Порядник. Виды Казачьих формирований. Ч-Ч

Авторы: Солтан Ходов, Геннадий Кочиев, Владимир Юрив, Олег Данкир.
Разработка проекта: Олег Данкир.
================================================
********
Часть!!
            Армянский легион и казачьи части.*
      Имел однородный национальный состав. 2 августа 1942 г. =
..
                Волжско-татарский легион и казачьи части.*
      В Едлино 15 августа 1942 г. был образован Волжско-татарский легион, собравший в своих рядах поволжских татар, башкир, марийцев, мордву, чувашей и удмуртов. =
..
                Восточные легионы и казачьи части.*
      Одним из способов привлечения на сторону Германии представителей тюркских и кавказских народов стало создание национальных "восточных" легионов (Ostlegionen) в качестве ядра армий будущих «независимых» государств. Гитлер, крайне отрицательно относившийся к возможности использования славян в войне на стороне Германии, не возражал против предложения представителей вермахта и министерства по делам оккупированных восточных территорий о создании подобных частей. Восточные легионы и казачьи части, наряду с другими национальными формированиями, были призваны хотя бы отчасти возместить понесенные вермахтом потери и покрыть дефицит живой силы, начавший активно сказываться на Восточном фронте.
      В ноябре - декабре 1941 г. Гитлер отдал распоряжения о формировании четырех национальных легионов - Туркестанского, Грузинского, Армянского и Кавказско-магометанского, а 15 апреля 1942 г. лично разрешил использовать казаков и кавказцев в борьбе против партизан и на фронте в качестве «равноправных союзников». =
..
                Грузинский легион и казачьи части.*
      Помимо грузин включал осетин, абхазов, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев, а Кавказско-магометанский - азербайджанцев, дагестанцев, ингушей и чеченцев. =
..
               Донские казачьи части вермахта (часть).*
      После начала войны с СССР, с осени 1941 г., в германских вооруженных силах начали создаваться формирования из числа «восточных» добровольцев.
      Одними из первых были созданы казачьи добровольческие части. Подобное расположение к ним со стороны немецкого военно-политического руководства объяснялось легендарной, едва ли не ставшей мифической славой об их доблести и стойкости. Со временем казачьи части были приравнены по статусу к добровольческим формированиям из числа германских народов.
      С целью обоснования подобного решения была даже разработана специальная идеологическая концепция, согласно которой казаки являлись потомками германского племени остготов, владевшего Причерноморьем во II — V вв. н.э. Следовательно, казаков можно было отнести к народам «германского корня, сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной».
..
                Иностранный легион (часть).*
      Французы, воспользовавшись настроением казаков, в 1921 г. объявили запись в «иностранный легион». Волонтеры должны были быть в хорошей физической форме и ростом не ниже 1 метра 55 см. При поступлении заключался обязательный контракт на 5 лет, и выплачивалось единовременное пособие в 500 франков. Союзники рассчитывали, что измученные пребыванием на Лемносе, казаки с радостью воспользуются возможностью сменить обстановку. Причем, запишутся наиболее боеспособные солдаты и офицеры Врангеля. Это вынудило Петра Николаевича издать специальный указ, регламентирующий вступление в иностранный легион.
      Стать волонтером мог лишь тот, чье пребывание в русской армии признавалось нежелательным. Французы тут же начали призывать казаков не слушать начальников, которые привели Белое движение к краху. В итоге записывались в волонтеры и казаки, и юнкера, и офицеры. Лишь бы только вырваться из лагеря, а там - будь, что будет. Сколько вступило в легион – до сих пор точно не установлено. Как вспоминал генерал Богаевский, только из Донского Корпуса - более тысячи человек. =
..
                Кавказско-магометанский легион и казачьи части.*
      Был переименован в Азербайджанский, и из его состава, как и из состава Грузинского легиона, были выделены представители различных горских народов, объединенные в Северо-Кавказский легион со штабом в Весоле. =
..
                Московский легион (часть).*
      Сформирован указом Военной Коллегии 10 октября 1769 года, из одного гренадерского и трех мушкетёрских батальонов, четырех эскадронов карабинер, двух гусарских эскадронов и трех команд – егерской, казачьей и артиллерийской. В легионе было 4 батальона, 6 эскадронов, 1 команда пехоты, 1 казачья и 1 артиллерийская, с 12-ю орудиями (8 пушек трехфунтовых, 2 пушки шестифунтовых и 2 единорога двенадцатифунтовых, общей численностью 5777 нижних чинов.
