Зовите меня Галей. Дети войны

               
    Галину Силаевну Неудахину (Гаврилову) при рождении назвали Ритой.  Анну Степановну, ее маму, именем «Галя» называл Сила Иванович, ее отец.  Директор сельской школы с первых дней войны  стал пехотинцем, получил тяжелое ранение под Ржевом, не смогли вылечить в госпитали города Пермь (Молотов), там он и похоронен.
    Анна Степановна, в самом начале войны перевезла маленьких  сына и дочку в поселок Грабенко, к своей маме Евдокии, сама продолжила учительствовать в соседнем селе. В этот же родительский дом, со мной на руках,  переехала моя мама  Вера. Мы оказались на попечении бабушки Дуни и слепой прабабушки Насти, у которой  на печке часто  слушали  сказки.  Всю семью, детей, взрослых кормил  бабушкин огород,  молока козы Белки едва хватало лишь нам, детям.
  Рита долго просила маму называть ее Галей, так как  очень огорчалась дразнилкой, которую придумал соседский мальчик Шурик. Она часто в слезах прибегала  с улицы домой и жаловалась взрослым: « Сулик голове, сто я Лита, а я не Лита, а Галя». И длазнит: «Лита, Лита, Лита та». Мама удовлетворила ее просьбу.  Ей выписали новое свидетельство о рождении, в нем появилось любимое имя. К нему все быстро привыкли. Бабушка говорила на украинском языке, и мы, маленькие дети, так же. Этот язык, на котором прекратили говорить чуть позднее, Галя вспомнила спустя  много лет, перед самой смертью, когда находилась без сознания.
  Как только после тяжелого ранения вернулся с фронта мой папа, наша семья переехала в районный центр. Галя с Володей  еще оставались в маленьком поселке, бегали на луг встречать маму из школы. Рядом с лугом находился заброшенный полигон, на нем Володя нашел снаряд, из него он выбивал чашечку для своей сестренки. Затея окончилась трагично, он на всю жизнь остался инвалидом, без кисти правой руки.
   После трагедии, мама перевезла своих детей в тот же районный центр,  купила дом. В этом поселке проходило наше послевоенное босоногое детство. Были встречи и расставания. Где бы   не находилась я, когда была ребенком, подростком, с родившейся дочкой на руках, приезжала в дом  тети Ани, где  нас постоянно  тепло встречали.
  Галина окончила среднюю школу, Архангельский лесотехнический институт, после его окончания все годы прожила  в Балашове. Работала инженером – проектировщиком огромного института (под руководством В. Ахмыстовой),  проектировали дома в разных уголках страны. Когда  по состоянию здоровья   не могла ходить на работу в институт, продолжала трудиться дома.
     Много лет прожила с мужем Иваном Сергеевичем, учителем городской школы. Взрослыми стали их  дети - Сергей и Анна, подрастает внук Андрей.
    Галя  навсегда осталась моей ровесницей. В раннем детстве вместе кувыркались на  бабушкином земляном полу, устеленном пахучей травой или колючей соломой, бегали за козой Белкой, школьниками играли в одни  и те же игры, высшее образование получали в разных городах, вновь встретились в  городе Балашове, став  взрослыми.  Через десятилетия нас разлучила Галина смерть.
     Анна Степановна,  до последних дней ухаживала за  мамой Евдокией, Галиной бабушкой. Галя провожала в последний путь свою маму Анну. Настал черед сына Сергея, который так же не покидал свою маму Галю до ее последнего часа.
  Теперь покоятся муж и жена Иван Сергеевич и Галина Силаевна  Неудахины в одной могиле на городском кладбище. Вечная им память!
           Апрель 2018 года.


Рецензии