Гагарин за мой счёт

С рождения, сколько помню себя, мечтал о полетах в космос. И понятно почему. Я родился в 1962-м, и в моё детство космос врывался, влетал, вливался с газетных передовиц, с голубого экрана телевизора, из радиопередач, с марок, значков, конвертов, открыток, книжных страниц… Это было время космических открытий, рекордов, побед - расцвет Космической эры человечества, где мы - наша страна, наш народ - были первыми.
Помню, как вместе с родителями заворожено следил за каждым космическим сюжетом теленовостей, как, будучи еще несмышленышем, радовался с ними каждому новому старту корабля в космос. Помню, как, ничего еще не понимая в жизни, пытался осознать тот факт, что меня назвали в честь Юрия Гагарина – в честь Космонавта №1 на планете…
Странно, но почему-то в воспоминаниях не сохранилось ничего, связанного с гибелью Гагарина в авиакатастрофе в марте 1968 года. Хотя космический полёт Георгия Берегового в октябре того же года помню – я тогда еще срисовал его с фотографии в какой-то большой газете на такой же большой лист бумаги, за что получил и похвалу за хорошую копию, и критику за неэкономное расходование бумаги…
Спустя годы, стало ясно, что дело о гибели Космонавта №1 Земли тогда засекретили. Мол, погиб при выполнении тренировочного полета на самолете… Да, так случается. И не только с самолетами, но и с космическими кораблями. Мне тогда не было еще и шести лет, а в этом возрасте часто совсем не до таких серьезных вопросов, тем более что страна жила уже новыми рекордами, победами, открытиями… Подъём патриотизма и трудового героизма, как бы сказали сегодня, зашкаливал по всем системам координат!

А недавно в российских средствах массовой информации в связи с 50-летием со дня трагической гибели Гагарина вновь подняли волну интереса к нему. Якобы, даже рассекретили какие-то важные документы о том, как он погиб. Хотя лет пять уже как не секрет, что тогда случилось и почему. Стоит лишь заглянуть в Википедию и прочесть со ссылкой на слова космонавта Алексея Леонова, который еще в 2013 году, хотя и без документальных доказательств, озвучил версию, согласно которой «…в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон... Пройдя в облаках на расстоянии 10-15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина, истребитель, шедший на скорости сверхзвука возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль штопора, выйти из которой лётчики не успели…».
Уважаю Алексея Леонова – первого космонавта Земли, осуществившего выход в открытый космос. Но у меня, уж так получилось, есть своя, пусть и не совсем стройная и немного странная, версия на счет… дальнейших развитий в судьбе Юрия Гагарина.

Хочу рассказать о том, как в конце 90-х годов прошлого века я встретился с человеком, называвшим себя Юрием Гагариным.
И не надо крутить пальцем у виска, пока не дочитаете до конца этот не фантастический рассказ!

