Часть 20

29 октября.

Сегодня опять проспал, но не по своей вине, а по вине своего дурацкого смартфона, который почему-то показывает не то время. Я проснулся среди ночи, посмотрел время - два часа, и снова уснул спокойно. Просыпаюсь, снова смотрю – два часа.  Тут я догадался, что он мне одно и то же время выдает на зарядке. Когда я его отключил от зарядки, то было уже 5.05!
Быстренько оделся, схватил вещи, они были уже с вечера приготовлены, а одеваться мне тоже недолго: шорты, да футболка. Ноги в шлепки и готов!
Вот красота какая! У нас в Сибири даже летом не всегда можно ранним утром на улицу в шортах, футболке и тапочках на босу ногу выйти, а здесь утром уже тепло и немного душновато.
Мой завтрак мне опять, так и не приготовили, хотя с вечера это было оговорено. Парнишка – портье, ясным и чистым взглядом, смотрел на меня, не понимая - чего я от него хочу? Но я, несмотря на то, что уже опаздывал, решил настоять на своем и добился таки: через пять минут мне его приготовили, уложили в бокс и принесли в пакетике.
Со Сей, спал на заднем пассажирском сидении. Я подумал: «Он что, тут всю ночь здесь спал? Или пораньше приезжает и спит? Вот, люди какие ответственные, эти камбоджийцы! Не все, правда. Портье – нет.»
И мы покатили по утреннему городу. Хотя здесь в пять утра уже кипит жизнь, разъезжают мотоциклисты, тук-туки, телеги разные. Уже работают уличные кафе. Где-то можно увидеть в гамаке еще кто-то спит посреди леса, натянув его между деревьев. Видимо, это единственное спасение от муравьев. Хотя, они и по веревке могут добраться, если надо. А вот на счет комаров, то они тут есть, и пусть их не так много, но вчера вечером они искусали  мои ноги, пока я писал дневник в холле гостиницы. Надеюсь, не малярийные!

