Афганский дневник. Часть 4. Размышления о войне

Размышления о войне и прочем по случаю месячного в ней участия. Июль 1983.
Война. Главное в этой войне - ее затяжной характер. За три года, по-моему, обстановка к лучшему совсем не изменилась. Наша долина уже вся перепахана бомбами и снарядами и сверху стала напоминать лунный пейзаж. То, что насаждаем мы, местным населением в большей степени отвергается, в основном по религиозным соображениям и отсталости. С каждым убитым мы увеличиваем ряды тех, кто борется против нас. Скорее всего, ввод войск был ошибкой.  Ну, хлопнули бы тихо Амина, и делу конец. Уйти же сейчас не позволяет престиж, к поражению наши политики и военные верхи не готовы! Сможем ли мы принести цивилизацию в средневековый уклад этой страны, да и хотят ли жители этой цивилизации? 
Решить военную и  политическую задачи войны можно только увеличив количество войск раза в три-четыре. Невозможно победить, уходя после взятия населенного пункта, не оставляя в каждом комендатуру, не осуществляя контроль над большей частью территории.
Любовь к социализму все же надо было воспитывать не бомбами, а дешевыми, но очень ценимыми здесь простыми товарами – одеждой, одеялами, питанием, горючим. Говорят, до революции, при короле, можно было без оружия ездить по всей стране, русские были самыми почитаемыми гостями, за причинение вреда которым была смертная казнь. Да, Афганистан это не Чехословакия, «восток – дело тонкое».
Но эти размышления так, «за державу обидно», это не для солдата на войне.  Глупо рассуждать о политике, когда гибнут  наши солдаты внизу, и практически в каждом полете по тебе стреляют. Летая командиром ударных групп, стараюсь делать это хорошо, чтобы выполнить задачу, и избежать потерь Никогда не пропускаю случаев, когда вижу огонь с земли. Еще более понятно, когда действуешь по поддержке своих войск. По поводу ударов по населенным пунктам, есть затаенные внутри вопросы, но есть и боевые распоряжения и боевой приказ, в котором «мирных жителей в радиусе 500 метров от цели нет». К счастью, летчики воюют в перчатках, они не видят убитых и оставленной в воздухе и на земле крови.
Теперь о профессиональном.
Учитывая характер обстановки, следует считать  целью наших действий нанесение максимального урона противнику и обеспечить  минимизацию своих потерь. С учетом этого можно сформулировать следующие принципы успешных действий:   
- внезапность,
- быстрота, 
- точность и интенсивность огня, всесторонний учет условий
- взаимные контроль, прикрытие и помощь,
- разнообразие и инициатива,
Внезапность - позволяет достичь требуемого результата и минимизировать вероятность потерь. Необходимо как это возможно уменьшить количество ударов с целеуказанием с вертолета, в этом случае о внезапности говорить не приходится. Применять по возможности демонстративный уход от цели с нанесением удара через некоторое время.
Быстрота – одно из средств достижения внезапности, позволяет в масштабе реального времени реагировать на изменение обстановки. Высокая скорость не позволяет противнику организовать противодействие, обеспечивает свободу маневра, что особенно важно в горах.
Точность и интенсивность огня, всесторонний учет условий -  основной принцип, позволяющий в полной мере выполнить поставленную задачу. Выбирать способ удара, обеспечивающий большую вероятность поражения цели. В связи с  тем, что все условия, влияющие на точность (в первую очередь ветер) неизвестны, целесообразно летать с полной зарядкой и выполнять атаку с двух заходов. Хотя последнее позволяет противнику оказывать более организованное противодействие. Удар по групповой цели должен быть спланирован с учетом расположения целей и возможности перераспределения сил  командиром группы в процессе удара.
Взаимные контроль, прикрытие и помощь – важное средство минимизировать противодействие противника. Всегда видеть, контролировать друг друга, Использовать все средства обеспечения, при ударе по прикрытым целям выделять группу подавления ПВО.      
Разнообразие и  инициатива – в первую очередь это атака цели с разными боевыми курсами, не летать на малой высоте по одним маршрутам, хотя на некоторых этапах (взлет и посадка) разнообразие действий значительно ограничено.