      На сформирование легиона были обращены прибывшие из Оренбурга три драгунских полка - Оренбургский, Уфимский и Казанский - Грузинский гусарский (сформированный в 1741 году из выходцев из Грузии, грузинских князей и дворян), роты пехотных полков, находившихся в походе в Грузии и Имеретии (в бывшем отряде генерал-майора графа Тотлебена), с добавлением рекрутами, а также казачья команда из казаков Яицкого войска и гусарские эскадроны из вольных людей.
      Легион участвовал в первой русско-турецкой войне в составе отряда, действовавшего на Кубани, под общим командованием генерал-майора графа И.Ф. де Медема. По окончании войны, в 1775 году, легион был расформирован: все 4 батальона с егерской командой были обращены на формирование двух пехотных полков - Днепропетровского и Тульского, драгунские эскадроны на формирование Кинбурнского драгунского полка и гусарские эскадроны на формирование Белорусского гусарского полка. Казачья команда была присоединена к Моздокскому казачьему полку, основав станицу Наурскую. =
..
                Петербургский легион (часть).*
      В 1700 году из бывших в Чугуеве казаков и из донских и яицких казаков, служивших в Орле, Курске и Обояни, а также из крещеных калмыков и татар было сформировано Чугуевское казачье войско. Часть этих казаков, так называемые «чутуевские казаки Петербургского легиона», преобразованные позже в «Придворную Чугуевскую казачью команду», включены были в 1796 году в состав «Лейб-Гусарского и Лейб-Казачьего полка». Преемником последнего является Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк. =
..
                Северо-кавказский легион и казачьи части.*
      Из состава Азербайджанскоголегиона, как и из состава Грузинского легиона, были выделены представители различных горских народов, объединенные в Северо-Кавказский легион со штабом в Весоле. =
..
                Туркестанский легион и казачьи части.*
      Объединял в своих рядах представителей различных народов Средней Азии - узбеков, казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков, таджиков.
      +++++++++++++++++++++++++++++++++
Червоное казачество!!
      Две дивизии Красной армии, начатые формированием на Украине после ухода оттуда германских оккупационных войск в 1918 г. Общевойсковое соединение, созданное для защиты Советской власти на Украине и борьбы против Центральной Рады. Формирование полков Червоного казачества было одной из первых попыток образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии на Украине.
      В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяло Советское правительство. Командирование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.
      Первые кадры Червоных казаков создал в Чернигове юный большевик Примаков, в качестве красных партизан. Потом к его небольшому отряду присоединились украинские революционные полки: Богуновский, Таращанский, Нежинский и кавалерийская бригада ленинцев из "незаможных селян". Все эти части ни по происхождению бойцов, ни по строю, ни по духу, с Казаками ничего общего не имели и назывались казачьими произвольно только для того, чтобы использовать романтику казачьего имени.
      Формирование этого соединения осуществлял мобилизированный отдел Народного секретариата по военным делам. Комиссаром по организации полков Червоного казачества назначили Виталия Примакова.
      Первый полк Червоного казачества был создан в Харькове 28 декабря 1917 года под командованием В. Примакова. 20 января 1918 года Советское правительство Украины издало Декрет об организации народной революционно-социалистической армии — Червоного казачества. Вслед за Харьковом отряды Червоного казачества были сформированы в Киеве, Полтаве, в населённых пунктах Харьковской и Полтавской губерний.
      1-й полк Червоного казачества 4 января 1918 года выступил из Харькова вместе с отрядами Красной армии на борьбу против Центральной Рады. 6 января 1918 года захватили Полтаву, 26 января — Киев.
      В 1929 году войска под руководством красного командира (бывшего командира Корпуса Червоного Казачества) Валерия Примакова перешли афганскую границу.
      К концу русской Гражданской войны Червоные Казаки развернулись в две дивизии: Запорожскую и Черниговскую. Они составили корпус, которым командовал тот же Примаков. В 1925 г. он был откомандирован в Петроград, а полки корпуса из партизанских переведены на положение регулярных частей, пополнявшихся из украинских и русских губерний.
