Проект Краеведческого центра
Краеведческого исследовательско-издательского центра
Елабужского муниципального района
АКТУАЛЬНОСТЬ
Президент Российской Федерации В.В.Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал актуальность и важность проведения исторических исследований, популяризации отечественной истории, необходимости привлечения к комплексным историческим исследованиям не только профессиональных историков, но и лиц, занимающихся смежными видами исследований – генеалогов, краеведов, семейных историков, представителей профильных общественных организаций. Так, на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, состоявшейся в январе 2014 года, он подчеркивал: «жизнь нашего народа – это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода». Фактически поддержка исторических исследований и популяризация их результатов обозначена Президентом РФ, в качестве приоритетных направлений государственной политики в области науки, образования, патриотического воспитания подрастающего поколения.
В Республике Татарстан также на государственном уровне декларируется всемерная поддержка исторических исследований, принимаются государственные программы и исследовательские проекты, касающиеся разноформатных исторических исследований. Огромный интерес и понимание значимости сохранения историко-культурного наследия проявляет Президент РТ Р.Н.Минниханов. Мы видим, с каким вниманием он относится к историческому наследию города Казани, лично делая периодические обходы исторической части города, решая вопросы сохранения объектов культурно-исторического наследия. Не случайно в декабре 2016 года именно он на государственном уровне презентовал республиканский бренд «Наследие Татарстана», в рамках которого, кстати, следует рассматривать деятельность и по предлагаемому проекту. Уже более 20 лет в Республике функционирует Институт Татарской энциклопедии и регионоведения, успешно завершивший проект по созданию 6-ти-томной Татарской энциклопедии и реализующий в настоящее время проект по созданию Энциклопедического издания «Населенные пункты Республики Татарстан». В связи со сказанным нельзя не упомянуть и Государственную программу Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2017-2019 гг.», утвержденную постановлением Кабинета Министров РТ, в рамках которой издаются книги, посвященные истории и культуре татарского народа. Также Институтом истории им.Ш.Марджани АН РТ курируются исследовательские проекты по написанию «Истории населенных пунктов РТ» и «Истории татарских населенных пунктов в регионах РФ».
Следует признать, что в Елабужском муниципальном районе также уделяется немалое внимание сохранению историко-культурного наследия края. Со стороны администрации города чувствуется постоянная поддержка инициатив и проводимых мероприятий по восстановлению, сохранению объектов исторического наследия, исторических зданий. Главой района проводятся обходы и выездные заседания в районе исторических объектов, подлежащих восстановлению.
Однако, к сожалению, одно из направлений реализации положений государственной и республиканской политики в сфере изучения, сохранения и популяризации исторических знаний о Прикамском крае вообще и елабужском в частности, до сих пор остается практически в зачаточном состоянии. Речь идет о том, что Прикамский регион РТ, включающий в себя Елабужский, Менделеевский, Тукаевский, Нижнекамский и ряд других муниципальных районов, и имеющий богатейшую и интереснейшую историю, остался фактически за рамками государственной и муниципальной поддержки частных исследовательских инициатив по исследованию и популяризации истории населенных пунктов региона. Например, в Елабужском районе есть люди, осуществляющие историко-краеведческие, генеалогические и архивные исследования, но при отсутствии финансирования не имеющие возможности издания своих работ даже в минимальном количестве. В количестве, позволившем бы обеспечить подобной литературой (весьма, кстати, востребованной читателями и учащимися средних и высших учебных заведений региона) хотя-бы библиотечные учреждения. Да и сами исследования – весьма и весьма трудо - и время-затратные, финансово не обеспечиваются. Елабужский район находится в этом плане фактически в числе аутсайдеров в сфере изучения и популяризации истории региона и исследовательско-издательской деятельности. Даже в соседствующих городах дружественной Удмуртии, имеющих историю куда более скромную, чем Елабужский край, и не имеющих таких масштабных комплексов, как Елабужский государственный историко-культурный музей-заповедник, имеются успешные издательские проекты по изучению, увековечиванию, распространению и популяризации истории края. Таков, например, уже давно реализуемый издательский проект по изданию серии книг «Память Сарапула».
В контексте сказанного мы ни коим образом не желаем умалить заслуг и значимости работ, ведущихся в рассматриваемой области Елабужским институтом Казанского Федерального Университета и, в особенности, Елабужским государственным историко-архитектурным музеем заповедником. Безусловно, значимость сделанного этими двумя культурно-образовательными учреждениями для города и края огромна. Речь о том, что без должного регулирования и государственной поддержки остается большой, а главное, важнейший пласт исследовательских работ.
Елабужская история как важнейшая часть региональной истории Татарстана.
