В дальних пещерах

Путь в дальние пещеры начинается от ближних, медленно идем с доченькой, длинным коридором с поскрипывающим деревянным полом. Постепенно подымаясь все выше и выше, даже здесь уже чувствуется совершенно другая атмосфера, долгий, медленный путь.

Во дворе, перед дальними пещерами, людей не много, бегают дети, на лавочках перед трапезной, отдыхают иностранцы - туристы. Арина пытается убежать от меня за девочкой, но я вовремя ее поймав, захожу внутрь, покупаю свечу, зажигаем ее. Арина хочет идти со свечкой - иди доченька, освещай папе путь.

Спуск вниз, множество ступенек, потом немного в сторону и еще вниз, затем еще глубже ведут ступеньки. Стены белые, белые, и не 15-20 метров под землю как пишут многие источники, да спускаемся все пятьдесят, а может и больше. Мне становится немного не по себе, ведь глубоко то как. В некоторых местах, спуск достаточно узкий.

Воздух - он в пещерах особенный, не земляной как в погребе, не с привкусом плесени, воздух дальних пещер в Лавре плотный, пропитанный ладаном, плавящимся воском, духовный воздух. К каждой раке подходим читаем имя святого покоившегося, крестимся и прикладываемся.

- Святой отче моли Бога о нас!

Арину мою не нужно ничему учить, что-то объяснять, она в точности все делает за мной, так как папа. Я только об одном беспокоюсь, чтобы она не забегала вперед, а держалась постоянно рядом.

Стараюсь приложиться ко всем мощам святых и у тех которые я знаю, невольно на глаза накатываются слезы.

Вот место где покоятся мощи Моисея затворника, на иконе он изображен с лилией в руке. Это символ чистоты и непорочности. У святого просят избавления от греха блуда.

А вот и знаменитый преподобный Нестор Летописец. Многие наверное знакомы с его Повестью временных лет. Это необычайно ценный исторический памятник, дошедший до наших дней.

Преподобный Феодосий, игумен Печерский. Великий сподвижник и ученик самого Антония Печерского.

Преподобный Дионисий Щепа - широко известна история, когда на Пасху святой спустился в дальние пещеры и произнес: Христос Воскресе! И ему вся покоящаяся здесь братия ответила: Воистину Воскресе! Дионисий Щепа является одним из последних иноков Печерской обители.

Преподобный Агафон Целебник. Отзывчивый врач лечивший братию. За свое смирение он сподобился у Господа узнать время своей смерти.

Спустя час я потерял всякий контроль над тем куда мы движемся и в какую сторону, где мы уже побывали. И вдруг вышли к подземной церквушке где как раз происходил молебен. Напротив небольшое пространство с мироточивыми главами, семь из них в настоящее время мироточат. В определенное время можно прийти и приложится к ним и помазаться святым миром из глав. Но в этот раз нам не было это открыто. Просто не время.

Аринка бесстрашно шла впереди меня, а я все боялся упустить ее из виду, ведь мы глубоко под землей. Местами слышались странные нечеловеческие звуки в коридорах, резкие рыкания, крики. Бесноватым в пещерах приходит облегчение и покой. Меня такие факты совершенно не пугают, доченьку мою тем более, ведь у нее три ангела хранителя, два моих и ее собственный ангел.

Окончательно сбившись с пути, не смотря уже на стрелки указывающие направление движения, мы ходили и прикладывались к святым мощам.

Через некоторое время вышли еще к одной подземной церквушке, где красивым голосом пела молебен женщина. Я долго не мог определить от кого исходит пение, потом уже понял. Здесь под землей, в пещерах, все воспринимается совсем не так как наверху.

С зажженной свечкой в руке Арина двигалась впереди, останавливаясь где я ее просил, и постепенно мы таки нашли выход на поверхность. Ведь по неверию своему немного уже и волноваться начал.

Поднимались на поверхность совсем не той дорогой, которой входили сюда, и оказались снова в длинном коридоре с деревянными полами. Арина сколько ни шла с зажженной свечей и она у нее не потухла, хотя я видел и думал, ну вот и потухнет сейчас свеча, а она все не тухнет. И только когда мы вышли во двор к Дальним пещерам свеча перестала гореть.

Посидев минут десять на лавочке с Венграми, двинулись дальше. Поднялись к возвышающемуся над входом в дальние пещеры, храму и небольшому кладбищу. Где похоронен Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан). В храме недавно совершался обряд крещения младенца, но мы слишком поздно пришли и не смогли это увидеть.

Спускаясь от звонницы, Арина потянула меня к ступенькам, вдоль крепостной, многовековой стены, заросшей виноградником. Здесь внутренняя аллея, с высаженными красивыми цветами у тщательно выкрашенного бордюра. Я просил Аришу, ну остановись на минуту, давая я сделаю хоть одно фото. Как всегда, Аринка была увлечена пчелами, жуками, и мне пришлось довольствоваться только теми случайными снимками, которые удавались.

Эта аллея привела к красивому особняку с резными дверьми, и ковром на входе. Испытывая интерес ко всем дверям и в особенности домофонам, доченька моя рванулась и успела нажать что-то на электронном табло. Сработал звонок и нам открыл моментально высокий парень восточной наружности, по всей видимости китаец. Удивившись я сто раз извинившись пожелал быстрее удалиться, попросив Арину больше так не делать.

