А годы летят

         Чёрненькая, с белой мордочкой, грациозная красавица Муся сидела на пороге и старательно умывала лапкой правое ухо. У нас говорили: верный признак - к гостям!

         С порога тянуло аппетитным запахом свежей выпечки. Новый сервиз нарядно отсвечивал на белоснежной скатерти, а на кухне суета… настроение самое что ни на есть праздничное.

        Как в молодости, порхаю от холодильника к плите, от плиты к столу, при этом успеваю нещадно командовать мужем:

     - Принеси, отнеси, очисти, взбей, прокрути …

     - Ну, разошлась, разошлась. Передохни немного, - бурчит Николай, однако с явным удовольствием выполняет многочисленные поручения.

Доподлинно зная вкусы гостей, стараюсь угодить каждому: Лёша любит солянку, девчонки выпечку, а Саша любил заливные блюда.

      Воспоминание о Саше болью отозвалось в груди.
Быстро летит время. Седьмой год его нет с нами. В компании – балагур и весельчак, но педант и буквоед, отдающий всего себя любимой работе врача анестезиолога - реаниматолога. С виду здоровяк, однако, здоровье давно дало сбой. Первым это заметил Николай, когда они с ребятами отправлялись в тайгу за ягодами и орехами. Саша крепился, но было видно, что ходить по бурелому с поклажей за спиной ему стало невмоготу, совсем не так, как в прежние времена. Да и сам он говорил, что приходил в норму и оживлялся только на привалах у костра, наблюдая, как искры, кружась в хороводе, поднимаются вверх и теряются в бездне тёмного, загадочного неба.

      Всё чаще начало вспоминаться прошлое… словно это было вчера.

          - Коля, помнишь, мы однажды отмечали Новый год и готовили костюмированные номера? Сашка был не готов, и вы его нарядили в то, что было под рукой. Саня вышел с огромным бантом на лысой голове, в моём блузоне, в юбочке из марли. Эта громадина потупила глазки, скрестила свои ручищи и, смущённо раскачиваясь, продекламировала стишок:
     «Я маленькая девочка, я в школу не хожу. Купите мне ботиночки. Я замуж выхожу*».
Стишок ещё не закончился, как блузончик громко треснул по Сашкиной спине сверху до низу! Мы умирали со смеху. Правда, нам - хохотушкам в те времена покажи палец - уже смешно. Ох, Саша- Саша, не хватает тебя, а как же его не хватает Вере? Он её боготворил. Они были бы идеальной парой, если бы Сашка не ревновал свою красавицу - жену к каждому столбу.

         Мои руки привычно снуют над столом, а в голове картинки из прошлого чёткие, яркие, как в кино!

      - Коля, а ты знаешь, сколько мы перенесли волнений и тревог из-за вас, когда вы ездили в Москву за машиной?

     - А что волноваться?

    - Как это, "что"? Путь-то неблизкий: из Москвы да на Урал! Да по нашим-то дорогам, да в гололёд? А о мобильниках тогда и не мечтали... сам знаешь. Мы с девчонками места себе не находили, гадая: уж всё ли в порядке. Вспомни, какая была погода. Она, как специально, устраивала козни: то дождь хлещет по окнам, то лупят снежные градины! А то и мороз грянет: все дороги в ледяной корке - не пройти-не проехать. Вера стояла у окна, вглядываясь в непогодь, мы с Надей молча сидели на диване, я мысленно читала  молитвы, которые помнила. 

     - Тут ты права. Разве такое забудешь: в те времена на трассе не гололёд - так бандиты! Запросто могли новую машину угнать. Хорошо ещё, если водителя не убьют. Да… всякое бывало, - Николай многозначительно замолчал.

       Задумалась и я: с чего началась наша дружба? Может быть после одной бессонной ночи, когда Коля привёз с вызова женщину с преждевременными родами, с кровотечением. Вера – неонатолог старалась вдохнуть жизнь в недоношенного младенца, а Саша боролся за жизнь матери. Нужна была кровь. У Николая была та же группа и резус, проверили на совместимость и сразу же начали прямое переливание крови. Бессонная ночь порадовала детским, даже не скажешь - плачем, а слабеньким писком и самостоятельным дыханием малыша, и улыбкой счастливой мамы. Николай, Саша и Вера облегчённо вздохнули, чувствуя друг к другу что-то большее, чем общность профессии. У меня от жалости  сердце кровью обливалось, глядя на уставшего, бледного и худющего мужа.
 
     - Коля, Коля! Хватит воспоминаний, открывай банку с огурцами и маслины и поторопись, пожалуйста.

    - Солянку готовишь для «второго мужа»? – догадливо смеётся Николай. Он тоже знает, что любит Лёшка.

    - Конечно, для него. Да и ты, знамо, не откажешься.

      Из закоулков памяти вновь всплывает картинка из старой жизни.
Смешно: прицепилось это выражение «второй муж» и осталось до сих пор. Девчонки беззлобно подшучивали:

    - Везёт Смирновой: два парня в общежитии и оба её.

