности
     Как-то один человек, одетый то ли в трирский хитон, прошитый золотыми китайскими нитями, и в сандалии; то ли в легкую хлопковую рубашку, летние штаны и кроссовки; то ли в официальный костюм и туфли, прошел по воде, и не по мелкой луже, а по самой настоящей поверхности моря над громадной его глубиной, и не утонул. Более того, этот человек даже не замочил одежды. Этот многоизвестный, но необычный случай породил средь людей идею его божественности.
     Мораль этой короткой притчи состоит в том, что божественным становится тот, кто совершает наказуемые обычно деяния, но никак от этого не страдает.

Притча о преступной благотворительности
     Как-то один богатый человек вздумал делиться с нищими. Он подавал им понемногу того, что было у него в достатке. Нищие принимали, благодарили, на том их отношения и заканчивались. Однако богатый подавал не просто так, он думал, что нищие оттого и нищие, что им не хватает так называемого стартового капитала, что нищие, получая от него благо, сумеют понемногу выбраться из нищеты.
     Через какое-то время богатый решил оценить результаты своих трудов, пройтись по улицам и внимательно посмотреть: сколько нищих исчезло с улиц от его благодеяний. Прогулявшись, он сильно огорчился увиденному. Оказалось, что нищих стало больше, чем было.
     Благодеяния богатого нищие использовали не для того, чтобы избавиться от своей нищеты, а чтобы обрести удовольствия и развлечения. Чем больше богатый подавал, тем больше нищие кутили и развратничали. Более того, видя, что быть нищим выгодно, многие стали рядиться в нищих.
     Мораль состоит в том, что когда из благотворительности или  милосердия  раздаешь  блага  всем без разбора, не контролируя, на что они тратятся и как используются, то бывает - творишь зло.

На фотографии: вход в Омский драматический театр, декабрь 2017 года.


Рецензии