Человек Страх Культура

Предисловие

Первобытный человек и стал отличатся от природы, от животного состояния тогда, когда стал простирать свои сомнения, видение, свой страх за пределы обыденного места обитания, до глубин звездного неба, до границ подземного и небесного миров…
Сам страх Человека из инстинктивной формы перешел в страх неизведанного.
Наскальная живопись первобытного человека дала ему еще не бывалую в естественной природе «модель упорядоченности» прошлого, настоящего и будущего…

Культура

"КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества".

Эти определения по сути приемлемые, но они туманны, общи и не достаточно конструктивны. Например исходя из философского или социологического или культурологического значений понятия культура нельзя однозначно сказать как создать новую более прогрессивную культурную форму, как преодолеть современный хаос «Иллюзий Постмодерна», на основе каких принципов преодолеть упадок капитализма…
...
По нашему мнению сегодня «Творческая энергия» современного социума (как совокупности индивидов) практически не используется, а ведь она обладает большим созидательным потенциалом, чем все вместе взятые сегодняшние и будущие формы вычислительных мощностей, основывающихся на развитии компьютерных сетей всего мира.
... 
Культура не является «социальным образованием», она началась до социального и на нем не закончится. Хотя на наш взгляд существуют всего два качества глобальной антропогенной культурной среды первобытнообщинное и социальное, проявится ли новое или человечество деградирует?

...
Началом культуры является представление человека формирующееся в рамках существующих общественных практик и  отражающее традиционную парадигму или моделирующее новую, идеального или материального характера…
...

Представления либо моделируются, либо транслируются, либо просто принимаются.
В религии это соответствует трем ролям пророкам, священникам и прихожанам. Это позитивные адепты данного типа культуры, хотя есть и те кто противится принятию традиционных культурных норм, их прозвали еретиками…
Но с развитием и усложнением цивилизации проявляется «пятая колонна»  это те кто против не конкретной парадигмы, а культурных норм в принципе, это анти человечная позиция. 
Определенное представление может быть и до культуры, искусства. Может быть так, что представление есть, а искусства уже нет…
Специалисты изучающие лингвистику, структурализм,  языковые конвенции в принципе способны сказать что есть, что было, что будет в рамках данной «программы», но они слепы как новорожденные щенята (находясь внутри своих тривиальных парадигм) в вопросах почему рождаются языки и зачем умирают, а главное почему они эволюционируют меняя свое качество иногда так кардинально, что возникают новые «вселенные бытия».
«Жрецам» социального порядка не дано знать почему мир меняется, они способны только адаптироваться (как социальные животные).
«Враг» человека, следующий после стихий природы отчетливо проявивший себя в развитии индустриальной, техногенной цивилизации это сам «социум» обладающий способностью ускорять темп развития прогрессивных форм хозяйствования и ненасытно жаждущий накопления капитала.
 
...