      ++++++++++++++++++++
Червоные казаки!!
      Две дивизии Красной армии, начатые формированием на Украине после ухода оттуда германских оккупационных войск в 1918 г.
      Первые кадры Червоных казаков создал в Чернигове юный большевик Примаков, в качестве красных партизан. Потом к его небольшому отряду присоединились украинские революционные полки: Богуновский, Таращанский, Нежинский и кавалерийская бригада ленинцев из "незаможных селян". Все эти части ни по происхождению бойцов, ни по строю, ни по духу, с Казаками ничего общего не имели и назывались казачьими произвольно только для того, чтобы использовать романтику казачьего имени.
      Подобные примеры пользования, казачьим именем случались и раньше, во время народных восстаний в Польше и России. В 1669 г. на Раде в Глухове Казаки возмущались тем, "что пахотные мужики самовольно хотят называться Казаками и поднимают смуты, а тем самым прямым Казакам чинят бесчестие".
      К концу русской Гражданской войны Червоные Казаки развернулись в две дивизии: Запорожскую и Черниговскую. Они составили корпус, которым командовал тот же Примаков. В 1925 г. он был откомандирован в Петроград, а полки корпуса из партизанских переведены на положение регулярных частей, пополнявшихся из украинских и русских губерний.
      ++++++++++++++++++++
Черкасы горские!!
      На языке русских актов XVI-XVШ вв. это общее название для северокавказских горских народов; их отличали от Черкасов Днепровских и Донских. Т.к. все Горские Казаки, Гребенцы, во второй половине XVI в. ушли в степи, на Терек, на Дои, Днепр и под Астрахань, русский термин Черкасы горские обозначал только тех Горцев, которые живут на Кавказе и поныне.
      +++++++++++++++++
Черкасы казаки!!
      Греческие историки, современники монгольского владычества, положительно утверждают, что вошедшие в состав татарской монархии Чиги, Геты, Россы и другие приазовские народы, т.е. Аланы-азы, Казахи или Казаки-Черкасы, приняв от татар нравы, обычаи, язык и одеяние, служили в их войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы.
      Черкасы - жители Сев: Кавказа в старинном русском произношении; в летописях, это прозвище применялось ко всем народам проживавшим в стране Черкасии, но иногда называют им и предков Днепровских Казаков, без сомнения, зная о их кавказском происхождении.
      После прихода в наши степи Половцев - Кыпчаков и падения Томаторканской. державы, на границах Киевской Руси стали скопляться её недавние жители: Торки, Берендеи, Торпеи и другие. Они прослыли там под прозвищем, "Чёрные Клобуки". А в Московском летописном своде конца XV века под годом 1152 поясняется: "Все Чёрные Клобукы, еже зовутся Черкасы". То же повторяется и в Воскресенской летописи.
      Позднее от этих Черкас стали отличать Черкас Пятигорских, среди которых всё же оставалось немало христиан славянской речи. Для Кавказа понятие Черкасы пришло на смену такому же общему и неточному летописному прозвищу Касаги, Касоги, Казяги. На Днепре оно надолго закрепилось за Казаками и много раз встречается в русских актах, причем тот народ, который в них фигурирует под именем Черкасы, по современным им польским данным известен, как Казаки. Полное Собрание Законов Российской империи пользуется термином Черкасы еще и в 1766 году.
      Карамзин считал, что имя Казаков "в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки также. Вспомним Касогов, обитавших по нашим летописям между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Козаками".
      Карамзин считал Черкасов народом славянизированным и иных Славян кроме Русских на востоке Европы не признавал: Они "под именем Козаков составили один народ, который сделался совершенно Русским, тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими".
      Черкасы скопились у Днепра в XI веке под давлением кочевников, пришедших из Азии. Враждебные Кыпчакам, для Татар Золотой Орды они оказались полезными соратниками и обратились в часть Ордынских Казаков. Обратный отход на восток Черкасы начали в XVI в., а в конце XVIII ст., по воле императрицы Екатерины II, они возвратились на земли древней Черкасии, но уже с новым официальным именем Черноморских Казаков.