Был сентябрьский солнечный день, уже не помню точно какого года, 1996 шел или 1997. Возвращаясь домой из поездки в Димитровград, я бродил по магазинам в центре Ульяновска, так как еще было много свободного времени до послеобеденного рейса в Павловку, где тогда жила моя семья. Целью моей поездки в Димитровград было приобретение мелкооптовой партии видео- и аудиокассет, перепродавая которые на местном базаре я зарабатывал на жизнь и на борьбу с кредитом. Да-да, это было время, когда на зарплату культработника выживать было чертовски трудно, и я переквалифицировался в предпринимателя, беря товар на реализацию в студиях звукозаписи и в видеосалонах Димитровграда, где в ту пору у меня были некоторые связи в соответствующей сфере бизнеса. Подрабатывал я еще и тем, что с друзьями вёл дискотеки в зале поселкового кафе «Калинка», а это опять же периодически обязывало меня охотиться за свежими танцевальными хитами.
В багаже, что я оставил на несколько часов в камере хранения ульяновского автовокзала, в этот раз, как мне казалось, было недостаточно хитового товара, приобретенного в Димитровграде, и до отъезда я решил подзатариться в студиях облцентра, желая отыскать и прикупить суперновинки музыкального и кинорынка. Мой маршрут по Ульяновску был давно привычным, и на автопилоте я привычно быстро летел по давно известным мне магазинам, бутикам, рынкам в центре города, когда возле ГУМа меня окликнул незнакомец.
- Извините, не подскажете, где здесь улица Гагарина?
Я обернулся на голос. Позади меня оказался невысокий мужичок в короткой, сильно потертой черной кожаной куртке.
- Гагарина улица где-то ведь здесь должна быть? – Мужичок переспросил. Он явно чувствовал себя неловко, глядя на меня снизу вверх и чуть улыбаясь. - Извините, я не здешний. Не подскажете?.. Мне очень надо туда. Срочно.
- Э-э-э… Я-то тоже не совсем местный, - я взаимно улыбнулся. – Но на трамвае эту улицу как-то проезжал. Та-ак... Мы с вами сейчас на Карла Маркса, а Гагарина – это внизу, минут пять-семь ходу. Если по правой стороне пойдете, как раз и выйдете.
Махнув рукой в нужном направлении, я продолжил путь до ближайшей торговой точки с аудиокассетами, как вдруг что-то заставило меня остановиться и оглянуться вслед тому мужичку. За это время  он всего на несколько метров отошел от места, где мы встретились, и, сунув руки в карманы своей короткой кожанки, никуда по срочному поводу не спеша, стоял, запрокинув голову, осматривал высотку «кривого дома» - архитектурной достопримечательности этого района Ульяновска - и широко-широко улыбался.
- Не может быть! Так это же… - холодная волна мурашек окатила меня с головы до пят. В этом невзрачном мужичке я готов был признать космонавта Юрия Гагарина! Конечно, за 30 лет постаревшего, но вполне узнаваемого. Все сомнения отвергались напрочь его улыбкой! Уставившись в его сторону я наскоро соображал, что делать. Толковый план действий так и не придумался, и я просто вернулся к нему и негромко, но напрямую, в лоб, спросил: - Вы же Он?! – И еще тише. - Вы же тот самый Гагарин?
- Молодой человек, не надо. - Мужичок в кожаной куртке огляделся по сторонам, словно опасался, что наш с ним разговор привлечет внимание прохожих. - Тот Гагарин, Юрий Алексеевич, вообще-то, как известно, погиб в конце 60-х.
- Но Вы очень похожи! Очень. Особенно когда улыбаетесь.
- Знаю. Не Вы первый мне об этом говорите. Но я - не Гагарин.
- Странно. Извините, но ведь версия гибели, которую я читал в книжках про Вас…
- Не про меня. Вам что, паспорт показать? Ладно, сейчас… - Мужчина начал нервничать, полез в нагрудный карман за документом. – Или мне уже сразу милицию позвать?
- Причём тут паспорт! Соответствующие органы его Вам сегодня любой выпишут. Да и в паспортном столе, за особую плату… Но Вы не бойтесь, я никому не скажу, что видел Вас, Юрий Алексеевич, - я не сдавался. – Меня, кстати, в Вашу честь назвали.
