Мордобойка

МОРДОБОЙКА.

Чаще всего при обращении к народным названиям, ограничиваются лишь констатацией и подтверждением их существования, никак не затрагивая ни этимологию названий, ни причины, сопутствующие их появлению. Возможно для названий районных и уличных и этого достаточно. Но этого явно мало, когда вспоминаются названия и всему городу известные, и даже на страницах краеведческой литературы отметившиеся. «Мордобойка» из числа таких названий.
И действительно, что нового для нас в очередной констатации, типа, «один  знакомый слышал, как женщина в автобусе спросила…», когда буквально стучится вопрос: Почему именно к нагорновской пивной на Кольском шоссе из всех пивных города приклеилось в свое время это говорящее название? Ведь и в других пивных пили не меньше, и по части драк они нагорновской не уступали.
Да, и вопрос напрашивается, и ответ есть. Он в произошедшем в 50-е годы недопустимом соседстве в поселке Нагорном двух злачных заведений – ресторана и пивной, двух заведений с антагонистичными по отношению друг к другу контингентами. Напомним, там, где сегодня «Лакомка», до середины 70-х годов был вечерний ресторан, пивная же долгое время располагалась с левой стороны здания. В городе такого чреватого нежелательными последствиями соседства старались не допускать, в Нагорном получилось не сразу.
И драки у Мордобойки поближе к закрытию вспыхивали отнюдь не по причине выяснений - кто на кого косо поглядел или, кто у кого Нюрку отбил. Там, где на одну чашу весов ложился замасленный шоферской комбинезон, заштопанная гимнастерка, щелеватый барак с полуголодными детьми и резко постаревшей от житейских забот женой, а на другую – белые скатерти, «Рио-Рита», запах «Красной Москвы» и шелест разбрасываемых налево и направо мореманами и шпаной дореформенных тридцаток, вопрошались покруче, как минимум, - «За что воевали?» и «Кто виноват?» Одни защищали попранную справедливость, других подстегивал на бескомпромиссный бой рыцарский запал – присутствие рядом с полем боя снятых ими на вечер нарядных женщин. Драки были жестокие, с откровенно социальным подтекстом.
И так с постоянством, заслуживающим лучшего применения.
Оттого и памятны долго.


Рецензии