Интерес к истории Елабужского края начали проявлять российские ученые и путешественники еще в 18 веке. В этом веке было сделано довольно большое количество описаний Елабужского городища, которое привлекало внимание историков и путешественников, а через это проснулся интерес и к самой Елабуге. В XIX веке появляются первые елабужские краеведы, которые, к сожалению, на момент своих исследований обладали небольшим объемом информации и недостаточно критично относились к работам своих предшественников, которые не только описали Елабужское городище, но и записали много местных легенд. Именно они, зачастую без достаточной проверки, принимались исследователями XIX века «за чистую монету», что привело к появлению в елабужском краеведении элементов «мифотворчества», когда непроверенные сведение преподносились как доказанные исторические факты. В ХX веке все это, опять же без критического осмысления, начало повторяться, и XXI век должен стать временем, когда на основе археологических материалов и тщательных архивных изысканий будет написана нормальная, правдивая история города Елабуги и Елабужского края.
Елабуга всегда являлась центром Елабужского края, выступая в разные времена то миссионерским центром (сначала мусульман, потом христиан), то центром пограничной области (Булгарского, Казанского ханства), то уездным городом. Елабужский край активно колонизировался не только русским, но и татарским населением именно с начала русской колонизации. Преимущественно в это время появляются не только русские, но и татарские селения края. И при этом история селений, многие из которых уже исчезли, абсолютно не изучена, а ведь именно через изучение истории сельских поселений края можно лучше раскрыть историю города Елабуги.
Еще один важный момент связан с тем, что как в XIX-м, так преимущественно и в XX-м веках, елабужское краеведение было прерогативой русской интеллигенции, что обусловило некоторую односторонность исследований истории. С конца XX-го и особенно в XXI веке появились интересные татарские краеведы, обращающие внимание на те моменты истории елабужского края, которые упускались или просто игнорировались русскими краеведами. Например, Иван Васильевич Шишкин практически не упоминает о татарах, живших в елабужском крае, он пишет о трех церквях, но ни слова не говорит о мечети, которая уже была в то время. Еще - практически ничего не известно о кряшенах елабужского уезда о которых за исключением единичных статей не известно ничего. Та же история с кряшенами города Елабуги, которые в XIX веке уже жили в городе. Слабо изучена история удмуртского этноса в елабужском крае – практически никто не знает, что на момент придания Елабуге статуса уездного города порядка 40 % ее населения составляли «вотяки» (т.е. удмурты). И таких примеров множество.
Сейчас, в XXI веке, мы должны не просто написать и переосмыслить правдивую историю Елабуги, мы должны написать такую историю, которая объединяла бы разные народы, а не разъединяла их. Чтобы каждый, прочитав эту историю, увидел в ней себя как частичку общей истории этого края и истории всех народов его населяющих. Чтобы ни одна этническая группа не оказалась обиженной или обделенной.
Учитывая то внимание, которое уделяют первые лица государства и республики к историческому наследию народов Российской Федерации в целом и Республики Татарстан в частности, необходимость создания специального исследовательско - издательского краеведческого центра – очевидна! Показав реальные положительные результаты деятельности такого специализированного подразделения по сохранению историко-культурного наследия, поддерживаемого на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления, можно стать примером не только другим муниципальным районам Республики Татарстан, но и образцом для подражания и распространения положительного опыта в других субъектах Российской Федерации. Учитывая, что наш регион многонациональный, многоконфессиональный, традиционно объединяющий различные этно-культурные слои населения, исторически сформировавшиеся на древней елабужской земле, будет разумно и логично сделать центром объединения усилий всех татарстанских прикамских исследователей именно город Елабугу.
На сегодняшний день в Елабуге имеется ряд разрозненных краеведов, которые самостоятельно, за счет собственного времени и средств, в свободное от основной работы (а иногда – и практически вместо основной работы) время занимаются исследованиями. Объединение, консолидация и систематизация усилий активистов краеведческого движения имеет большой смысл, и позволила бы реализовать много полезнейших инициатив, которые в перспективе принесут неоценимую пользу не только городу, но и всему Прикамскому краю. Примеры частных работ одного из исследователей приведены в прилагаемой брошюре «Библиография публикаций В.Белова», где с 18-й страницы приводится описание некоторых историко-краеведческих книг, подготовленных автором за последние несколько лет (список книг не полон, т.к. брошюра напечатана в 2015- м году и после ее выхода подготовлено еще несколько книг).
Кроме краеведов, есть и другие организации, занимающиеся схожими проектами, например Центр детско-юношеского туризма «Юлдаш» занимается тематикой истории заброшенных деревень Елабужского района.