- Послушай…те, Юрий…
- Иваныч.
- Юрий Иванович, Вам что, делать больше нечего? Однако мы с Вами уже мешаем движению людей в этой точке Вселенной. Отойдемте в сторонку.
- Отойдем. Юрий Алексеевич, я никому не выдам, что Вы тогда не погибли. Только жене расскажу.
- Никому, только жене? Да рассказывайте, кому хотите. Кто поверит-то? Ну, сочтут  за сумасшедшего...
Мы отошли с центра тротуара и буквально сразу наткнулись на столики небольшого уличного кафе, на вывеске которого красовались две пенные пивные кружки
- Если я сумасшедший и передо мной не тот самый Гагарин, то разубедите меня за… кружечкой пивасика. За мой счет. – Я уже подходил к кассе кафешки. – Пирожки возьмем? Вам с ливером? С картошкой и яйцом? Или беляшей?
- Спасибо. – Очень похожий на заметно постаревшего Гагарина мужичок посмотрел на наручные часы, достал из нагрудного кармана куртки блокнотик, что-то то ли подчеркнул, то ли перечеркнул в нем. – Не надо пива. Не пью. Если у них чай есть, то большую кружку. Ну и пирожка так два-три с картошкой… Слушайте, а мне уже нравится быть в роли бывшего космонавта... Надо же! Я – Гагарин за Ваш счет.
«Гагарин за мой счёт» улыбнулся, глядя на то, как я тащу в одной руке кружку пива для себя и пакет с пирожками, а в другой пивную кружку с кипятком, в котором буквально на ходу заваривалась пара пакетиков чая с лимоном. Я взаимно улыбнулся, снова успев отметить, как же похожа улыбка этого человека на ту гагаринскую, что я «наизусть выучил» еще в детстве.
- Да Вы разубеждайте меня, разубеждайте! А потом я свою версию Вашей как бы гибели расскажу.
- Начнем со схожести. И что же Вы видите похожего? – «Гагарин» достал из пакета пирожок. Сложив губы трубочкой стал дуть на кружку с двойным чаем.
- Да всё! Рост, примерно, 165. Вес, примерно, 70. Как в энциклопедии! Телосложение, овал лица, прищур и цвет глаз – гагаринские! Улыбка так та вообще вас сразу предала…
- А голос?
- А вы скажите Ваше знаменитое…
- Поехали! - он опередил меня на долю секунды. – И?
- Как-то не очень. Но я же и не слышал Вас никогда вот так – на расстоянии полуметра, только в документальном кино…
- Сейчас Гагарину было бы за 60. И как я, на Ваш взгляд, сохранился? Не слишком молодо выгляжу?
- Учитывая Ваше космическое здоровье, минус вредные привычки  – вот и от пива отказались, плюс возможный уход лучших врачей и всякие там «кремлёвские» таблетки, - нормально выглядите. Соответствующе!
- И при такой схожести с кумиром миллионов… При такой узнаваемости я спокойно разгуливаю по планете… То есть 30 лет таился, а сейчас вот перестал?
- За 30 лет мир сильно изменился. Люди стали другими и им нужны другие кумиры - не космонавты: певцы, киноартисты, пародисты – «шатуновы», «шварценеггеры», «петросяны»… Полётом в космос в наши дни никого не удивить, примелькалось. Космонавты туда, как на обычную работу, летают. Сегодня пипл с удовольствием хавает разве что новости на темы криминала и шоубизнеса, да про всяких там экстрасенсов, целителей, олигархов... Никому нет дела до кого-то пусть и очень похожего на Гагарина.
- Вы говорили про свою версию моей как бы гибели… - Собеседник явно заскучал и с более заметным интересом следил уже за прохожими, чем за беседой. – Рассказывайте. Может, что-то новое услышу.  Итак. Почему же я сижу тут перед Вами живее всех живых и уплетаю пирожки с картошкой и яйцом?
- А у меня не одна версия. Две.
- Да ладно Вам!
- По одной моей версии Гагарин действительно погиб, но это не было случайно – его, как нынче принято выражаться, «убрали». То есть та авиакатастрофа была далеко не...
- Так… - «Гагарин» перебил меня. - Что-то свеженькое… Значит, всё-таки погиб. И за что же «убрали»?
