Глава 1. История карт Таро

История карт Таро начинается с… пожара в Александрийской Библиотеке, что случился во время ожесточённой борьбы между Юлием Цезарем и египтянами в 48 и 47 годах до новой эры. Уничтожение единственного в регионе многотысячного хранилища рукописей, свитков и книг, собранных греческими философами за несколько сотен лет, привело к потере уникальной информации и знаний античной цивилизаций.


Обучение и передача знаний продолжалось в Александрийской Школе,  хранительнице традиций греческой философской мысли и литературы. Располагалась Школа при Серапионе, святилище, посвящённом Серапису, древнегреческому богу изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни.


Второй пожар в 341 г. н.э. уничтожил последнее  хранилище древних рукописей в Серапионе; Александрийская Школа в сильно изменённом виде продолжала действовать под эгидой Александрийской христианской церкви вплоть до вторжения арабов в Египет в 640 г. н.э.  Утрата античного письменного наследия привела к тому, что на несколько веков цивилизация потеряла древние знания о мире, природе и человеке. Европа погрузилась в «тёмные века».


Только с конца XIV – начала XV вв. может идти речь о восстановлении интереса европейских интеллектуалов к древней греческой философии, о «возвращении к истокам».


История карт Таро, по нашему мнению,  может быть представлена в виде двух «линий», протекавших большей частью в одно время и взаимно дополнявших друг друга. Первая история: история информации, то есть, символов, изображённых на картах Таро и их внутренних смыслов. Вторая история: история «носителей информации», то есть собственно карт (в том числе, карт Таро), а именно бумажных, картонных или пластиковых карточек, на которых и записана символьная информация.


История карт Таро как носителей информации проста, понятна и прозрачна. Начинается она, скорее всего, в Древнем Китае и Древней Индии, где были распространены игры с бумажными карточками-фишками, в том числе – и на деньги.


Через арабов в Палестине и Испании карты как новая форма игры «внезапно» проникают в средневековую Европу. Современные исследователи истории Таро относят это к 1375 – 1378 годам. Европейские игральные карты были адаптацией исламских «мамлюкских» карт. Ранние карты имели четыре масти: чаши, мечи, монеты и клюшки для поло * (которые были поняты европейцами как палки **), и фигурные карты: король и два чиновника-мужчины. Европейские игроки добавили к этой системе набор дам, а чиновников «превратили» в пажа и рыцаря.


Незадолго до 1480 г. французы ввели в обиход карты с привычными для нас символами мастей: черви, трефы, пики и бубны. На некоторых современных картах Таро эти символы также  присутствуют. Первоначальные, «мамлюкские» масти сохраняются в наше время в итальянских и испанских игральных картах.


Джокер появился в США около 1857 г. и использовался в качестве так называемой «дикой» карты в покере, а также в качестве самого старшего козыря в игре юккер ***. Появление Джокера можно объяснить влиянием старой итальянской игрой «тароччи», где именно «Дурак» мог быть самой важной и ценной картой.


Современные игральные колоды карт могут состоять из разного количества карточек (от 24 до 52), а колоды Таро состоят из 78 или 79 карт, реже встречается 80 карт. В современных авторских колодах Таро может быть до 108 карт.


Рождение символов и образов карт Таро можно отнести ко времени Итальянского Возрождения к. XIV – н. XV вв. Территория Северной Италии, в первую очередь Флоренция, становится «колыбелью» восстановления интереса к античным письменным источникам, греческому философскому и литературному наследию. Впервые об этом заговорил римский юрист Риенцо (Николо ди Лоренцо) в Риме в 1347 году.


В течение семи месяцев ранее никому не известный римский юрист Риенцо правил городом Римом и вёл прямую переписку с Папой, королями, правительствами итальянских городов-республик. Риенцо сформировал в своих выступлениях и письмах необходимость возрождения религиозного духа на базе античности и её древних мистических верований и мечтал на этой основе возродить Рим, Италию, весь мир. Этот процесс был им назван «Возрождение» по аналогии с христианским праздником Троицы.


В течение XIV – XV вв. карты Таро и стали той формой, теми «новыми мехами», в которые в Европе «влили новое вино» из древних, вечных, заглохших источников жизни – античной философии. Территория, которую можно назвать «колыбелью» Таро: Северная Италия (Феррара, Болонья, Милан, Флоренция, Венеция).


Глубоко христианские образы первых карт Таро также донесли до нас яркое и колоритное влияние итальянской живописи начала XV века. Ныне ренессансные колоды известны нам по именам семей, их сохранивших. Одна из первых, дошедших до нашего времени, колод Таро – Таро Соло-Буско (Solo-Busco) из Феррары (современное название «Таро Древних магов»). Также ныне широко известно Таро Висконти-Сфорца, нарисованные для миланского герцога Франческо Сфорца около 1450 г.


Под эгидой Лоренцо Великолепного из рода Медичи город-государство Флоренция в Северной Италии развивался подобно древним греческим полисам как центр культуры, учёности и искусства и … захватывал всё новые территории, а также влиял на умы и сознание современников. В то же время французский город Марсель в Провансе также возрождает и сохраняет дух свободы и независимости. Неудивительно, что именно Марсель становится тем «посредником», благодаря которому карты Таро дожили до наших дней.


Итальянские колоды Таро не имели подписей под картинками, ибо любой итальянец начала XV века был знаком с современными ему символами и образами Ренессанса. Французские колоды стали подписывать, так родилось Марсельское Таро. Его образы более просты и схематичны, чем у богато разукрашенных итальянских аналогов. Тем не менее, именно в Марсельском Таро явственно проступили черты новых архетипов цивилизации, общих для всех символов, которые понятны интуитивно, без долгих объяснений.


Образы карт Таро родились из реальной жизни, и впоследствии сами люди стали соотносить образы карт Таро со своей нынешней жизнью. Так появились варианты прочтения символов Таро, так появились Школы Таро.

---
* По'ло (из перс. яз., дословно «калитка»; англ. polo) — командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях и перемещают мяч по полю с помощью специальной клюшки, цель каждой команды – забить мяч в ворота («калитку») противника как можно больше раз за отведённое на игру время.

** Палки для европейцев средневековья могли ассоциироваться с известным им тогда видом борьбы на палках. В современном варианте этот древний кельтский вид единоборств сохранился во Франции.

*** юккер – карточная игра, похожая на тароччи, преферанс и бридж.

Февраль-март 2018 г.


Рецензии