Ехали мы долго. На этот раз в Та Пром - храмовый комплекс, где за 500 лет, которые этот храм был скрыт от всех среди джунглей, сквозь строения выросли огромные деревья. Он вросли в них, обхватив, как удавы или лучше сказать, как спруты, своими толстенными кореньями. Породы деревьев очень разнообразны, поэтому, это всегда совершенно новые сочетания фактуры и формы, переплетенных в вековой борьбе камня и дерева.
Как оказалось храмовый комплекс открывается с 7.30, а мы приехали на два часа раньше. Со Сей заехал с другой стороны, с которой я еще не был в нем и мне сначала показалось, что это совсем не тот храм. Я спросил его: «Это Та Пром?» «Та Пром - Та Пром!» - заверил он меня и уехал.
А я, несмотря на то, что входить было нельзя, вошел, т.к. охранников, в отличии от Ангкора здесь не оказалось. Только я переступил «порог» входных врат, как к своему изумлению увидел у себя под ногами невероятное зрелище: поперек дорожки протоптанной людьми, извивалась другая дорога - живая, см 5 шириной – это были муравьи! Они двигались все в одну сторону плотной толпой, как люди в час пик в московском метро. Я посмотрел, откуда выползала это муравьиная змея? Оказалось из щели в каменной кладки ворот. Безо всякой суматохи, не нарушая строя, они ползли словно шеренги солдат на параде. Мне стало интересно, куда это они двигаются? Пошел вслед за ними. Движущаяся лента извиваясь пересекла дорогу, заползла в камни, выползла с другой стороны на поверхность каменных перил, потом по ним, по совершенно какой-то странной траектории сползла вниз на землю, потом снова на стену и исчезла в точно таком же небольшом отверстии в стене.
Что это было - великое переселение муравьиного народа? Военные маневры, или может уже кого-то в плен вели – было не ясно? Но потом, я еще несколько раз видел странные движущиеся дорожки муравьев, или термитов, как их тут называют.
Человеческая же дорога к храмовому комплексу была еще пуста, и людской поток по ней еще не начался. Один, как одинокий заблудившийся муравей, среди исполинских деревьев шел я куда-то, ругая себя, что вот опять что-то напутал.
Подойдя к развалинам второй храмовой стены, как здесь принято, стен должно быть несколько, меня окрикнул охранник из под навеса у дороги. Как я и предполагал, объект охраняется круглосуточно. Я спокойно, без лишних слов показал ему свой билет. Он стал говорить мне на плохом английском, что парк еще закрыт. Наивный камбоджийский охранник… - он и не ведал с каким опытным коварным и строптивым туристом он имеет дело. Тут-то я ему и достал свою заветную бумагу. Он смотрел на нее, явно не понимая, что в ней написано, т.к. скорее всего не умел читать. Показал ему пальцем, на подписи внизу и важно так говорю: «Вот подписи министерства, видишь?» Он смотрит на нее, для него это что-то наверное очень ответственное и он горд, что оказался замешан в такой серьезной истории. Чтобы добить его и развеять все сомнения, я ему говорю: «Я никуда не уйду, я буду сидеть здесь. Сидеть  и рисовать, ты будешь меня видеть». Он еще немного посомневался, изображая, что читает мою бумагу, потом отдал ее мне с недоверчивым видом. А я, словно дело решено, начинаю уверенно расставлять свой этюдник. И охраннику, чтобы не выглядеть глупо, ничего не остается делать, как уйти под свой навес.
Я, наконец понял, почему охранники, которым показывал этот документ, фотографировали и отсылали фото кому-то. Скорее всего, они тоже не могли его прочесть. Школы здесь не такие как у нас. В первый день нашего пребывания здесь в мы с ребятами остановились на этюды в красивом месте, где росли лотосы среди болотистых плантаций с рисом, стояли домики на сваях для туристов и огромные колеса водяных мельниц. Мне приглянулся вид с пасущимися местными коровами, похожими на огромных буйволов. У дороги стоял какой-то деревянный навес с застеленным досками полом и ограждением с четырех сторон. Прекрасное место для работы! Можно и от солнца и от дождя спрятаться. Эта была, по сути, обыкновенная терраса всего восемь метров в длину и четыре в ширину. Я еще подумал: «Для чего она? Может это кафе? Тогда меня могут попросить уйти». Но никто меня не выгнал. Спокойно проработал там несколько часов пока не пошел тропический ливень, и мотоциклисты, застигнутые им в дороге, останавливались и заходили переждать в это укрытие. Водитель нашего тук-тука тоже зашел и разъяснил мне, что это школа. Сюда привозят детей и здесь они иногда спят в гамаках. Ни парт, ни сидений, ни школьной доски не было. Просто навес. Тогда-то мне стало ясно, что в этой стране лишь немногие получают серьезное образование, а в основном они малограмотны и с трудом читают.
Сейчас мне повезло, что здесь в Камбодже образование на таком низком уровне (признаюсь, что это лишь мои предположения, и я не знаю, так ли это на самом деле?), потому что в России, меня бы никто даже слушать не стал и бумажку мою, хоть и умеют читать все поголовно, даже смотреть бы не стали.
А здесь, я преспокойно сел и начал писать этюд. Пели утренние птицы, не далеко от меня ходили местные длинноногие и слегка лысоватые черные куры и петухи. Я был счастлив, что парк закрыт и никто не ходит, не проводит экскурсий, не ездит на мотоциклах. Можно было отдаться полностью созерцанию и слушанию.
Правда, на одном охраннике дело не закончилось. Когда первый куда-то уехал, из развалин храма появился другой  и тоже стал мне говорить про то, что храм еще закрыт. Я проделал с ним тот же фокус. Но этот охранник был более настойчив и стал куда-то звонить и с кем-то советоваться. Он сфотографировал мою бумагу и отправил фото. Я же продолжал работать, показывая всем своим видом полную уверенность и невозмутимость. Тому ничего не оставалось, как тоже уйти под навес, а потом и он уехал. Скорее всего, они дежурили в ночную смену и им нужно было по домам, а я мешал этому. 
Вскоре приехал третий охранник, пожилой, выбритый и свежий. «Вот этот точно прогонит» - думал я про себя, потому что он и одет был более солидно и вид у него был важный, как у начальника. Я еще предположил, что начальника послали со мной разбираться. Но тот оказался добрый дедушка. Он постоял рядом, посмотрел и сел неподалеку со степенным видом. Видимо охранять, чтобы я все-таки не зашел на территорию. Через некоторое время появились женщина. За ней другая, они тоже встали сзади, посмотреть как я рисую. Подъехали еще несколько охранников и около меня образовалась целая компания. Они что-то обсуждали между собой, что-то объясняя друг-другу, а когда я начал изображать куриц, которых предварительно зарисовал себе в блокнот, прежде чем они успели уйти восвояси, тут все еще больше оживились, стали кудахтать, как курицы и даже кто-то сходил и пригнал обратно на место несколько пернатых натурщиц. Но вдруг, что-то произошло… за моей спиной зашуршала галька, стало шумно и я понял, что время открытия пришло и запустили туристов. Они тут же заполнили всю площадку перед храмом, а я стал собираться: раз им можно, то и мне.


Рецензии