Таким образом, изложенные выше аргументы позволяют сделать вывод о том, что реализация предлагаемого проекта могла бы:
а) закрыть многие «белые пятна» в деятельности по реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области сохранения историко-культурного наследия народов Татарстана в Прикамском регионе
б) стать примером организации специализированного краеведческого подразделения, инициированного, организованного и осуществляющего свою деятельность в рамках и при поддержке муниципальных и государственных органов субъекта Российской Федерации.
В дальнейшем предполагается расширение рамок реализации проекта до полномасштабного регионального, включив в сферу исследовательской деятельности Менделеевский, Тукаевский, Нижнекамский, Заинский, Чистопольский и некоторые другие муниципальные районы Татарстана.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Цели проекта.
; Создание специализированного действующего на постоянной основе «Краеведческого исследовательско - издательского центра Елабужского муниципального района». Основные направления деятельности – исследовательская и издательская. Предпочтительная административная подчинённость Центра – независимое подразделение при одном из Управлений Исполнительного комитета Елабужского муниципального района.
; Объединение усилий и координация исследовательской деятельности лиц и организаций, занимающихся архивно-историческими исследованиями в области истории Елабужского и соседних регионов Прикамского края.
; Оцифровка и систематизация архивных источников: муниципальный архив, республиканские и федеральные государственные архивы, фонды ЕГМЗ и ЕИ КФУ, архивы Военкомата, семейные архивы и проч. – все, что относится к области исследований. Создание на базе центра единой электронной информационной системы (базы) архивных и иных источников, относящихся к области исследований (истории Елабужского края).
; Проведение тематических исследований по истории Елабужского края. История края имеет целый ряд крупных «белых» пятен, практически вообще не исследованных на сегодняшний день. Это такие вопросы как история города в период до 1780-гг. В частности история дворцового села Елабуги
; Публикация результатов исследований в виде книг и сборников архивных документов в серийных печатаных изданиях. Рабочее название серии «Страницы истории Елабужского края».
Формы деятельности сотрудников Центра:
- Архивные исторические исследования. Проведение тематических архивных изысканий в Архивном отделе Исполнительного комитета Елабужского МО, в Национальном Архиве Республики Татарстан, региональных архивах соседних субъектов РФ.
- Генеалогические исследования.
- «Полевая» исследовательская (журналистская) деятельность. Важнейшая работа, которая никем не проводится. Необходимо во все села елабужского края организовать экспедиции для записи местных легенд, пока еще есть носители этих легенд. Даже рассказы о истории отдельных семей имеют важнейшее значение. Люди уносят в могилы бесценную информацию о прошлом нашего края – о том, как заселялись эти земли, откуда прибыли первопоселенцы и т.д. ЭТО НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ! Данная работа может проводиться как в форме личного опроса сотрудниками центра, так и с привлечением жителей сельских поселений, в т.ч. учащихся СУЗов и ВУЗов, к сбору устных сведений об истории отдельных населенных пунктов у старожилов, жителей пожилого возраста. Параллельно должен осуществляться поиск документов, оцифровка семейных архивов на местах. Последующая оцифровка, литературная обработка и подготовка собранных сведений к публикации.
- Техническая деятельность по оцифровке (сканированию) документов местных архивов и семейных архивов, оцифровка и техническая коррекция аудиозаписей, формирование и актуализация единой информационной базы оцифрованных источников по истории края. Необходимо провести также следующую работу – на руках елабужан имеется огромное количество Домовых книг. Сохранились даже отдельные дореволюционные книги. Эти документы выбрасываются. Необходимо организовать их централизованную замену, сбор и передачу в фонды музея – заповедника.
- Литературная деятельность – написание обобщающих историко-краеведческих очерков по проведенным историческим, краеведческим генеалогическим источникам.
- Издательская деятельность. Логичным итогом реализации каждого тематического этапа деятельности Центра по сбору, систематизации и литературной обработки собранных сведений и источников должно стать отдельное печатное издание – книга, издаваемая в рамках серии «Страницы Истории Елабужского края». В перспективе можно издавать и другие тематические серии или вне-серийные издания. Учитывая имеющийся опыт подготовки печатных изданий, в том числе опыт по полному циклу предпечатной подготовки изданий (все историко-краеведческие и генеалогические печатные издания, представленные в прилагаемой брошюре «Библиография публикаций В.Белова» от непосредственно исследования до написания, верстки и печати пилотного экземпляра книги, полностью подготовлены автором) считаем возможным издание от одной до 2-х полноценных книг (формат А5, объемом 250 – 400 с.) серии в год.
Июль, 2017 г. В.Белов
Свидетельство о публикации №218041600488