Альма - матер

Листаю свой   студенческий  альбом.  На  первой странице  мои  преподаватели.  На их  лицах время запечатлело свой, один для всех, характерный узор. Он тщательно прорисован, выверен до  мельчайшей черточки, тени. Дрожат, переливаются,  мерцают неугасающим  внутренним светом,  на тоненьких нитках узора  жгучие точки Судеб, солнц,  лун, миров... Поднимаются  и плывут  крылатые выводки слов.
Одни слова звенят колокольным звоном, отголосками старинных молитв – Помните! Память, вздрагивая, падает на ладони крохотным листком, малым  словом: «Вы разве другого не можете?  Улыбнитесь!»
Улыбнемся, вспомним  наши студенческие  годы! Иногда - это полезно! Иногда - необходимо! А иногда - просто приятно!..
- Наши преподаватели это – Люди - Человеки!..
Удивительные? Да! Удивительно добрые и порядочные  люди. Тонкое чувство достоинства, вот, пожалуй,  основная определяющая  черта личности  интеллигентных  людей, коими  они были, есть и будут всегда! Будут  для нас, наших детей, наших внуков (легенды хранятся и передаются из поколения в поколение). Слияние мысли и чувства утверждали  ценную моральную черту их личности — брезгливость к недостойному в своем собственном поведении, активное стремление к достойным поступкам, возвышающим человека; готовность, несмотря ни на что, действовать так, как подсказывают собственные убеждения о достойном и недостойном. А в то время это была очень смелая  гражданская позиция. Да и во все времена, оставаться человеком  – это позиция.
Вот несколько  реплик – комментариев  «по поводу, и в принципе»   из лекций  моих преподавателей: «…омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства», «…чтобы воспитывать в детях, неважно в своих или  чужих,  мужество слова и мужество молчания,  учителю  самому надо быть благородным и мужественным», «…надо уметь уважать не только собственный взгляд, но и убеждение  другого человека, даже тогда, когда не всё в его поведении кажется вам  понятным и оправданным», «...благополучие одного не должно ущемлять благополучия другого».
Прошло тридцать пять лет после окончания  института, а эти слова актуальны и по сей день, на мой взгляд, они  вечны.
Образованные? Да,  непостижимо  образованные. Нам казалось, что они  знали все, могли  ответить на любой вопрос. Они, все  без исключения, не просто обучали, учили, вкладывали знания,  но, в первую очередь,  «вбивали»  очень простую  истину «…самая великая бедность из всех — это отсутствие любви к  постижению нового, останавливаться на месте нельзя – учиться в любом возрасте – это путь самосовершенствования». Чтобы  «верхнее образование  стало высшим, надо всю жизнь учиться!"  считал А.Б. Цфасман.
Понимающие? Да, удивительно понимающие – понимали  своих студентов, предлагая им в обязательном порядке писать шпаргалки по нескольким источникам: монография, учебник, художественная литература, и  Лекции.
- Имена! Требуем Имена  этих совершенных борцов со «стихией  студенчества».
Лидия Георгиевна  Туркина наш декан! Уникальная женщина,  кстати,  право на власть дается вместе с уникальностью. Прекрасный администратор. Ее рабочий день начинался  для нас студентов  с порога ВУЗа, где она стояла вместе с фотографом, запечатлевающим  опаздывающих студентов (особо одаренные пытались проникнуть с другого входа, но у другого  входа «бдил» заместитель декана). Ее административная тантра была проста и эффективна: философия по факту – это бездействие!  Необходимы  превентивные меры – пришел без пяти – уже опоздал! И вот мы, грешные, имея свои  веские  причины опоздания  «без причины» - мусолили «…больше такого не повторится». На что, грозно посверкивая очами, Лидия Георгиевна  читала блиц – лекцию о разных видах невежества.  Вашей покорной слуге доставалась ее самая позорная часть: «Существуют разные виды невежества. Самое низкое — следовать собственным желаниям, не размышляя о последствиях. Не ходи строем по улицам с подобными  людьми, не разделяй их  предрассудки».  Как – то после этого «поспать еще чуть – чуть» после трели будильника  определенно  не хотелось еще очень долго.  (Вспомнила  уроки Лидии Георгиевны,  когда  начинала свою трудовую деятельность в должности  директора школы.  Задавала тон и подводила итоги  рабочему дню  «с порога школы» - встречала детей утром и в обед, провожала вечером.)
