Образ дерева дуб и его место в жизни народов

Образ дерева «дуб»  и его место в жизни народов.

                Дуб у многих европейских народов был  священным деревом. В ходе христианизации велась борьба с почитанием этого дерева, были искажены знания о нём. Для лучшего понимания роли дуба в жизни  народов нужно исследовать образ слова «дуб» с помощью образов буквиц, образующих это слово.          
   
        В древности дуб называли «доубъ». В Ипатьевской летописи под 1169 годом  упоминается дуб под Киевом, который имеет имя собственное: «Ярополкъ же с Берендичи настигоша Володимира на Желяни оу Доброго доуба».

            Для  исследования возьмём слово «доубъ». Оно образовано из буквиц Д (добро), ОУ (укЪ), Б(Боги), Ъ(ятъ). То что мы сейчас считаем за одну буквицу ОУ (укъ)  в древности могло быть двумя звуками О и У.  Звук «О» обозначают в зависимости от фонетики звука буквицы: онъ, отъ, омъ, одъ, ота, а звук «У» могут обозначать буквицы укъ, и окъ.  Из  всевозможных вариантов образа «доубъ» выберем наиболее отличающиеся по толкованию.

1. Д (добро), ОУ (оукЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- доброта(добро) – устой (оукЪ) божественного (Боги) твёрдо сотворяшенного (ятъ) ;

- доброта, целостное развитие челов;ка (добро)– устой (оукЪ) божественного (Боги) взаимодействия Небесных и Земных структур (ятъ);

  - Полнота и Гармония созданного (добро) со своими устоями, структурой, содержанием, находится рядом (оукЪ) с Богами(Боги)(осуществляя) взаимодействие Небесных и Земных структур (ятъ).
      
2. Д (добро), ОУ (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- Полнота и Гармония созданного (Добро) находится рядом (укъ) с Богами (Боги) и объединяет Вселенское и Земное бытиё (;);

- целостное развитие челов;ка (Добро) призывает к объединению (укъ) с Богами (Боги),   в процессе нисхождения Высшего Начала в плотные Миры, Его обогащения опытом Рождения в проявленных Мирах и в-ось-хождение ко Всевышнему (;);

- доброта (Добро) есть послание к Душе, диалог (укъ) с Богами (Богами), творение Бытия по Замыслам Всевышнего, совершенство и гармония (;) ;

2. Д (добро), О (онъ) У (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- доброта (добро) сфера не нашего мира, сотворённая и проявленная (онъ) незыблемо (укъ) Богами (Боги) при творении Бытия по Замыслам Всевышнего (;);

4. Д (добро), О (отъ) У (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- совершенствование Душ в мире Яви (добро) ступени эволюции множеств людей, отошедших от Целого (отъ) призывает к диалогу и объединению (укъ) с Богами (Боги)   при творении Бытия по Замыслам Всевышнего (;);

5. Д (добро), О (омъ) У (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- целостное развитие челов;ка (добро) – определяет рост Мудрости Соборной Души Народа (омъ), объединение (укъ) с Богами (Боги) в гармонию (;).

6. Д (добро), О (одъ) У (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- накопление духовного богатства (добро) – труд Души по наполнению Родовой памяти опытом нового воплощения (одъ) является незыблемой формой,  со своими устоями, структурой, содержанием, находящейся  рядом с (укъ) Богами (Боги) в процессе нисхождения Высшего Начала в плотные Миры, Его обогащения Опытом Рождения в проявленных Мирах и в-ось-хождение ко Всевышнему ) (;).

7. Д (добро), О (ота) У (укЪ), Б (Боги), ; (ятъ):

- накопление духовного богатства (добро) – созидание собственной судьбы (ота) устой (укъ) Божественной (Боги) взаимосвязи Небесных и Земных структур (;).

               Полученные описания граней образа слишком громоздки. После  их объединения и литературного упрощения получаем текст.

               Дуб это дерево, которое соединяет диалогом человека и Богов, накапливает во время жизни и хранит до и после смерти энергию души человека, связано с Соборной Душой Народа, помогает созиданию собственной судьбы человека и олицетворяет могущество божественных основ мира, сердцевиной которых является доброта и любовь.

              С дубом связана ещё одна загадка. Плоды фруктового дерева имеют такое же название что и само дерево. Например, на яблоне растут яблоки. На голосеменных деревьях растут просто семена. Например, на клёне зреют семена клёна. На дубе же растут жёлуди.

              Какой образ содержится в название жёлудь?

Ж (животъ) Й (инить) О (омъ) Л (люди) У (укъ) Д (добро) Ь (ерь):

Жизнь во всём её многообразии, которая не ограничивается мерками явного Мира (живот) взаимосвязана (инить) с потенциалом (омъ) любви, как Высшей Мудрости Всевышнего (люди), побуждающей к действию (укъ) доброту (добро) для совершенствования уже существующей Богом данной жизни (ерь).

Ж (животъ) Ё (ёта) Л (люди) У (укъ) Д (добро) Ь (ерь):

Жизнь как бытиё человека (живот) (заключается) в осознании своего предназначения (ёта) в общности  людей живущих в Явном Мире, творящих добрые дела (люди), в призыве к объединению (укъ) с добротой (добро) жизни сотворённой Богом в Мире Яви (ерь).

                Обобщая описания граней образа, получаем. Жёлудь это плод наполненный энергией добра и любви, связанный с Высшей Мудростью Всевышнего, помогающий осознать человеку своё предназначение и творить Бытиё на основе добрых дел.

