О душе, добре и зле

                О ДУШЕ, ДОБРЕ И ЗЛЕ

                Человек рожден в углублении волны и   
                ничего не знает о широком океане,
                расстилающимся впереди и позади него.
                Эдуард Шюре

1. Об искусственном происхождении Земли и человека.   
      В своих предыдущих работах: О том как мир невидимый создал мир видимый и Разговор с Л.Н. Толстым о смысле жизни, я постарался как можно подробнее изложить свое мнение о том, что в Библии иносказательно доводится до нас, людей,  повествование об искусственном создании жителями Невидимого мира (Богом) Земли и человека.
 
      Вывод об искусственном создании Земли и человека подтверждается многими выдающимися учеными. Наличие во вселенной множества тончайших законов и равновесий привели ученых к чрезвычайно важному заключению: во Вселенной существует «Принцип человеческой первоосновы», т.е. все законы во Вселенной существуют и созданы для обеспечения самых благоприятных условий жизни человека. Известный астроном Пол Дейвис в своей книге «Космический План» поясняет это так: «Мы должны признать существование во всем этом совершенстве четкого замысла, проекта».  В связи с этим мне вспоминается  из Библии: «Вначале было Слово, и Слово было  у Бога...», иными словами – вначале был проект, и руководителем проекта был Бог.

       Основываясь на нерушимых основах математики можно доказать, что наша вселенная была задумана и создана великим конструктивным разумом. Один только пример: земля отдалена от солнца ТОЧНО на такое расстояние, при котором ОГОНЬ солнца обогревает нас достаточно, но не слишком. Если бы он посылал нам ТОЛЬКО на 50 градусов больше или меньше тепла, то мы или бы умерли от жары, или замерзли. Можно еще привести массу примеров, исключающих возможность простого совпадения в их появлении в нашей жизни.

2. О совместном существовании души и тела.
        Искусственное создание  жизни на Земле происходило поэтапно (по Библии - 7 дней), Вначале были созданы флора и фауна, затем в эту среду был помещен человек, который, как об этом говорится в Библии, создан «по образу и подобию Бога» и поэтому является, выражаясь современным языком, 3D- моделью жителей Невидимого мира (Бога). Он состоит из двух основных составляющих: тела, созданного из химических элементов, имеющихся в изобилии на Земле, и души, которая приходит, как можно предположить, из Невидимого мира и поэтому она сама является невидимой. Тело тленно и поэтому имеет ограниченный срок существования (по Библии 120 лет). Душа бессмертна и поэтому она покидает тело в конце его жизни и уходит в Невидимый мир, где по описаниям учителей Церкви в соответствии со своим земным развитием душа получает или вечную жизнь (условно - Рай) или ее ждет безрадостный конец (условно - Ад).

      Ученый Д.С. Аничков высказал интересную мысль: « Хотя ни места, где Бог, ни фигуры, какую Он имеет, и не знаем, и не видим, однако познаем Его из действий Его, равным образом и о душе своей, хотя и ни места, в каком она обитает, ни начертания, какое она имеет, не знаем и не видим, из ее действий заключаем, что она есть без всякого, простая, не делимая на части, не исчезающая, но пребывающая вечно, яко от Бога дарованная».

       Главным итогом всей проделанной Невидимым миром работы по созданию  Вселенной, Земли и человека является вселение души в тело человека.  Ради  души все и было задумано и сделано. Существует две версии того, откуда появляется душа. В соответствии с изотерической доктриной, основанной на описаниях Великих Посвященных, говорится о предсуществовании душ,  тело рассматривается ими как «изношенное платье», сбрасывая которое душа переселяется в новое тело. Учителя церкви учат, что чистая новая душа вселяется в момент зачатия

       Один из Великих Посвященных Кришна, проповедуя истины, недоступные для людей, живущих в подчинении у своей чувственной природы, учил: «Тело -  внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное. Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело. Если душа соединяется с разумом, она достигает Сатвы, т.е. мудрости и мира; если она колеблется между разумом и телом, она попадает под господство Раджас, страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге; если же она подчиняется телу, она отдается во власть Тамас, безрассудству, неведению и временной смерти». (Бхагават-Гита, кн. I, ХIII-ХVIII).