Кстати, отличить хорошего администратора от плохого достаточно легко – хороший принимает решения немедленно! Декан игнорировала  громкие выкрики тех, кто орал на свою глупую голову, ледяным молчанием… И когда  негодование орущего сменялось чрезмерной жалостью к себе, затихая,  он вдруг  чувствовал поддержку Той, которая держала в своих руках тонкую нить его успеха. Это был тонкий момент, который  учил замечать  Ее  поддержку. Разбирательств не было.
Столько всего связано с ее именем. Но, пожалуй,  в первую очередь,   - это  ученый, блестящий знаток античности (истории, философии, права, религии) и культуры.  Л.Г. Туркина читала курс «История Древнего мира»,  отражая  свет   мимолетного  Величия древних.
Я помню свой первый экзамен по истории Древнего мира. Мне попался вопрос о колыбели цивилизации – Междуречье.  Начала, как всегда, свой ответ с историографии вопроса. Лидия Георгиевна подняла голову, посмотрела на меня поверх своих очков, улыбнулась  и завязалась у нас душевная беседа по всем билетам. Моя  пятерка была наградой, гордостью . Курс истории Древнего мира,  Междуречье стало для меня началом моего ученичества. Почти как у Константина  Михайлова
Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...
Наши преподаватели, наши удивительные преподаватели  не просто учили нас истории, но и развивали нас интеллектуально и политически  (именно со  студенческой скамьи  появилась у меня  потребность ежедневно смотреть  «Вести» и читать прессу), формировали  не только мировоззрение, но,  в конечном счете, гражданина своей Великой  Страны - России.
Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории.  Эту истину повторял каждый из них по – своему.
Борис Васильевич Григорьев  вместе с Сидоренко Семеном Анисимовичем  твердо были уверены в следующем:  мозги – это тоже мышца, которую необходимо тренировать. И лучший способ  тренировки – заучивание наизусть их  лекций. Студенческая братия делала  это кряхтя, пыхтя и стеная  на  тяжелую студенческую жизнь.
Василий Егорович Четин был абсолютно солидарен с Виктором Михайловичем Опалихиным  в том, что отсутствие  знаний, не освобождает от  ответственности за вздор. «Учиться, учиться, и еще раз учиться!» - Владимир Ильич советовал.  С именем Виктора Михайловича связаны  коммунарские сборы в «Чайке», факультетская газета «Орленок», где я была ответственным секретарем. Замечательное  время – время молодости.
Антропов Владимир Михайлович,  ах,  Владимир Михайлович  - недосягаемая высота. Человек – энциклопедия, гений. Сдать историю Востока – все равно, что сдать в Политехе сопромат.  Он спускался со своего Олимпа, приходя к нам в общежитие  ( наши  преподаватели  по графику, утвержденному деканатом, дежурили в общежитии, - мудрое административное решение Лидии Георгиевны) раз в неделю. Владимир Михайлович  находил время поговорить с каждым студентом. Непринужденное  общение  плавно  переходило на мировые проблемы из области познания добра и зла в их исторической ретроспективе.  Не лицемерил, не делал вид, что ему жутко интересно. Бывало и сердился, и смеялся, и возмущался нашим невежеством.  И не только студентам, но и  студенческим  детям он  уделял внимание. Большую книгу по экономике Владимир Михайлович  подарил  нашему старшему сыну Сергею (экономику в школе все  четверо наших  детей  учили по этой книге).
Иван Васильевич Семенов и  Аркадий Цфасман  настойчиво рекомендовали  «…прежде чем ответить, стоит подумать», а подумать  всегда было  о чем. Дискуссии на семинарах приветствовались.  ( Например, мне Аркадий Беньяминович  рекомендовал подумать  над тем, «…зачем  пришла, барышня  (после рождения первого сына): за мужем и детьми или за знаниями». Подумав, я все же продолжала рожать, но сдавала  экзамены на четыре и пять).