Страх

«Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако XX век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.
Мощнейший характер приобретает манипуляция страхами. Ключевую роль в этом процессе играют средства массовой информации. Иррациональный страх — очень действенный способ «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное средство». Встает вопрос о важности осознания природы страха в ситуации, когда страхи специально «навязываются». В современном мире такая ситуация возникает, например, в связи с проблемой терроризма.
 Страх биологичен, в качестве инстинкта он, конечно, существует и у животных, однако человек «окультуривает» страх, встраивает его в систему норм и ценностей, управляет им и с его помощью. При таком понимании страх выполняет в культуре ряд функций, важнейшая из которых заключается в механизме поддержании норм культуры: исходя из чувства страха, люди выстраивают свою жизнь таким образом, чтобы социум мог существовать и развиваться устойчивым образом. Страх позволяет увидеть опасность и отреагировать на неё, побуждает к действиям и творчеству для изменения и стабилизации ситуации, а также к поискам новых смыслов, поскольку человек склонен бояться прежде всего то, чего не понимает. В культуре осуществляется «приручение» страхов, поиск ценностей и идеалов, дающих людям возможность преодоления чувства опасности и нестабильности.
 Анализ трудов, посвященных особенностям первобытного мышления, доказывает, что именно исходя из необходимости справляться с невероятным напряжением, связанным с испытыванием чувства страха, человечеству пришлось организовывать и упорядочивать свою жизнь, выстраивать её через систему запретов и ограничений (система табуирования), придавать ей смысл, искать способы общественной коммуникации, создавать в своём сознании символический культурный пласт, который становится доминирующим. По мере развития культуры приоритетными для человека становятся социокультурные ценности, которые, в отличие от природных инстинктов, приобретаются в результате «научения» в процессе инкультурации.
Страх — мощное средство манипуляции сознанием. Политики и идеологи, формирующие общественное мнение «вносят сознание в массы» и, как профессионалы, «могут продать всё, что угодно», в том числе и страхи. В последние десятилетия основную роль в формировании и распространении страхов играют средства массовой информации. Манипуляцию используют в политических целях, в организации террористических актов, в рекламной и киноиндустрии.
На протяжении всей истории человечества люди ищут способы преодоления страха. Среди выработанных культурой механизмов — ритуализация, религиозная вера, смех, игра, формирование личностных убеждений, социальных объединений и институтов. «Репертуар» страхов формируется на основе системы ценностей данной культуры, и преодоление страхов связано с целенаправленными усилиями индивида и общества по «сдвигу» смыслов человеческой деятельности, идеалов развития и совершенствования личности.
...очевидно, что принципы классической культуры не могут обеспечить должный уровень ценностной регуляции человеческой жизни...
...Распад единства мышления и культуры был осознан проницательными мыслителями XIX века, многих из них можно отнести к экзистенциалистам, а их работы определить как отчаянные поиски нового смысла жизни в реальности, ставшей людям чуждой, в культуре, где две великие традиции, христианство и гуманизм, потеряли свою убеждающую силу...
..."Вектор страха" прочно смещается в сторону страха человечества перед самим собой. Человек испугался того, что не справляется с теми проблемами, которые порождает...
...С середины XX века европейское человечество вступило в эпоху постмодерна, когда «ничто не гарантировано», все размыто и непредсказуемо. Абсурд стал естественным состоянием социальной жизни, выражающим испуг, страх и ужас человека, которому постоянно приходится двигаться в поисках ускользающего смысла...
...Точка зрения психоанализа в упрощённой форме выглядит следующим образом: страх — основная причина возникновения культуры, теперь уже сама культура («Супер-Эго») вырабатывает механизмы «устрашения» и подавления для своего сохранения, культурой же вырабатываются система, благодаря которой человеку не приходится страдать сильнее, чем это необходимо. На наш взгляд убедительно обосновывает феномен страха Э.Фромм. Он видит главную проблему в психологической изолированности современного западного человека и утрате чувства социальной общности. Стремясь преодолеть страх, возникающий в результате такой изолированности, индивид готов связать себя с другими людьми через самые нелепые предрассудки и суеверия. Поэтому основная проблема в грамотном преодолении чувства страха, по мнению Фромма, состоит в создании адекватных форм общности...
 ...Страх всегда сопровождал общество в переходные (или гибельные) периоды истории, и всё же таких масштабов и многообразия форм он прежде не имел. Фактически речь идёт о прочном смещении жизненных приоритетов в сторону ценностной системы «небезопасного» общества (У.Бек). Перемены, происходящие в мире, приняли характер грандиозного снежного обвала. В такой ситуации трудно найти точку опоры и человек фактически оказывается в состоянии бифуркации. Он будто занёс ногу для шага вперёд: прежнего устойчивого положения лишился, следующего ещё не достиг (и вопрос о его устойчивости остаётся открытым), а нынешнее - совершенно неопределённое - вызывает лишь чувство страха»
 КультурологияТеория и история культуры
автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен страха в культуре
Год: 2006
Автор научной работы: Фролова, Ольга Сергеевна
Ученая cтепень: кандидата философских наук
Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону

...

Человек

...
 


Рецензии