      Но в ХI-ХII вв. не все казачьи предки покинули Кавказ. Часть из них, по русским данным (историки Болтин и Татищев), вызвана баскаком Курского княжения Ахматом в 1282 году и вскоре эти Казаки-Черкасы построили на Днепре город, названный их прозвищем Черкасами. Кроме этого, Ермолинская летопись под годом 1445 сообщает: "Тоже весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков".
      Через полвека С. Герберштейн и Матвей из Мехова говорят в своих сочинениях о проживавших в Пятигорьи христианах славянской речи. Эти остатки казачьих предков ушли оттуда на Терек и Дон, а частично под Астрахань и на Днепр, во второй половине XVI века, когда на Сев. Кавказ вторично нахлынули турецкие армии.
      ++++++++++++++++++++
Черкасы Пятигорские!!
      В Московском летописном своде конца XV века под годом 1152 поясняется: "Все Чёрные Клобукы, еже зовутся Черкасы". То же повторяется и в Воскресенской летописи. Позднее от этих Черкас стали отличать Черкас Пятигорских, среди которых всё же оставалось немало христиан славянской речи.
      ++++++++++++++++++++
Черкесы казаки!!
      Сталенберг и Рубруквис отличают киргизов татарского историка Абул-Газа от киргиз-кайсаков и называют последних кергезы или черкессы – казаки, вернее – черкесские казаки. Название черкесов, которые сами себя именуют "адигами", происходит от персидского слова "серкеш", испорченного грубыми устами горцев и тоже значит – "неподвластный, бунтующий, вольный".
      Когда на берегах Черного моря появились победители Турки (конец XV в.), преследовавшие христиан, Черкесы подверглись постепенной исламизации, Но и приняв магометанства они еще долго праздновали Пасху, Троицу, дни Ивана Купалы и Ильи Пророка. Живший среди них в XV в. Генуэзец Георгий Интериано писал в своих воспоминаниях 'Жизнь Циков, именуемых Циркасами: "Цики", которых так называют на разговорном латинском и греческом языках, у Татар и Турок известны под именем Циркасов, а сами они себя зовут именем Адыгаи.
      Язык их мало отличается от речи их соседей и такой же гортанный. Они исповедывают христианство и имеют священников греческого обряда. Детей крестят в возрасте восьми лет и старше, но не поодиночке, а группами, окрапляя их освященной водой, которую приготовляют довольно кратким обрядом те же священники.
      Благородные знали только охоту и войну. Вместе со своими вассалами - узденями они предпринимали далекие походы на соседей, даже в глубину Крыма, беспрестанно воевали с Татарами, а между делом нападали на поселения свободных людей, укрывавшихся от них в Таманских плавнях или в горах.
      Торки и берендеи назывались черкасами, а также казаками.
      Черкесы: кличка эта дана им в прежние времена азиатскими народами за их дерзкие разбойнические нападения на море и означает в буквальном переводе "головорезы" (по-персидски серкеш — головорез). Обыкновенно, черкесами называютъ все племена горцев, населяющих восточный берег Черного моря от устьев Кубани до пределов Абхазии.
      Черкесы славились повсюду храбростью, величайшим великодушием, гостеприимством, красотой и грацией, как мужчины, так и женщины. Но вместе со всем этим, их быт в то время был еще полон жестоких с обычаев. Они вели простой образ жизни, а роскошь признавали только в оружии, в ценных конях и в конском снаряжении.
      Оберегая границы Польского и Русского государств на юге от вторжения разных тюркских племен, Черкасское казачество в то же время вело упорные войны с теми же племенами в низовьях Дона и на Кубани, отдавшись под покровительство русских князей. Область эта, известная по летописным сказаниям под древним ее названием Тмутаракани, досталась в удел сыну Владимира Святого (от Рогнеды) Мстиславу.
      После войны 1877-78 г.г. и в 1880-90 г.г. низвели число черкесов до 152 тыс. Шапсуги и убыхи выселились все, абадзехи и бжедухи наполовину. Они поселились в Азиатской Турции около озера Ван, близ Ерзерума и Трапезунда и теперь представляют в Турции иррегулярную кавалерию, известную под названием "баши-бузуков", тоже — головорезов.