          Что говорит Кришна о судьбе души после смерти человека?
        «По распадению тела, когда победит Сатва (мудрость), душа поднимается в беспорочные области тех чистых Существ, которые приобрели ведение Единого. По распадению тела, в котором господствовала Раджас (страсть), душа возвращается вновь в среду тех, кто привязан ко всему земному. Точно также если распадается тело, в котором преобладала Тамас (неведение), душа затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ». (Бхагават-Гита, кн. ХIV). По утверждению Эдуарда Шюре, автора книги Великие посвященные (очерк эзотеризма религий), это учение Кришны позднее было принято другим Великим Посвященным Платоном.

         Наши учителя Церкви учат, что душа зарождается в момент зачатия. Но в обоих случаях говорится о бессмертии души.

      2.1. Что именно должно происходить с душой в период ее пребывания в теле человека?
        Душа  должна научиться  разбираться в том, что такое ДОБРО и что такое ЗЛО. Для этого в помощь душе даны:  разум, ум и свобода воли.  Подробнее остановлюсь на перечисленных свойствах души.

      Добро – это исполнение Божественных законов, т.е. тех законов, которые изложены представителями Невидимого мира (Богом) в Библии. Так как жители Невидимого мира находятся вне времени, то и их законы для людей являются вечными. Учителя Церкви учат нас, что добро исходит от Бога, и поэтому оно вечно.
 
      Зло – это неисполнение Божественных законов. Неисполнение исходит от человека, поэтому оно временно. Зло не имеет к Богу никакого отношения, ибо исходит только от людей, не выполняющих законы.

       Выдающийся русский ученый Н.И. Пирогов высказал следующую интересную мысль: « Камень, брошенный в воду, вызывает круги. Чувства, мысли и дела человека тоже вызывают соответствующие им круги в окружающем мире: либо добро либо зло. Человеческое добро рождает отклик добра, улучшая человеческие отношения и самую жизнь. Зло, таящееся в одном сердце, отравляет жизнь многих.  Это, может быть, идет против законов материализма, но это соответствует правде мира».

2.2. В чем различие между умом и разумом.
      Любой человек обладает разумом и умом.  В чем разница между разумом  и умом  достаточно подробно изложено в  работе "О том как мир видимый создал мир невидимый". Но для того, чтобы ход рассуждения был непрерывным и полным полагаю целесообразным повторить основные положения.

         Как уже говорилось выше каждый  человек состоит  из двух составляющих – как души, так и тела, имеет их в самом себе в неизменном виде,  и  сохраняет в целости естественное свойство и того и другого и после их соединения.  Тело не бессмертно и тленно; а душа  бессмертна; тело видимо, а душа  не видима глазами человека, но душа – одарена РАЗУМОМ И УМОМ и бестелесна, а тело – грубо, и видимо, и неразумно. А то, что противоположно по сущности, не может быть одной природы. Таким образом, человек состоит из двух независимых составляющих различной природы соединенных воедино, но не поглощающих друг друга, а существующих совместно.

       Разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность,  с другой - способность действовать. Созерцательная способность  рассматривает существующее, в каком положении оно находится; способность же действовать обсуждает, устанавливает правильный смысл тому, что должно быть сделано.  И созерцательную способность называют умом, способность же действовать – разумом; а также созерцательную способность называют МУДРОСТЬЮ, способность же действовать БЛАГОРАЗУМИЕМ.

        Ум находится в середине между Богом и плотью: плотью, как живущий вместе с нею, а Богом, как ОБРАЗ ЕГО. И так, ум соединяется с умом, и ум Божий служит посредником между чистой душей и плотскою грубостью.

         Ум, с одной стороны, есть руководящее начало, как души, так и тела. С другой стороны, ум есть чистейшая часть души; а Бог – руководящее начало и ума.
 
         На основании изложенного можно сделать вывод о том, что наличие УМА отличает человека от остального одушевленного мира, одаренного только РАЗУМОМ. Ум это своего рода надстройка над разумом, именно через ум происходит общение человека с Невидимым миром (Богом), в том числе и с Ангелами-Хранителями, как посредниками между видимым и невидимым мирами (между Богом и человеком).

        Научный руководитель Института мозга человека Наталья Бехтерева говорила: «Я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

        Благодаря наличию ума человек обладает созерцательной и познавательной способностями. Как мне представляется это и есть абстрактное мышление, благодаря чему человек познает окружающий его мир и учится отличать добро от зла.