Касаясь действий авиации, то, «глядя из окопа», бестолковость порой обескураживающая!
1. Самое главное: критериев оценки, да и самой цели действий нет!  Порой кажется, мы летаем не для того чтобы поразить противника, а чтобы гудеть и вывозить в горы бомбы. За непораженные цели никого не спрашивают, предложения слетать и добить, если не попали, не встречают отзыва. Может, это понятно относительно сомнительных с точки зрения разведки целей, но за каждым не уничтоженным складом или караваном, если он действительно есть, стоят жизни наших солдат.
2. Наряд сил на цели берется от «балды». Порой на три-четыре малоразмерные цели  выделяется одно звено. Из азбучных истин: для уничтожения цели размерами 20х20, поражаемой при прямом попадании, надо 9-10 самолетов с двумя ФАБ-500 или 6 самолетов с четырьмя ФАБ-250. Хоть вылези из шкуры или повесь на китель три значка «летчик-снайпер», с нашей прицельной системой вероятное отклонение менее 20 м не получить!  А у нас вместо необходимых 8-10 самолетов на несколько целей  выделяется звено, а иногда и пара, в результате, ни одна из них не поражается.
3. В последнее время, с подачи тыловиков для экономии боеприпасов, нам вообще запретили летать с полной нагрузкой. Вот и летаем сейчас с двумя ФАБ-500 вместо четырех ФАБ-250 или С-24.  А ведь  во втором заходе стрельба точнее - можно полнее учесть условия, в первую очередь, ветер. Предложение, чтобы вместо звена с половинной нагрузкой, летать парой с полной, не встречает понимания, видно, что вверху ведется отчетность по количеству вылетов, негоже снижать интенсивность.
4. При этом издается приказ о низкой эффективности действий авиации,  и в нем ни слова о наряде сил и ограничениях в боевой зарядке!
5. Недостатки снабжения, в первую очередь боеприпасами. Они везутся в основном наземным транспортом, на самолетах много не навозишь, двух –трех ИЛ-76 хватает нам на один день работы. Зачастую боеприпасы не те, которые надо, бомб ФАБ-250 не хватает, совсем нет наиболее эффективных осколочно-фугасных ОФАБ-250-270, нет так же трассирующих патронов к пушке ГШ-23.
Нет нужных взрывателей для РБК. Нужны АТК-10ЭА с временем установки от 1 до 10 сек. Мы же имеем АТК-ЭА со временем срабатывания от 10 до 20 сек. При установке на минимальное время 10 сек для раскрытия кассеты и рассеивания бомб высота сброса над целью составляет не менее 2400 м. При этом потребные углы прицеливания составляют 9,5 град., что более максимально возможных по обзору вниз (7 град.). Приходится перед сбросом  выносить марку прицела с установленным углом прицеливания на 6,5 град; вперед на 3 градуса, закрывая цель носом самолета. Это влияет на точность, особенно это важно при ударе вблизи своих войск. При ударе по цели, находящейся на высотах 4000-5000 м  ввод в пикирование с этими взрывателями надо осуществлять почти из стратосферы.
О своевременной замене летно-технического обмундирования, стирке и прочих мелочах уже и не говорю.   
6. Недостатки боевого обеспечения, в первую очередь, разведки и целеуказания.  Порядок организации удара с использованием  вертолетов и завербованных наводчиков не выдерживает никакой критики. Наводчик, давший описание цели, поднимается на вертолете, и на высоте около 2000 м пытается ее найти. Это человек, ни разу не летавший, не уверенный в том, что в случае, если он ничего не найдет, его не выбросят через открытую дверь. Если цель найдена, то через переводчика происходит указание экипажу вертолета, который, опознав цель, заходит на нее и сбрасывает осветительную авиабомбу САБ-100 без парашюта, при этом точность бомбометания составляет несколько сотен метров. Далее вертолетчики связываются с командиром ударной группы и по дыму от САБ ориентируют его о положении цели. Если и на этом этапе достигается взаимопонимание, производится удар.
Фронтовая разведывательная авиация используется в большей части для ударов. За три года можно было переснять весь Афганистан несколько раз, но сейчас  количество действий по фотопланшету не превышает 5%. Наводчику гораздо проще опознать цель по ее фотографии, чем с вертолета.
7. За три с лишним года никто не удосужился подумать о простых доработках наших самолетов. Удивляюсь, как еще установили (непосредственно перед отлетом)  балки АСО-2И для отстрела инфракрасных и радиолокационных ловушек, в мирное время видно мы не готовились воевать, и они были не нужны.
В первую очередь, необходима фотоприставка, вешаемая на АПУ, или лучше, на балку подфюзеляжного ПТБ. В этом случае могла бы производиться доразведка цели перед вылетом, обеспечение внезапности удара. В первую очередь необходимо дооборудовать учебно-боевые самолеты.
Во-вторых, необходима доработка в наш прицел АСП ПФД с целью использования всех возможностей, заложенных в него. Большая часть этих возможностей не может использоваться. Если в вычислитель и блок наклонной дальности ввести высоту цели, характеристики бомбы,  угол пикирования, высоту и скорость, можно получить текущий угол прицеливания, который и должен индицироваться, изменяясь от максимума (7 градусов) до 4-5, соответствующих минимальной по соображениям безопасности высоте сброса.
Есть еще режим РП «закрепленный луч», надо, чтобы ось РП отклонялась вниз на величину угла прицеливания, дальность измерялась не от 2, а от 5-6 км и, помимо индикации на прицеле, вводилась для расчета угла прицеливания, когда высота цели неизвестна.
У нас сейчас, летчик в уме делает, то, что должен рассчитывать прицел, в полете одновременно определяя отличия текущего угла пикирования и скорости от расчетных значений, и учитывая эти отличия  в высоте сброса. А высоту эту можно увидеть только по высотомеру, перенеся взгляд от цели в кабину (вертикальная скорость в это время составляет около 140 м/с), а потом снова на цель. Все это опять сказывается на точности.
Удивительно, что эти, в общем-то несложные доработки, за три года не проведены, прицел используется как коллиматор, по сравнению с ПКИ на МиГ-21р одна радость -  можно вручную в зависимости от применяемых боеприпасов заранее ввести угол прицеливания. Десятки килограммов вычислителей, гироскопов, датчиков и блоков возятся пустым грузом.


Рецензии