               Дуб на Руси всегда почитался святым деревом. Он  воспринимался как посредник между мирами Яви, Нави, Прави. Его первенство среди всех растений репрезентируется в заговоре: «Дуб железный, еже есть первопосажден от всего же корение, на силе Божией стоит».

              У кельтских жрецов, друидов, дуб являлся мировой осью и проводником божественной мудрости. Слово друид происходит от старого кельтского слова duir, что означает «дуб».

              В верованиях разных народов царь-дерево ассоциировалось с верховными богами: греческим Зевсом, римским Юпитером, скандинавским Тором, славянским Перуном.  Через него божества  связывались с людьми и люди, знавшие сакральные технологии, могли связаться с Богами. Поэтому  дуб почитался как божество у многих древних народов. Их не рубили  древние: славяне, греки, римляне, германцы, кельты. Наверно, все народы, где произрастали дубы, их не рубили.

                Почитание священных дубов было распространено также и у древних евреев, и среди арабов. Первое отмеченное в Библии явление Бога Аврааму произошло именно у священного дуба, в Сихеме, где патриарх и возвел ему алтарь. Окруженная священными дубами легендарная могила Авеля, находившаяся на высоком утесе у реки Авали в горах Ливана, в течение многих веков служила местом паломничества для мусульман.

                Под дубом  вершили суд Соломон, французский король Людовик IX Святой (1226—1270).  У дуба совершались важнейшие ритуалы (жертвоприношения, собирались советы, суды, приносились клятвы, проводили свадьбы и т. п.), устраивались праздники. У дуба становится царём Авимелах, под дубом восседает Саул, под дубом погребают Дебору, под дубом  Иваков  закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа (по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба).

             В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. Оракул толковал шелест дубовой листвы, а позднее прорицал события по звону сосудов, по которым ударяли дубовой гибкой ветвью. Зевсу был посвящён и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звёзд.

                По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон  и Бавкида. «Дубовыми» нимфами являлись также греческие дриады и гамадриады. На избранных древнейших дубах, в знак их почитания и присутствия божества, вешали золотую цепь. Как тут не вспомнить Лукоморье А.С. Пушкина «Златая цепь на дубе том».
Подробней смотри в статье Агапкиной Т.А., канд. филол. наук "Дуб в мировоззрении славян".
www.krivichi.org/zhrec/dub-v-mirovozzrenii-sla.

                При  рождении ребенка сажали «его дубок». Думаю, не сажали, а сеяли жёлудем, который какое -то время находился рядом с младенцем, чтобы впитать его энергетику.  Ребёнок рос и ухаживал за «своим» дубком. Энергетика человека впитывалась растением. И дуб в свою очередь своей энергетикой влиял на биополе человека, помогал ему строить свою судьбу. Когда человек умирал, то отпечаток его биополя сохранялся в дереве, а родственники это чувствовали и считали, что душа умершего вселилась в дерево. Надо думать, что связь души человека и «его» дуба была сильной и сохранялась долгое время после смерти.

                Проанализируем сказку Петух и жерновки в обработке А.Н. Толстого.

Она начинается так: «Жили старик со старухой, бедные-бедные. Хлеба у них не было. Вот они и поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.»
Это лож. Люди жили общинами и помогали старикам, у которых детей не было. Так что без хлеба никто не оставался. Ели они жёлуди не от бедности, а от знания силы этих плодов.

Читаем дальше: «Долго ли, коротко ли, пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха приметила это и говорит:
– Старик, надобно пол-то прорубить, пускай дуб растет выше. Как вырастет – не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать. Старик прорубил пол. Дуб рос, рос и вырос до потолка. Старуха опять говорит: – Старик, надобно потолок разобрать, пускай дуб растет выше.»
Опять лож. Не будет человек ради мешка жёлудей рубить дырки в полу, а затем и в крыше дома. Он бы просто высадил росток деревца около дома. Старик не пожалел ни пола, ни крыши потому, что почитал дуб священным деревом. И росток в доме воспринял как дар Бога.
Читаем дальше: «Вот не стало у старика со старухой желудей. Старик взял мешок и полез на дуб.»
Лож. Не за жёлудями полез дед. Он полез на небо что бы встретиться с Богом. Видно старик был богатырской силы и или друидом, коли смог по дубу на небо залезть и по небу ходить не падая вниз.
Читаем дальше: «Лез, лез и взобрался на небо. Видит – избушка; он в нее зашел. В избушке сидит петушок – золотой гребешок и лежат жерновки.
Старик недолго думал, положил жерновки  в мешок, взял петушка и полез вниз.»
Лож. Не мог старик украсть жерновки и петушка. Он был награждён этими вещами хозяином избушки – Богом. За что? За почитание дерева, за доброту свою.
Дальнейшую ложь не буду анализировать, так как интересует меня только образ Дуба, который в этой сказке выступает в качестве мировой оси, соединяющей миры. А.Н.Толстого нельзя осуждать за ложь. В его время нельзя было дать правдивую обработку. Но сейчас нужно народным сказкам вернуть «русский дух». Вспомните А.С.Пушкина Лукоморье.
« У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том:
………………………………………
Там чудеса:……………………..
…………………………………………
Там русский дух… Там Русью
Пахнет!
 Дорогие читатели, сажайте «свои» дубы, почитайте их, общайтесь с ними, с добром творите дела свои. И  случатся чудеса и в ваших семьях, и на Родине нашей.


Рецензии