      Жанинское племя было некогда на Кавказе сильным и могущественным, резко отличавшимся от других черкесских племен своею отвагою, гордостью, духом независимости и пламенным характером. Жанинцы исповедывали чуть ли не с первых веков нашей эры христианскую веру и говорили на славянском языке. Собственно это были не черкесы, а кубанские "черкасы", древнее и сильное славянское племя, черкасское казачество.
      ++++++++++++++++++++
Черкесы.
      По распространенным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западногорские народности Кавказа; из них так называет себя только одна небольшая племенная группа, остальные же пользуются своими особенными именами: Кабардинцы, Адыге, Абадзехи, Шапсуги, Натукайцы и другие. У Европейцев — Циркасы. Их древность связана с историей Скифии и Царства Боспорского. Сами они с глубокой древности хранят предание о своем переселении из Шама (Сирии).
      Греки узнали Церкетов и Зихов задолго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Черкасы проживают и а настоящее время. Имя Зихи, очевидно, явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи. Первым проповедником христианства у Черкасов был апостол Симон; Зилот, который; погиб смертью мученика на Сев. Кавказе. Его имя сохранялось до недавна в черкесских исторических песнях и в изустных преданиях. Распространение среди них христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527-565), который на их земле в Пицунде построил первый храм.
      С верховьев Остера, впадающего в Десну, а также из Киева хазары, которых польские летописцы Х в. именовали черкасами и казаками, усилившись новыми переселенцами с Кубани и Дона, завладели всем нижним течением Днепра и построили близ устьев этой реки, немного выше впадения в нее Ингула, новый город под их старым любимым названием "Беловежа", т.е. свободный город. Около того же времени появляется Беловежа и при устьях Буга. Эти Черкасы-Беловежцы впоследствии стали именоваться казаками белгородскими, т.е. людьми свободными, не подвластными никому.
      Греческий император Константин Багрянородный под 948 г. говорит об упорной битве Казахов или казацкого народа с тюркскими племенами, в которой казаки остались победителями. Укрываясь в недоступных дебрях Днепровских порогов, Черкасы-Казаки к концу Х в. стали уже грозою для соседних враждебных племен. Видя их силу и храбрость, польский король Болеслав Храбрый в борьбе с братьями за престол пригласил (в 992 г.) казачество к себе на службу и с их помощью поотнял у братьев уделы и распространил границы своего государства от Дуная и низовьев Днепра до Балтийского моря.
      От 1792 г. их ближайшими соседями стали Черноморские Казаки, переселившиеся в Приазовье с Днепра и Ю. Буга. Те и другие жили первые годы мирно, причем Казаки легко воспринимали горские обычаи и уже к 1830 году все нарядились в черкесскую одежду. Но со временем куначество между ними и соседними племенами Бжедухов, Шапсугов и Натухайцев было нарушено пограничными инцидентами и включением Казаков в русско-горскую войну.
      Начались взаимные обиды и набеги. Больше полувека Черкасы вели борьбу с Россией за полную независимость своего края. В 1861 г. они были принуждены склониться перед силою русского оружия, но большая часть из них отказалась покориться новой власти. Началось усиленное выселение их в Турцию.
      В первый год после завоевания Кавказа, только на северо-западных горных склонах их насчитывалось до 350 тысяч мужчин, из которых ок. 100 тыс. считались благородными, а к концу восьмидесятых годов там осталось всего 130 тыс. душ об. пола. Освободившиеся земли, по приказу правительства, заняли Кубанские Казаки своими линейскими станицами.
      После окончательного "замирения" горских народов, живущие между ними Казаки пользовались относительной безопасностью и еще больше усваивали особые черты психологии и быта Кавказцев. Это происходило тем легче, что многие горские христиане зачислялись в казачьи станичные общины, служили офицерами в казачьих полках, роднились с Казаками, внося в их среду свой кавказский дух, не чуждый и многим Казакам.
      Укрываясь в недоступных дебрях Днепровских порогов, Черкасы-Казаки к концу Х в. стали уже грозою для соседних враждебных племен. Видя их силу и храбрость, польский король Болеслав Храбрый в борьбе с братьями за престол пригласил (в 992 г.) казачество к себе на службу и с их помощью поотнял у братьев уделы и распространил границы своего государства от Дуная и низовьев Днепра до Балтийского моря 118).
      Жанинцы исповедывали чуть ли не с первых веков нашей эры христианскую веру и говорили на славянском языке. Собственно, это были не черкесы, а кубанские "черкасы", древнее и сильное славянское племя, черкасское казачество.
