Струны понимания. Глава 70
2. В этой главе я обещал обсудить тот же смысловой фактор “зеркало” в противоположной, продуктивной роли интенсора, способствующего развитию самосознания и преодолению господства самости. Вот цитата из биографии Сократа Диогена Лаэртского, в которой великий философ использует зеркало для раскрытия, а не для маскировки того же контраста между данным и должным.
Удивительно, говорил он, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня 48. А молодым людям советовал он почаще смотреть в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие. Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. "Не бойся, - сказал он, - если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет". Он говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть. Нестоящую чернь он сравнивал с человеком, который одну поддельную монету отвергнет, а груду их примет за настоящие.
3. Здесь то же противопоставление между поддельным и настоящим, как и в прошлой главе, однако роль зеркала здесь обратная: свидетельствовать о реальности этого противопоставления, а не скрывать его.
4. Контекстный анализ позволяет нам понять и обьяснить это различие. В изобличении фарисеев у Иисуса блестящая внешность чаши (эквивалент зеркала в среднем левом боковом контекстном поле “чужих” Е) служит ширмой, скрывающей от людей ее внутреннюю грязь.Мерономика IAD поверхностного человеческого наблюдения Е (в середине номотетической вертикали/экрана AED) противопоставлятся месономной ALD духовной кларономике из вершины которой среднего левого бокового месономного контекстного поля смысловых полярностей/разделения/анализа L обнаруживается грязь внутреннего содержания чаши. Вместе кларономика и мерономика образуют сюнетономику IALD , то есть ведущую парадигму сюнетономной смысловой модальности, о которой у нас в данном случае идет речь.
5. У Сократа мерономика и кларономика не противопоставлены друг другу, как у Иисуса, а соединены. Противопоставление у Сократа проходит между тупой чернью и связанными с ней низменными рыночными и иллюзорными представлениями (ID, LD) в общем для мерономики и кларономики нижнем левом контекстном поле мира/рынка D и порядочными людьми, которые в том же зеркальном отражении и неказистом обличье могут видеть стимул для стремления к самосовершенствованию и восхождению к верхнему левому контекстному полю принципов истины и справедливости А (IA и LA).
6. Та же дидактическая, учительная функция зеркала рассматривается римским философом Сенекой в 17й главе первой книги его сочинения О Природе:
1. Конечно, в наши дни станут скорее смеяться над философами, рассуждающими о природе зеркала; исследующими, как это наше лицо возвращается назад, да еще повернувшись к нам навстречу; в чем состоял замысел природы вещей, что она, создав подлинные тела, захотела сделать видимыми и их изображения?
2. Какую она преследовала цель, изготовляя вещество, способное схватывать образы? Уж наверное не ту, чтобы мужчины выщипывали перед зеркалом бороду и белили лицо — никогда и нигде не тратила она своих усилий ради того, чтобы потакать бесполезной роскоши — нет, причины здесь иные.Во-первых, мы никогда не узнали бы, как выглядит солнце, ибо слабые наши глаза не в силах смотреть на него прямо, если бы природа не показала нам его, ослабив его свет. В самом деле, мы хоть и можем разглядеть солнце на восходе или закате, все же остались бы в полном неведении относительно его собственного истинного облика — не багряного, а сияющего ослепительно белым светом, — если бы не случалось нам увидеть его смягченным и не так слепящим взор в какой-нибудь жидкости.
3. Во-вторых, мы никогда не увидали бы встречи двух светил, когда затмевается дневной свет, и не смогли бы узнать, в чем там дело, если бы не могли свободно наблюдать на земле отражения солнца и луны.
4. Зеркала изобретены для того, чтобы человек познавал самого себя и делал бы из этого полезные выводы — прежде всего, составил бы правильное понятие о самом себе и, кроме того, кое в чем получал бы мудрый совет: красавец — избегать бесчестия; урод — пусть знает, что добродетелями он должен искупать телесные недостатки; юноше сам цветущий его возраст должен напоминать, что это пора учения и мужественного дерзания; старец поймет, что пора ему отложить неподобающие сединам попечения и потихоньку начать думать о смерти. Вот для чего природа вещей дала нам возможность видеть самих себя.
7. Таким образом зеркало по своей исходной природной функции зеркало должно было по мнению Сенеки помочь человеку распознать разницу между уместным и неуместным. В этой своей дидактической/учительной функции зеркало могло служить символом Закона/Учения (Тора буквально значит наставление, учение)для иудеев и иудеохристианских общин, таких как адресаты послания Иакова брата Господня, где используется эта метафора:
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.(Послание Иакова 1:22-25)
8. Здесь сравнение зеркала с Законом ограничено тем фактом, что зеркало для рассеянных и поверхностных зрителей, не собирающихся на деле следовать его указаниям, оказывается ненадежным и недолговечным учителем. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам также использует образ зеркала, чтобы подчеркнуть несовершенство и гадательность нашего религиозного знания о будущем и противопоставить его преходящую роль вечно пребывающей любви:
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по;младенчески говорил, по;младенчески мыслил, по;младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(Первое послание к Коринфянам 13:8-13)
9. Однако во всех этих текстах несмотря на массу оговорок и сомнений по поводу роли "зеркального" знания и его качества зеркало все таки выступает в первую очередь в качестве интенсивного смыслового фактора (интенсора), т.е. как инструмент самопознания и богопознания. Эта его роль, как мы увидим в следующей главе, в Средние века была усилена и в конечном счете подняла престиж "зеркального" знания, тем самым подготовив его триумф в Новое время, когда принцип знания, как "объективного" зеркального отражения внешней действительности, становится интегральным элементом новоевропейского научного мировоззрения особенно в его массовом популярном варианте, легшем в основу идеологий материализма и позитивизма.
Свидетельство о публикации №218041701274