 Матюхина Людмила Константиновна и Шмакова Нина Павловна – производили ошеломляющее впечатление своей эрудицией, знанием предмета. Своей энергией и активностью ума просто завораживали, вели, требовали… И, ух, поднимали каждого из нас, где – то по – матерински,  душевными человеческими свойствами - милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за наши судьбы.
Галина Николаевна Затевахина  именно она прививала нам вкус к классической музыке, кино, театру, книгам, живописи. Группой мы заказывали в Публичной библиотеке единственный экземпляр  романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и читали с упоением. А вечером театры, выставки. Специально в свободное время подрабатывали на свою культурную программу. Я разносила в пять утра почту, а поздно  вечером мыла полы в институте.
Губницкий  Федор Ефимович в восьмидесятые годы  знал в совершенстве все о рыночной экономике.  И учил нас этому. Когда она пришла, мы были, так сказать, во – всеоружии. Кто – то ушел из школы в бизнес: Боря Яковенко  покинул  директорское кресло  и  стал «очки  втирать»: открыл сеть магазинов «Оптика». Алена и  Толя Кунгины занялись продажей медтехники и, и, и… Ну а  основная часть группы продолжала и продолжает учительствовать. Кто где: кто  в школе, кто в техникуме, кто в ВУЗе.
Мне уже неоднократно пришлось услышать  «если ты такая умная, то почему такая бедная?». Я вот подумала над этим, дала трезвую самооценку своей личности,  и решила,  очевидно - не умная, коль бедная. Расстроилась, а потом пришла к мнению, что с этим надо смириться. 
Хочу сказать спасибо Беспечанскому Василию Прокопъевичу – научил нас самоанализу. Никаких психологических  тренингов не нужно – сами, своими руками, фигурально выражаясь, выводим себя из депрессии.
Продолжаю.
Стезю ученых – бессребреников подхватил  выпускник нашего факультета, наш  любимый Николай Борисович Виноградов. Его  творческий импульс к углубленным исследованиям  археологических памятников  заразил не на шутку каждого.  Не было ни одного в наших рядах, кто - бы не любил археологическую экспедицию. Но чтобы поехать, необходимо было сдать  экзамен по археологии.  С первого раза не удавалось никому. Знаю рекорд сдачи экзамена -  десять  раз. А может уже есть результат и выше. Полевая романтика, песни у костра, прекрасное исполнение Николая Борисовича, были просто какой – то инфекций любви к полю, которая поражала , серьёзно и надолго. Мою семью точно просто поразил вирус любви к  Николаю Борисовичу и археологии: дети в экспедиции с мужем были с шести лет, а внук с сыном и снохой с года. Два сына окончили исторический факультет  нашего  родного ВУЗа. И до сей поры для них лучший отдых летом – это экспедиция, разведки. Да и Есаульская школа,  по сей день, ежегодно отправляет отряд детей  в археологическую экспедицию. ( Ну не могу удержаться, чтобы не похвастаться. В своей первой и последней экспедиции на Берсуате  была отмечена, как лучшая в зачистке бровок в раскопе. Вот).
Иоголевич Александр Зельманович, Филиппова Ирина Алексеевна, Скребцова Татьяна Петровна учили нас простой, на первый  взгляд, истине: российский  учитель обречен на общественную исповедь. И как исповедь перед народом и для народа он должен расценивать сделанное, содеянное, свое творение – воспитанных  учеников. Свобода от совести  для него – недопустима.
Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель. Это он воспитал будущего немецкого солдата, вложил в него любовь к отечеству, преданность своему государству, возвышенную веру и честь (Хотя  существует и другая точка зрения. В июле 1866 г. после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем»).
Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Это он учил  народ  любить Родину.
А  наш российский учитель выиграет холодную информационную войну, которая становится все горячее и горячее?
Вместо обобщения
Наши  интеллигенты – преподаватели  - это люди высокой умственной и этической культуры, которые были  способны подняться над личностными интересами, способны были думать над тем, что их непосредственно не касается . Они  действительно  дух нации, достояние общества (подлинная интеллигентность - это не "привилегия" и не профессия, а состояние души).
.


Рецензии