      Хегатцы и жанинцы в течение нескольких веков с отчаянным упорством отстаивали свою веру и независимость; часть их раньше, в X. XI и XII в.в., переселилась на Днепр, а остальные в конце-концов погибли в неравной борьбе с врагами: остатки их в семидесятых годах XVIII в. были истреблены чумою. Запорожцы на их месте нашли лишь несколько бедных хижин, разбросанных по Кара-Кубанскому острову.
      О христианстве древних кубанских черкасов свидетельствуют сохранившиеся до ныне многочисленные развалины храмов, чтимых, как святыни, не только нынешними черкесами-христианами, но даже и магометанами.
      После русской революции 1917 года, Черкасы оказались под властью Советов. На их землях были образованы Кабардинская Автономная ССР, Адыгейская и Карачай-Черкесская Автономные области, а также Шапсугский Национальный район.
      ++++++++++++++++++++++++
Черногорское казачество!!
      Банатская Задунайская Сечь в Австрии. В конце 1785 года значительная часть задунайских запорожцев перешла из Сейменской Сечи на реку Тиса в тогдашней австрийской провинции Банат между городами Цента и Панчова (современная Сербия и Черногория). По договоренности с австрийским правительством Войско Запорожское сохраняло свое устройство и обычаи и должно было нести службу на австрийской границе, за что казаки получали от императора жалование наравне с австрийским войском.
      На Тисе казаки прожили почти двадцать лет и покинули австрийские земли в 1804— 1805 годах (о Банатской Сечи напоминают казацкие фамилии Банацкий, Збанацкий). На Тисе казаки прожили почти двадцать лет и покинули австрийские земли в 1804— 1805 годах (о Банатской Сечи напоминают казацкие фамилии Банацкий, Збанацкий). Основная масса запорожцев вернулась в Сеймены.
      ++++++++++++++++++++
Черноморское казачество!!
      Название, введенное в русский официальный обиход, для бывших Днепровских Казаков, после изгнания их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя Запорожские Казаки или Запорожские Черкасы было изъято из употребления, распоряжением правительства. После падения Сичи (1775 г.) ее гарнизон в своем большинстве ушел в Турцию. 5-6 тыс. Казаков, оказавшихся там, основали Задунайскую Сич. Земля, принадлежавшие Низовой республике, заняты Россией и переименованы в Новороссию.
      Однако, правитель края генерал-фельдмаршал князь Потёмкин не захотел лишить отечество кадров, известных своими боевыми качествами. По его докладу императрица Екатерина II разрешила начать новые формирования из Казаков, смирившихся со своею участью. Через 8 лет после разрушения Сичи, видному казачьему старшине было поручено сформировать из Запорожцев один полк.
      Когда же началась война с Турцией, Потёмкин приказал расширить формирования новым набором добровольцев. С Белый собрал крупный отряд из пластунов (9681 человек), конницы (2829 человек) и соответствующей морской флотилии.
      16 июня С. Белый был убит в бою и место кошевого атамана занял, с благословения властей, избранный Казаками Захарий Алексеевич Чепега. Казакам было разрешено собрать их семьи между Ю. Бугом и Днестром, на земле вновь приобретенной Русскими, с правом возродить там некоторое подобие привычной казачьей общественной организации. По указу от 10-го января 1790 г. эта военная община приобрела название "Верного Войска Черноморского". Отдельных Казаков стали" именовать Черноморцами.
      1-го июля 1792 г. Войсковой судья Антон Андреевич Головатый, прибыв в Петербург с другими делегатами, подучил "жалованную" грамоту, подписанную императрицей Екатериной II. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских. На производство жалованья кошовому атаману и войсковым старшинам по приложенной росписи, на употребляемые к содержанию стражи отряды и прочие по Войску нужные расходы, повелели отпускать из казны по 20.000 рублей в год.
      Таким образом Запорожские Казаки под новым именем Черноморцев были включены в политическую жизнь России. Точное значение милостивого слова императрицы было откровенно высказано в законодательном акте от 30 сентября 1824 г. Там говорится, "что при переселении Малороссийских Казаков Правительство имело целью прочное обеспечение границ своих посредством сего воинского поселения, без коего следовало бы содержать регулярное войско с немалыми издержками и значительною потерею людей, в климате весьма вредном для непривычных к оному".