2.3. Очень интересный вопрос – зачем человеку дана свобода воли?
       Полагаю, для того, чтобы человек сам, без посторонней помощи набирался жизненного опыта, сам формировал и совершенствовал свою систему ценностей и жил в соответствии с ней. И, видимо, в конце жизни именно эта система ценностей станет определяющей в дальнейшей судьбе души каждого человека. Основной смысл созданной человеком для себя системы ценностей заключается в  том, что  она должна или соответствовать требованиям  Невидимого мира (Бога), перечисленным им в заповедях, законах, в так называемых божественных указаниях, или не соответствовать. В зависимости от этого будет определена дальнейшая судьба души.
 
        В связи с этим полагаю возможным сделать вывод о том, что именно Церковь предназначена для формирования у человека правильной системы ценностей. Формирование этой системы происходит в течение всей жизни и неважно когда она приобретет нужное содержание  в необходимом объеме: в юности или в зрелом возрасте. По этому поводу в Евангелии приводятся слова Иисуса Христа о том, что те, кто стремится к Богу «и первые могут стать последними, а последние – первыми».

        В качестве примера свободы воли человека приведу высказывание Альберта Эйнштейна: «Напрасно перед лицом катастроф многие сетуют: «Как Бог допустил?» Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей».

       Подробнее остановлюсь на высказанной А. Эйнштейном мысли. В Евангелиях Иисус Христос рассказывает притчу о том, как два человека строили каждый себе дом. Один из них построил дом на песке, и поднялся ветер, пошел дождь, пришла большая вода, и дом его был разрушен. Другой человек построил свой дом на камне. И сколько не дул ветер, и сколько ни шел дождь, дом его устоял. Эта притча дана человечеству в назидание. Она говорит о том, что человек может поступать, как считает нужным, но человеку дано предупреждение о том, как он должен был бы поступить. Все природные катаклизмы обусловлены строением нашей планеты Земля. Это и землетрясения, и цунами, и извержение вулканов, и весенние половодья и многое другое – все это было, есть и будет, потому что так устроена Земля. А люди, чтобы избежать гибели от различных катаклизмов, должны думать, прежде чем что-либо строить или делать.

          Иногда приходится слышать, как какой-нибудь человек восклицает: «Я так просил Бога, чтобы Он мне помог. Мне так была нужна Его помощь! А Он мне не помог.  За что же Он так со мной обошелся?!». В таких случаях человек, который обращается к Богу за помощью, должен очень хорошо понимать, что мы часто просим помощи в самые критические моменты нашей жизни и не понимаем, что помочь нам даже Бог просто не может, поздно уже помогать, все свершилось. Что же Бог нас не слышит? На мой взгляд, дело в том, что это мы не слышим Бога, когда Он говорит с нами через наш ум о том, что не надо так делать, но мы упорствуем на своем и в результате получаем то, что сами себе выбрали. Надо учиться делать правильный выбор для своих дальнейших действий. Представители Невидимого мира (Ангелы-Хранители у крещеных) всегда рядом, они  подсказывают нам правильные решения, но чтобы воспринять эти подсказки, необходима сумма знаний, основанная на вероучении. Мы  сами выбираем свой путь, и винить надо только самих себя. Все это и есть результат зависящий от наличия у человека  свобода воли.

2.4. В чем заключается главная роль души человека?
       Еще раз повторю основную мысль предстоящих рассуждений: душа  не видима, но она  ОДАРЕНА РАЗУМОМ И УМОМ хотя и бестелесна, а тело – грубо, и видимо, и неразумно.

       Душа наделена умом, т.е. созерцательной, познавательной способностью. Следовательно, именно на душу воздействуют и добро и зло, и именно душа наделена свободой воли, т.е. свободой выбора действий. Душа сама выбирает, что ей делать: исполнять данные ей божественные  законы (делать добра), или не исполнять эти законы (встать на путь зла). Таким образом, вся жизнь человека это испытание души на то, как она воспринимает добро и зло, и какую систему ценностей она в себе создает. По этой системе ценностей душу и будут оценивать в конце земного пути. Надежный помощник душе в выборе правильных ценностей  - Церковь.

