Дхарма хоббита

Джон Р.Р.Толкин. "Властелин колец"

Страшно такое говорить в нашей стране, где культ Толкина уступает только культам Сталина, Ивана Грозного и еще пары-тройки упырей, но я человек смелый, поэтому скажу: "Властелин колец" Толкина сильно уступает одноименной кинотрилогии Питера Джексона.

Книжная версия похождений Фродо и компании чрезмерно затянута и невыразимо скучна.
И все, кто прочел ее в последние годы, вряд будут со мной спорить. Всему свое время. Одно дело, когда эта книга попадает в руки советского подростка в конце 80-х, который живет в условиях дефицита культурной информации (книг, журналов, кино, ТВ) и совсем другое – прочесть эту эпопею сейчас, когда каждый россиянин буквально тонет в информационном море, захлестнувшем нас своими волнами через экран ТВ и окно браузера.

Многие книги, которые я перечитал спустя лет 20-25, по-прежнему так же хороши, как во времена моей молодости, но с трилогией Толкина время обошлось безжалостно. Уже в "Хоббите" под конец сказки стало тягостно следить за путешествием Бильбо в компании гномов, хотя та книга не может похвастать большим количеством страниц. Во "Властелине колец" путешествие главных героев становится и вовсе нескончаемым. И причина этого находится на поверхности.

По большому счету "Властелин колец" – это история Фродо и кольца. Роман был задуман как путешествие главных героев в направлении Мордора и все будущую первую часть книги ("Братство кольца") автор методично осуществлял свой замысел, не отвлекаясь от главной сюжетной линии, связанной с миссией Фродо. Все, кто присоединился к его походу – персонажи важные, но второстепенные. Даже Арагорн и Гэндальф. Их дело – сопровождать хоббита в Мордор. Если бы спецназ, которые сопровождал Фродо с кольцом, держался одной группой, то всю историю можно было уложить в более-менее приемлемый объем, но в конце первой части "братство кольца" распалось, и Толкин принялся описывать приключения всех членов этой спецбригады по отдельности. Это стало роковой ошибкой, поскольку вся история Фродо, на которой держался сюжет, пошла коту под хвост. Увлекшись беготней Арагорна с компанией и приключениями двух украденных орками хоббитов, автор "потерял" Фродо во второй части трилогии (в третьей книге кольценосец отсутствует и возвращается к читателю только в четвертой!) и вспомнил про главного героя романа слишком поздно. Тот же неудачный прием автор повторил и в заключительной части  - "Возвращение Государя" (которая вышла еще хуже второй). Благодаря этим проколам история Фродо превратилась в эпос без конца и края, а роман распался на отдельные сказочные истории.

Раздражают в книге и бесконечные песни, которые совершенно не гармонируют с происходящими событиями. При чтении "Братства кольца" возникает ощущение, что читаешь сценарий какого-то мюзикла. Почти все поют и никак не могут остановиться. Пожалуй, только Горлум и  Саруман не выдали ни одного песенного "хита". К счастью, в дальнейшем песен становится ощутимо меньше. 

Сравнивая кинотрилогию с произведением Толкина, можно отметить, что Питеру Джексону практически удалось устранить 2 главных недостатка романа. Из распадающейся на составные части эпопеи он снял кино-историю, в центре которой находится именно Фродо – как и должно было быть изначально. Даже во второй части трилогии Джексон постоянно показывает зрителю, чем занят Фродо, поэтому нет ощущения, что главный герой растворился среди лесов и полей Средиземья. Сжатый хронометраж 3-х фильмов Джексона позволил устранить невыносимые длинноты, которые есть в книге, слабую концовку эпопеи (возвращение хоббитов домой) режиссер просто выбросил, а битва у Хельмовой Пади снята так эффектно, что не кажется лишней для истории хоббита с кольцом. Второй недостаток романа устранить было еще проще – в кино никто не поет. И это здорово!

Но вернусь к книге. Несмотря на то, что первоначальный замысел у Толкина несколько затерялся на просторах Средиземья, основную идею книги обнаружить не так уж сложно. В основе "Властелина колец" лежит не затасканная история о борьбе сил Добра с силами Зла, не скандинавский и англосаксонский эпос с легендами, а несколько искаженная Толкином индуистская идея о дхарме, о предначертанном личном пути.

В индуизме дхарма – это совокупность религиозных правил, соблюдение которых является необходимым для поддержания миропорядка. У каждого человека свой путь: он зависит от касты, от половой принадлежности, от общественного положения. Если человек следует своей дхарме, то он преуспеет не только в этой жизни, но и в следующих своих перерождениях.