      Казачьи атаманы были подчинены таврическому губернатору и Черноморское Войско лишь отдаленно напоминало былую Низовую республику, но Казаки, после пережитых разгромов и бродячей бездомности, смирились и с таким положением. Началось их переселение. 25 августа 1792 г. первые Черноморцы высадились со своих морских судов-чаек на Таманском берегу, а к зиме сухим путем с семьями прибыло и много других во главе с кошевым атаманом 3. А. Чепегой.
      Несмотря на большие трудности и постоянную сторожевую службу, Черноморцы к 1794 г. построили город Екатеринодар и 40 куренных поселений, нынешних станиц, с теми же названиями, какие были в Запорожье. Черноморцы и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков, Запорожцев. Но это им не всегда удавалось. Атаманы были выборными и назывались Кошевыми только пять лет после переселения. От 1797 г. их стали назначать властью императора и от этого времени они именовались уже Войсковыми.
      Около 1825 г. Земля Черноморских Казаков поделена на три военно-административных округа: Таманский, Екатеринодарский и Ейский, во главе с окружными штаб-офицерами, всего 60 станиц с выборными атаманами. От прежнего самоуправления только они и остались.
      В 1860 г. Черноморцы с частью Линейцев и Закубанцев соединены в одно Кубанское казачье Войско. После этого, русскими властями стало поощряться переселение на их земли иногородних, хлынувших туда широким потоком. Имя Черноморцы сохранилось только в обиходной речи, причем под ним подразумевались исключительно потомки Запорожцев. Служилое старшинство их полков: Запорожских, Таманских, Екатеринодарских, Уманских, Черноморских и Полтавских считалось от 14 января 1788 г., когда "раскаявшимся" Казакам было разрешено занять земли между Ю. Бугом и Днестром.
      После революции 1917 г., в борьбе с ленинцами Черноморцы вместе с другими Кубанцами составили главную массу бойцов Добрармии. После падения "Белого Дела" их остатки по станицам перенесли особенно жестокие преследования со стороны новой русской власти советов. Некоторые станицы от казней и голода обезлюдели совершенно и снесены с лица земли, а в другие вселено преобладающее количество переселенцев из Великороссии.
      ++++++++++++++++++++
Чёрные Болгары!!
      Народ смешанного племенного состава, пришедший на Донец ок. 764 г. Они вспоминаются в договоре киевского князя Игоря с Византией (944 г.), как народ нападающий на греческие города в Крыму. Археологические остатки, обнаруженные по Донцу, в местах их расселения, определяются как часть Салтово - маяцкой культуры.
      Персидская география X века (Гудуд ал Алэм) называет их "Срединными Болгарами" и их кочевья указывает на север от Азовского моря и на восток от Славян. "Это храбрый и воинственный народ, внушающий ужас". Во второй половине десятого века Чёрные Болгары были в большинстве уничтожены, очевидно, войсками киевского князя Святослава, во время его похода на Казар.
      ++++++++++++++++++++
Чёрные Клобуки!!
      У киевлян Чёрные клобуки - общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи.
      Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый" или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. У Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи.
      Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Окских Угро - Финнов, Маджар.
      После изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Чёрные клобуки, Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Бродников и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Чёрные клобуки почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо.
      Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан» - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Чёрные клобуки стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным" (Плетнева).
      Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Чёрные клобуки заняли положение, известное в истории под термином "федераты". Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками.
      С крупными и малыми владетелями на Руси Чёрные клобуки заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны.
      Чёрные клобуки получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы. Впоследствии, составители летописных сводов обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы".
      Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, русский историограф Карамзин и делает свой вывод, что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Берендеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т.е. так же как и Казаки в официальных актах.
      От XIII в. прозвище Чёрные клобуки, вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.
      ++++++++++++++++++++
Чёрные люди!!
      Простой народ, народные массы, то же что у Запорожцев "чернь".
      ++++++++++++++++++++
Чернь!!