      Лёшка стал «вторым мужем» сразу же после нашего вселения в общежитие. Работал он электриком в больнице, жил в комнате рядом. Николай и Алексей сдружились – это все мужчины общаги, да ещё наш малюсенький сыночек. Когда муж был на дежурстве, купать сына помогал Лёша - без его помощи мне было просто не справиться: поставить ванночку, расправить пелёнки. Лёшка держал их на вытянутых руках. Я купала, пеленала румяненького, в прозрачных капельках воды, пухленького кроху, и Алексей быстренько уносил его в тёплую, светлую комнату. Наводила порядок в ванной и бегом следом. « Второму мужу» утром иногда приходилось задерживаться из-за нас: мне, процедурной медсестре, опаздывать никак нельзя - до завтрака забор крови на анализы. Просила его:

      - Лёша, пожалуйста, посиди с Димасиком, пока Коля не придёт с работы. Тебя с утра не хватятся, - уговаривала соседа.

     - Какие проблемы? Беги! Справимся, правда, Димуля? Лёшка подмигивал нашему карапузу, а тот ему улыбался и весело молотил ручками и ножками воздух. Я ни одной девчонке не могла доверять сына так, как доверяла ему

      В больнице и в общежитии все замечали,что Лёшка поглядывал на скромную белокурую лаборантку Надю Данилову. Иногда Надя и Алексей оставались с Димой, а мы счастливые убегали на просмотр нового фильма. Они возились с нашим сыном, а через год поженились, у них родилась черноглазая, чернобровая красавица Светланка, а через пять лет – беленькая, вся в маму, Иринка. Мы шутили: «которую девчушку нам выбрать в невестки»?

     Бывало, что дети трёх семей гостили в одном месте, а родители могли спокойно заниматься своими неотложными делами.
Подросшим мальчишкам больше всего нравилось, когда Николай играл с ними в хоккей, каждый тянул его в свою команду.

    - Коля, а ты чего перестал кататься на коньках-то? Забросил? Давно ли с корта неслось:

   - Дедушка, пас!

   - Подумаешь, бросил… всего-то четыре года не катаюсь. Просто небольшой перерыв. Жду, когда напарник институт закончит и вернётся. Смейся, смейся. Ещё увидишь, как мы с внуком коньками лёд нарезать будем!

   - Коль, а помнишь новогоднюю ёлку для детей? Ты был Дедом Морозом? Как только начал говорить, двухлетний Димочка растолкал всех и ухватился за руку, заглядывая снизу вверх на тебя.

    - Как не помнить! Конечно, помню. Узнал, почувствовал папку сынок. Весь праздник и проходил за руку со мной. Советовали:

    - Надо было сыну надеть костюм молодого нового года, - Николай отвернулся к окну, пряча заблестевшие глаза.

      Да, кажется, всё это было вчера … « А годы летят, наши годы как птицы летят. И некогда нам оглянуться назад»**. Хорошая песня, прекрасные слова.
Всегда нам некогда! Даже сейчас. Однако, недаром говорят, что воспоминания – богатство старости. Миг и вдруг за считанные минуты перед глазами пронеслась вся жизнь.
Учёба, замужество, рождение деток, болезни и тревоги, работа. И потери… страшные потери – удары судьбы. Беда выбрала нас с Верой. Наших мальчиков нет: подвело сердце в сорок один год. А им бы жить и жить…

      Ох, уж эти думы, размышления… Сорок пять лет назад нас молодых и задорных связала крепкая дружба. Кто может сказать: как и почему люди становятся духовно близкими?. Мы смотрели на мир одинаково. Наши ценности и приоритеты сплачивали, цементировали нашу дружбу. Ни перемена места жительства, ни карьерный рост не нарушили наш союз.

И радости встреч, и горечь разлук,
Мы всё испытали, товарищ и друг.

      Целый день в голове крутится эта песня!

С каким волнением мы с Николаем ждём друзей! Слава Богу, в очередной раз мы увидим друг друга воочию, а не по скайпу. Сколько новостей, событий накопилось за год! Засидимся за полночь, будем рассматривать фотографии внуков, вспоминать, смеяться и плакать.

     Мысли и воспоминания прерывает дверной звонок, который трезвонит весело и непрерывно - сообщает, что вот они – долгожданные, любимые, родные прибыли и с нетерпением ждут хозяев, чтобы обнять, окунуться в прошлое и ненадолго стать молодыми. Мы с Колей со всех ног спешим встречать гостей.


Примечание:
* Песня «Я маленькая девочка» автор неизвестен, исполняет группа «Президент и Амазонки». Официальный сайт - http://www.amasonka.ru/
** Слова песни из к/ф «Добровольцы» Слова: Долматовского Е. Музыка: Фрадкина М


Рецензии
Людмила, как все близко, как знакомо... Остались лишь воспоминания, хорошие люди не покидают нас, живут в сердце.
Трогательно про второго мужа, так много светлых моментов, сроднились по жизни.
Такие гости-конечно в радость, есть общее прошлое, общие интересы, запомнились предпочтения в еде. Большое счастье- поддержка в жизни, понимание.
Спасибо за то, что поделились теплом воспоминаний.

Виктория Романюк   29.01.2024 21:14     Заявить о нарушении
Виктория, спасибо вам. Да, воспоминания... А друзья уходят с годами в Вечность, остаётся добрая, сердечная память - они всё равно с нами. Спасибо, Виктория. С теплом и признательностью,

Людмила Алексеева 3   29.01.2024 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.