В индуизме жизненный путь определяется при рождении и больше всего зависит от касты, к которой ты принадлежишь. Если ты родился брахманом – твой путь нести свет. Родился в семье кшатрия – будешь воином, а твой путь - повелевать и сражаться (я бы еще добавил – грабить, убивать и насиловать).

У Толкина индуистская идея слегка переработана. В центре его эпопеи – хоббит. Абсолютно мирное существо, которое с рождения не предназначено для подвигов. Но жизненный путь Фродо и его спутников-хоббитов определяется не рождением, а Судьбой. По ее прихоти Фродо оказался владельцем Кольца Всевластья, и этот факт определил его Путь, который стал очень похож на дхарму кшатрия. С другими хоббитами ситуация не столь очевидна – они тоже начинают себя вести как воины, но их преображение выглядит недостаточно мотивированным. Почему Фродо выбрал дорогу воина – понятно, а вот его спутники отправляются в дорогу без видимых причин, просто за компанию с Фродо.

Почти все остальные члены братства четко следуют Пути кшатрия, потому что родились воинами: Бродяжник и Боромир – чрезмерно благородные кшатрии (что Толкин постоянно подчеркивает их родословной: "Арагорн, сын Араторна, потомок Элендила и законный государь Гондора"), эльф Леголас – кшатрий-лучник, гном Гимли – кшатрий с секирой (казалось бы, гномы – это шудры-шахтеры, но гном Толкина явно не труженик, а настоящий воин, который испытывает наслаждение от убийства орков: помните, как он устроил соревнование с Леголасом, кто убьет орков больше?..). В этой компании по доставке Кольца к Ородруину есть и настоящий брахман – Гэндальф, который мудр и имеет связь с Высшими силами.

Второстепенные герои романа, чаще всего, тоже являются кшатриями (орки, люди, пещерные тролли) или брахманами (Саурон, Саруман, Барлог). По большей части их Путь также определяется рождением, как в классическом индуизме. Лишь Саруман свернул на кривую дорожку, но и он не сильно уклонился от своего Пути наставника: он лишь повел к "светлому будущему" не людей и прочих эльфов, а орков.

Но вот что непонятно у Толкина: а для чего Фродо и всем остальным хоббитам соблюдать свою дхарму, определенную Судьбой, и следовать Пути? В индуизме все понятно: следование правилам в этой жизни отразится на тебе в последующих перерождениях. У Толкина этого нет. Он не доводит индуистскую идею личного Пути до логического конца. Что будет, если Фродо свернет на другую дорожку и откажется быть хранителем Кольца? У автора "Властелина колец" он не обернется в следующей жизни орком – просто мир в сегодняшнем варианте рухнет.
 
Мне кажется, что мораль Толкина сильно напоминает мораль, которую власть имущие вдалбливают в голову простым людям, которых они используют как пушечное мясо при каждом удобном случае. Людям внушают, что их Родина в кольце врагов, поэтому их святой долг идти и сражаться, чтобы ее спасти. Но на самом деле, в реальной жизни, человек сражается не за абстрактную Родину и не за конкретный очаг, а за Сталина, за Черчилля, за Гитлера – ряд можно продолжать до бесконечности. Вождям народов всегда нужно пушечное мясо и они его находят. Гэндальф нашел себе мясцо в виде маленьких хоббитов, и внушил им мысль о необходимости спасти родную Хоббитанию. Гэндальф мог попытаться решить проблему с Кольцом своими силами, но сам он предпочел в пекло Ородруина не лезть, и свалил из отряда хранителей на полдороге, притворившись мертвым, после чего занялся делами по возвращению на трон Гондора своего протеже Арагорна, бросив хоббитов на произвол судьбы. Поведение вполне типичное для начальства: они зовут войска на битву, а сами отсиживаются на командном пункте, пока солдаты идут на пулеметы.

Фродо сотоварищи ушли спасать родную Хоббитанию, и пока они бродили по чужим странам, выполняя миссию для Гэндальфа (перед которым некто поставил задачу завершить Третью эпоху), Хоббитанию захватили враги. Но зато Арагорн вернул себе трон предков! Было за что сражаться!

Когда Фродо вернулся домой с победой, то выяснилось, что прежнего дома нет, а сам Фродо неизлечимо болен от ран. Единственное, что ему смог предложить Гэндальф за подвиг – смерть в эмиграции. Вот тебе и воздаяние за то, что следовал по Пути, определенному Судьбой (а точнее, Гэндальфом Хитромудрым)! Да и остальных хоббитов ничего хорошего не ждет – ведь по Толкину закончилась Третья эпоха, и в Средиземье прошло время не только эльфов, но и хоббитов. Наступает эпоха людей и никому не спастись! Всем бывшим остается только бежать за океан, на Запад…


Рецензии