- Он же тогда был самым известным человеком на планете. Если хотите, более великим, чем все живые на ту пору герои-маршалы, вожди, цари, президенты и прочие мировые лидеры… Куда круче Хрущёва и Брежнева. Это им не могло понравиться. Ну никак! Ведь на их глазах мог вырасти новый советский политический деятель, имеющий всемирную любовь землян, каждому слову которого верили больше, чем кому бы то ни было. Что дальше? А затем испытательный или учебный полет, самолет разбивается. Вот и не стало Гагарина.
- Получается, Вы, Юрий Иванович, предлагаете поверить в версию заказного, почти политического убийства.
- А что странного? Сами рассудите. У нас и сегодня, когда всенародные кумиры или звёзды телеэкрана начинают честно говорить или петь о политике, они либо нечаянно погибают в аварии, как Виктор Цой, или «ловят пулю», как Игорь Тальков.
- Да, современная и вполне реальная версия. Если не учитывать сотни небольших «но»… А вторая какая версия?
-  А она вытекает из тех же политических причин. Только его - Гагарина-то - уже задумали убрать не наши, а иностранные спецслужбы. И тогда наши его надежно и надолго спрятали ото всех. И от семьи, как ни жаль, тоже.
- Ага. Так. Вот мы уже и говорим о нем - о Гагарине - в третьем лице. Слава Богу.
- Извините, Юрий Алексеевич.
- Опять?! Ну, допустим, я – это он. И 30 лет спустя я стал моим завистникам и злопыхателям не страшен, а потому уже не прячусь (меня не прячут), и находясь на пенсии я развлекаюсь тем, что езжу по миру, допустим, и коллекционирую фотографии улиц, носящих моё звёздное имя…
- Как вариант… А что? Адекват же!
- Учту обе ваши версии. Спасибо. А хотите знать, кто я на самом деле?
- Ну... Давайте. Говорите. Хотя это же может быть одна из так называемых «легенд», которую Вы заранее выучили.
- Паспорту моему и легенде вы заранее не верите. Ладно.  Ваше право. А что скажете насчет того, что только что угостили чаем и пирожками режиссера заезжей театральной труппы, примеряющего на себя заглавную роль Юрия Гагарина в готовящемся спектакле? И, надо же, сценарий этого спектакля на самом деле кое в чем совпадает с Вашими версиями. Да вот, смотрите сами.
- Японский городовой! – Я постарался выругаться как можно приличнее. – Так Вы в гриме что ли? А реплика про поиски улицы Гагарина специально была сказана, чтобы я обратил внимание на…
- Да, специально. Однако без грима я. Почти. Но в образе. Хожу здесь и проверяю на прохожих некоторые актерские штучки и режиссерские наработки. Вы третий из пятнадцати, на ком сработало. Вот, смотрите. – Мужичок достал из  одного из внутренних отсеков куртки и пролистнул передо мной машинописный текст, на первом листе которого значилось, видимо, название будущего спектакля: «Гагарин жив». - Может, однажды по нему и фильм снимут. Меня, кстати, тоже Юрием зовут. Так что, тёзка, вот Вам за расходы.
«Гагарин» протянул мне несколько полутысячных купюр.
- Да бросьте Вы... Копейки ж…
- Кто бы сказал тогда Гагарину, что сегодня спички будут стоить 100 рублей, а кружка чая с лимоном 1200… Берите, деньги, берите. И еще раз извините, – гагаринская «фирменная» улыбка вновь сияла на его лице.
- Слушайте! Ну как же похоже у Вас получается!
- Благодарю. Но три из пятнадцати, всё же маловато. Даже как-то грустно.

Когда мы расстались, я поспешил на автовокзал, а «Гагарин» продолжил тестировать прохожих на узнаваемость образа. Когда я в очередной раз оглянулся, то его черная куртка уже была почти не видна в людской толпе.

Прошли годы. Ничего про спектакль с названием «Гагарин жив» за несколько лет я так ни разу и не услышал. Когда в 2013 году на экраны вышел художественный фильм «Гагарин. Первый в космосе», то я, наверное, был одним из первых зрителей, скачавших рекламный трейлер к нему. Лента получилась отличная, но «Гагарина», которого я когда-то угощал пирожками и чаем с лимоном, ни на экране, ни в титрах в ней точно не было. И время от времени я вновь возвращаюсь к воспоминаниям о разговоре мужичком в том уличном кафе на Карла Маркса. И вот что думаю. А что, если та «режиссерская проверка» и тот «сценарий» на самом деле были частью совсем другого спектакля?


Рецензии