Самолет - паром - ракета

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 3. Три украинских лета (1966-1968)

3.2. Самолет – паром - ракета

     Киевский аэропорт Борисполь встретил нас совсем небольшой - по московским стандартам – очередью на такси. Однако скоро выяснилось, что, несмотря на свои скромные размеры, за первые полчаса она не продвинулась ни на шаг. Не то чтобы машины с шашечками не подъезжали. Их было очень даже не мало. Но подъехав к очереди, водитель выкрикивал: «На Подол!». Или другое неведомое нам название района. Из группы людей позади нас выскакивали люди с чемоданами и сумками, а мы продолжали стоять в недоумении и растерянности.
     Уже не помню, каким образом, но мы всё-таки добрались до автобусной станции. Конечно, гораздо приятнее было бы вместо душного автобуса проехать до Остра с ветерком, то есть на «Ракете». Это чудо техники на подводных крыльях раз в день курсировало по Десне между Киевом и Черниговом только с одной остановкой именно в Остре, билет до которого стоил два рубля пятьдесят копеек. Но на этот единственный рейс мы уже опоздали. Кстати, воспользоваться «Ракетой» на обратном пути из Остра в Киев было вообще невозможно. Заранее на проходящий корабль билеты не продавали, а когда он пришвартовывался к пристани в Остре, обычно выяснялось, что свободных мест нет. Поэтому, если нужно попасть в Киев к отправлению поезда или отлету самолета, гораздо надежнее заблаговременно купить билет на автобус. Именно заблаговременно, так как автобусы, как известно, тоже не резиновые.
     Позже я узнал, что специально для прохода «Ракеты» и небольших речных сухогрузов военные разводили понтонный мост, установленный ниже Остра по течению Десны. На местной паромной переправе тоже бдительно следили за расписанием теплохода. Паром на ручной тяге доставлял отдыхающих на пляж и обратно. Изредка на противоположный берег на этом же плавсредстве переправлялись телеги, легковые и даже грузовые автомобили. В таких случаях пеших пассажиров брали меньше. Хотя, как правило, помещались все желающие.
     Кроме паромщика, который выполнял функции капитана и матроса одновременно, в штат входила кондукторша, продававшая всамделишные билеты в соответствии с вывешенным прейскурантом. Сам паром представлял собой две здоровенные деревянные лодки, объединенные дощатым настилом с перилами по периметру. Поперек течения между берегами Десны был проложен гладкий металлический прут. Он не был натянут и, когда паром стоял у берега, полностью погружался в воду, чтобы не препятствовать судоходству. Пассажиры-добровольцы, протягивали вдоль него немудреный деревенский катамаран, упираясь ногами в пол и переходя от одного края настила к другому. В принципе, это входило в обязанности паромщика, тем более, что само течение реки обеспечивало вполне достаточную тягу. Но отдыхающие всегда были не прочь продемонстрировать свою молодецкую удаль. К тому же их усилия ускоряли движение, а ведь всем не терпелось сначала попасть на пляж, а вечером - поскорее вернуться обратно.
     Наблюдая за действиями добровольной команды, один мальчик, старавшийся казаться очень взрослым и умным, громко спросил: «А по какому принципу движется этот паром?» С тех пор эта фраза обрела крылья. Столкнувшись с какой-нибудь очевидной несуразицей, мы повторяли ее как пароль.
     Работал паром по расписанию, то есть с 8 утра до 8 вечера. А курсировал по мере наполнения. Поэтому некоторые состоятельные граждане пользовались более дорогими услугами владельца довольно вместительной, человек на двенадцать, плоскодонной лодки. На самом деле она принадлежала дому отдыха, расположенному на высоком берегу Десны. Поэтому его резидентов дед-кормчий переправлял бесплатно. Как он их различал, я не помню. Но на пляже все они щеголяли в одинаковых казенных плавках черного или синего цвета с характерными тесемочками сбоку. Уникальный дизайн позволял обладателю таких плавок обходиться без кабинки для переодевания. Надо было только протащить их, не снимая брюк, внутри штанины. После чего вторую половину зашнуровать. Такая вот усовершенствованная модель набедренной повязки. Как выглядели женщины из дома отдыха, сказать не берусь. Скорее всего, их вообще не было, так как сие учреждение принадлежало военному ведомству. Об этом свидетельствовала не только приверженность к форменным купальным принадлежностям, но и офицерская выправка отдыхающих, с которой они не расставались даже на пляже.
     Два пассажира лодки усаживались за весла, дед в капитанской кепке занимал место рулевого на корме. Обратный путь ему часто приходилось проделывать пустырем. В одиночку он вполне успешно справлялся с тяжелой лодкой, орудуя кормовым веслом, похожим на лопату. Я постоянно восхищался этим умением местных жителей, но сам технику гребли на каноэ так и не освоил.

Мышецкое, июль 2017


Рецензии