Расхаживая по митрополичьим дворам, а не той центральной дорогой которой все ходят мы вышли к Паломницкому дому и отыскали спрятавшуюся здесь в подвале трапезную.

- Пойдем доченька еще что-нибудь перекусим.

Хотя мы уже ели в привычной трапезной наверху у ближних пещер.

Не было моему удивлению границ, когда здесь встретили и более обширное меню и прекрасные новые залы и даже туалет внутри. Тихо лилась музыка Божественного пения, редкие посетители, просторные помещения. И что меня вообще удивило это WI - FI и камеры. Ну уж никак я не ожидал встретить просторы Интернета в Лавре, чему подивился, так подивился. По всей видимости, трапезничают только те кто знает это место, в большинстве своем наверное духовенство.

Аринка с удовольствием съела кусок торта и желе, по общепринятым в Лавре ценам. Я же довольствовался кулебяками и вкусным рыбным супом.

Выходя из этой приятной Лаврской трапезной обратил внимание на молодого парня, послушника, который пришел сюда пообедать. И обед его, надо сказать, был весьма плотным.

После Лавры Арина снова стала упрашивать, чтобы мы пошли к тетям. Это значит в историческую библиотеку. Вот что может делать там ребенок трех летнего возраста, а вот тянет ее туда и все тут. Знает уже дорогу к заветным дверям, прям бежит туда принцесса.

Вошли, пусть и нет сегодня тех тетей, но Арину уже все знают.

- Снова к нам маленькая девочка пришла. Ну пойди посмотри, походи.

Мне уже прям неудобно, сижу внизу, пока Ариша прогуливается по читальным залам. Библиотекарь любезно спрашивает меня:

- А вы были уже в отделе редкой древней книги?

- Нет не был.

- Пройдите в шестой кабинет, вам там будет интересно с Ариной.

И только мы открываем туда двери, как сразу же, как будто нас там и ждали. Очень коммуникабельная, общительная библиотекарь начинает с нами общение. И все рассказывает, рассказывает и интересуется и увлекает Арину и похвалит ее. Я просто был в шоке. Посадили принцессу за стол, дали ручку, бумагу, тут же рисует, свои каляки - маляки, а библиотекарь расхваливает ее рисунок и видит в нем ветер и тучи и волны. Я даже не мог себе представить что будут такие коммуникации с моим ребенком и столько внимания.

Здесь же, с ходу я записался в этот отдел библиотеки, блеснув нашим общим с Аришей читательским пластиковым билетом. Нам вынесли на обозрение две уникальные книжицы. Евангелию начала восемнадцатого века в серебряном окладе, на ножках, с полудрагоценными камнями и иконой, и большую иллюстрированную книгу Нестора Летописца Повесть временных лет. Разумеется я постеснялся подержать в своих руках подобные реликвии.

Потом последовал обстоятельный рассказ о русском военачальнике Герое Первой Мировой войны, историке и коллекционере, Павле Платоновиче Потоцком, его вкладе в библиотеку. О музее, который был здесь основан из коллекции редких книг Павла Платоновича. О трагической его судьбе и о том, как по крупицам сейчас проводится работа по восстановлению его коллекции книг. На сегодняшний день в отделе всего 90 книг из 17 000 редчайших экземпляров. Некоторые книги буквально утыканы печатями самых разных фондов, побывавшие в Германии, США, России и вернувшиеся в коллекцию, которую восстанавливает фонд редкой книги при библиотеке.

Заинтересовавшись материалом я планирую написать об этом коллекционере отдельный рассказ, настолько мне стало все это интересно.

Гордая и довольная, получив от тети открытку, выходила Арина из библиотеки на улицу, а спустя пять минут обратно бежала к заветным дверям.

- Нет уж моя дорогая, это уже перебор, давай оставим на потом.

Еле оттащил, увлек во внутренний двор, потом вышли на улицу Мазепы, заглянув во двор одного из немногих сохранившихся жилых домов примыкающих к территории Лавры, еще дореволюционной постройки. Пообщались там со щенком. Поднялись к Парку Славы и медленно добрались к комплексу детских горок, спрятанному за парк, как бы для своих. И вообще чем больше мы с Ариной изучаем старый Печерск и центр города, тем больше находим в нем уникальные места для элиты проживающей именно здесь, а не на задворках Левобережья, прекрасно проводя время до самого позднего вечера, набираясь впечатлений. Ребенок после таких прогулок, не хочет домой идти.

Но самое главное событие воскресенья было, то что мы таки попали на АнтиПасху в Успенский собор и таки причастили Арину. Пусть и явились на середину литургии, но часть ее красоты нам таки открылась. Я допил запивку за Ариной, приложились к иконам, зажгли свечи и даже поцеловали крест. И впервые я почувствовал сопричастность и всю важность совершаемого нами действия. Все добро и вся благость сконцентрирована в Лавре, это мне стало понятно как никогда.


Страсти по Матфею

https://www.youtube.com/watch?v=UsniogaQ-lc
    


   


Рецензии
Интересно!
Анатолий.

Анатолий Шишкин   03.11.2018 06:40     Заявить о нарушении
Спасибо Анатолий, за проявленный интерес и внимание.

С уважением Евгений.

Евгений Косенко   17.11.2018 02:47   Заявить о нарушении