2.5. Что такое система ценностей человека?
    Я не буду давать определение, что такое система,  вдаваться в подробности различных видов систем и входящих в них элементов, я хочу остановиться только на одном свойстве системы, а именно – система в целом обладает таким свойством, которым не обладает ни один элемент, входящий  в эту систему. Система ценностей человека полностью определяет дальнейшую судьбу души и это главное.

    В своей работе О том как мир невидимый создал мир видимый я постарался как можно подробнее описать созданную Невидимым миром (Богом) двухполюсную систему для воздействия на человека в процессе его жизни. Поэтому, на мой взгляд, система ценностей человека также имеет  две подсистемы.

      Первая подсистема включает в себя  элементы, которые  основываются на Божественных законах, заповедях, божественных указаниях. К ним относятся такие элементы как любовь, вера, надежда, доброта, человеколюбие, уважение к людям, добродетель и т.д. Так в Евангелие приводятся слова Иисуса Христа: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

      Вторая подсистема включает в себя такие элементы, как гордыня,  тщеславие, сребролюбие, злость, ненависть  и т.д.   Я не буду все перечислять, так как это уже подробно описано в моей работе О том как мир невидимый создал мир видимый. Самым основным элементом этой системы является неуемная гордыня, которая является полной противоположностью  любви.

      Человек  на основе данной его душе свободы воли сам выбирает, что для него наиболее ценно. Я прекрасно понимаю, что не может быть только одна какая-то подсистема в чистом виде. Любой человек кого-то любит, а кого-то ненавидит, кого-то он обидел, а кто-то обидел его и так далее. Чтобы избавиться от обиды, тем более ненависти, в молитвослове, который нужно читать каждый день (утренние и вечерние молитвы) есть такие замечательные слова: «…и мы припадающе молим, ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже всещедрый». Именно так побеждает любовь. Нас не призывают к «всепрощению». В Евангелие приводятся слова Иисуса Христа, который говорит, что если тебя обидел твой брат, но он пришел и извинился, то ты прости его. Даже если он обидел тебя семь раз и семь раз пришел и извинился, то и ты должен семь раз простить его. Как мне кажется ключевое слово в этом – извинился. Но даже если он и не извинился все равно надо учиться прощать.

      Выдающийся ученый Б. Паскаль писал: « Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему – люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его – эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его – это люди разумные, но еще несчастливы».

       Хочу привести еще одно высказывание выдающего ученого академика И.П. Павлова. Он писал: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеточкой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно и составляют бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».

3. Заключение.
      Мы часто говорим, что я делаю это от чистого сердца, что совесть моя чиста, желаю тебе от всей души добра и т.д.
      На основании всего выше изложенного полагаю возможным сделать вывод о том, что все наши действия исходят из души, ее ума, разума и свободы воли. Мы укрепляем свое тело и разум различными физическими и мыслительными упражнениями для того, чтобы быть сильными в физической  и умственной борьбе.  Еще   более старательно мы должны укреплять свою душу в ежедневной духовной борьбе между добром и злом. Для физического укрепления мы ходим в спортзал, занимаемся упражнениями дома, бегаем на улице, учимся в университетах, участвуем в различных олимпиадах т.д. Точно также, мы должны заниматься духовным воспитанием, для чего надо ходить в церковь, дома читать молитвы, постоянно оценивать свои действия на их соответствие данным нам Божественными законами заповедей и т.д.

      В своей работе О том как мир невидимый создал мир видимый я писал о том, что болезни тела лечатся лекарствами, а болезни души – молитвами.

       Не могу не предложить для духовного совершенствования  очень древнюю молитву:
       Господи, Боже мой! Удостой меня быть орудием мира Твоего, чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтобы я прощал, где обижают; чтобы я соединял, где ссора; чтобы я говорил правду, где заблуждение;  чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение; чтобы я возбуждал надежду, где отчаяние; чтобы я вносил свет туда, где тьма; чтобы я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой!  Удостой, не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал; не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал; не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает; кто себя забывает, тот обретает; кто прощает, тому простится, кто умирает, тот просыпается к вечной жизни.


Литература:
1. Библия. Библейское общество. Москва 1995 г.
2. Доказательство существования Бога. Новая мысль. Москва 2017 г.
3. Эдуард Шюре. Великие посвященные. Калуга. Типография Губернской земской управы. 1914г.
   

   


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.