Ек. 3, 22 Конкурент слова суета и таблетка от него

(Из конспекта разбора)

Сегодня вечером я увидел интересную особенность. Кажется, в книге Екклесиаста слово «лучше» противостоит слову «суета». Оно нередко появляется через несколько стихов от него и предлагает решение проблемы, обозначенной словом «суета». Например, без подготовки приведу несколько примеров, которые сразу приходят на ум:

• 3:18-22: смертность человека – суета, но выход – наслаждаться уделенным тебе временем, и это лучше;
• 4:5-6: сидеть сложа руки, не работая, равно как и собирать материальные блага пригоршнями – суета, но работать столько, сколько надо, довольствуясь горстью с покоем – лучше, и это не суета;
• 4:8-12: одиночество – суета, но единство и близость двоих – лучше, и это не суета;
• В 7-й главе идет целая серия этих «лучше».

Слово «суета» обозначает искривление мира, поломку какой-то его части. Слово «лучше» показывает способ ремонта. Да, как сказал Екклесиаст, «все суета», но если присмотреться, не все. А именно: обозначенное маркером «лучше» – не суета. Не замкнутость на себе, а разрыв эгоцентризма для замыкания на Боге. Но это мысль, которая у меня только появилась, надо будет ее проверить на материале всей книги.

Что я не могу понять прямо сейчас при таком подходе – стих 6:9: «Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и томление духа!» Идет лекарство «лучше», но сразу об этом делается вывод, что и это суета… Или вывод относится ко всему фрагменту либо к предыдущей мысли? Буду об этом позже думать.

Какой практический вывод из этого наблюдения? А вывод очень важный и насущный: мы не обречены на суету, есть выход из суеты, есть лекарство от нее или вакцина. И Библия об этом говорит. Мы вырываемся из кольца суеты, когда начинаем сосредотачиваться на Боге, а не только на себе, своих ближних и своих делах. В книге Екклесиаста показана не только испорченность, поломанность, погнутость мира, но и показаны способы исправления, и маркеры или индикаторы таких указаний – это слово «лучше». Еще раз: мы не обязаны жить по-плотски, в суете, мы не обречены на суету. Суета – это всеобщий закон греха и смерти, но есть закон посильнее его, закон духа жизни во Христе Иисусе (Рим.8:2). Павел говорит об этом подробно, но не буду развивать эту тему, для этого надо уже разбирать послание Римлянам.

18.04.2018


Рецензии