             Чернь.*
       В Запорожской республике «знатные войсковые товарищи» имели отчетливо классовый облик, хотя они получали это звание волею самого народа, в награду за боевые заслуги. Из их среды Казаки чаще всего выбирали своих атаманов и командиров. Войсковые товарищи противопоставлялись казачьему «поспольству», которое часто именовалось «чернью», по аналогии с пчелиным роем. =
               Донские казачьи части вермахта (часть).*
      После начала войны с СССР, с осени 1941 г., в германских вооруженных силах начали создаваться формирования из числа «восточных» добровольцев.
      Одними из первых были созданы казачьи добровольческие части. Подобное расположение к ним со стороны немецкого военно-политического руководства объяснялось легендарной, едва ли не ставшей мифической славой об их доблести и стойкости. Со временем казачьи части были приравнены по статусу к добровольческим формированиям из числа германских народов.
      С целью обоснования подобного решения была даже разработана специальная идеологическая концепция, согласно которой казаки являлись потомками германского племени остготов, владевшего Причерноморьем во II — V вв. н.э. Следовательно, казаков можно было отнести к народам «германского корня, сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной».
..
                Чернь Гетманщины.*
      Казацкая старшина Гетманщины очень скоро возвысилась над остальным казачеством, именуя последних «чернью». Интересы этой черни почти совпадали с интересами посполитых. Костомаров считает, что идеалом старшины был польско-шляхетский порядок, что соответствовало тогдашней культуре Малороссии, приобретённой за период польского влияния. =
..
                Чернь Базавлукской Сичи.*
      У Запорожских Казаков Низовых все дела решались Общенародным Собранием. Посол германского императора Эрих Лассота, посетивший Базавлуцкую Сичу летом 1594 г. в старогерманском тексте своего «Дневника» называет его славянским словом «Коло». Очевидно, так его называли сами Казаки, но в историю оно вошло под именем - Рада. Лассота писал, что это «Коло» по их обычаю делилось на два Кола в тех случаях, когда они решали что-либо важное.
      В одном были начальники, а в другом все рядовые люди те, что у них называются «Чёрные». Решающее слово принадлежало именно этой Черной Раде, в то время как старшинская Рада, только выражала свои пожелания, да и то осторожно, чтобы не раздражать «черни», т.к., по словам того же Лассоты, всесильная и грубая толпа, разгорячившись, могла «впасть в фурию» и тогда не выносила никаких противоречий. В Чёрной Раде могли участвовать все Казаки принятые в «товариство».
      ++++++++++++++++++++
Чига казачество!!
      В Средние века название какого-то причерноморского племени: упоминается в "Слове о полку Игореве". Это имя до наших дней сохраняется в названии города Чигорина и в насмешливом прозвании Казаков Русскими. Южные Донцы применяют его в том же значении к своим Верховым: "Чига лыко драла, чига лапти плела.
      ++++++++++++++++++++
Чиги казаки!!
      Греческие историки, современники монгольского владычества, положительно утверждают, что вошедшие в состав татарской монархии Чиги, Геты, Россы и другие приазовские народы, т.е. Аланы-азы, Казахи или Казаки-Черкасы, приняв от татар нравы, обычаи, язык и одеяние, служили в их войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы.
      ++++++++++++++++++++
Чугуевские казаки!!
      В 1700 году из бывших в Чугуеве казаков и из донских и яицких казаков, служивших в Орле, Курске и Обояни, а также из крещеных калмыков и татар было сформировано Чугуевское казачье войско. Часть этих казаков, так называемые «чутуевские казаки Петербургского легиона», преобразованные позже в «Придворную Чугуевскую казачью команду», включены были в 1796 году в состав «Лейб-Гусарского и Лейб-Казачьего полка».
      Преемником последнего является Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк. Из другой части чугуевских казаков в 1801 году был сформирован Чугуевский казачий полк, преемником которого является 11-й уланский Чугуевский полк.
      ++++++++++++++++++++
Чугуевское казачество!!
      Сформировалось в 17-18 вв. из бывших в Чугуеве казаков и из донских и яицких казаков, служивших в Орле, Курске и Обояни, а также из крещеных калмыков и татар. Часть этих казаков, так называемые «чутуевские казаки Петербургского легиона», преобразованные позже в «Придворную Чугуевскую казачью команду», включены были в 1796 году в состав «Лейб-Гусарского и Лейб-Казачьего полка».
      ++++++++++++++++++++


Рецензии