Рабы немы, рабы глупы, мы не рабы - мы хуже

   В классическом понимании историю вряд ли можно отнести к наукам, ибо пишется спокон веков на угоду властвующей элите придворными лизоблюдами. Ныне эти принципы никто не отменял и школоте приходится читать такую же билеберду, утверждённую минобром по согласованию с минпропаганды. Пока никто не собирается менять принципы описания хронологического состояния общества можно хотя бы фрагментарно разоблачать фантазии придворных историков.
   
    Наше советское поколение выучило на всю жизнь, что Великая Октябрьская революция скинуло ярмо эксплуатаров с рабочих и крестьян. И таким образом появилось первое в мире справедливое государство. На деле меня удивляет, как долговечны человеческие заблуждения. Никто не даже не хочет, просвещать свой серый мозг. Никаких революционных крестьян не было. Их придумали для «красоты» позже. Да солдаты и матросы из крестьян – это да.
    Если открыть статистический сборник времён царской России, к своему вящему удивлению мы не обнаружим, утверждённых царьстатом форм. Просто в недрах генштаба собирали описательную статистику по всем губерниям империи. Так вот по таким «первоисточникам»  издания 1856 года вдруг обнаруживается совершенно другая история. То, что раскрепощал Александр 2 в 1861 году на «Юрьев день» было ничем иным, как попыткой усугубить до плачевного состояния, как крестьян, так помещиков, чтобы выгнать их в города на мануфактуры. Прединдустриальный период.
Вообще-то выражение «крепостные крестьяне» было воссоздано Советской властью, в совершенно другом контексте. И если бы на спиритическом сеансе можно было вызвать крестьянские души из прошлого, то они очень бы хохотали над нашими «историческими» познаниями.
    
    Крестьянство – основное народонаселение царской России (85%) до конца 19 века, делилось на два сословия: государственные крестьяне и помещичьи. Причём, государственные преобладали по численности (около 60%) и именно они изначально являлись «крепостными», по названию бумаги, которая называлась крепостью и закрепляла за ними земельные наделы.
Эти крепостные крестьяне, как раз были СВОБОДНЫМИ земледельцами на СВОИХ земельных наделах. Более того сословие «государственных крестьян» пополнялось в большей мере из мелкопоместных дворян, которые «косили» от налогов и от обязательной армейской повинности. Чтобы понять, сколько реально было помещиков-крестьян, можно обратиться к статистике тех времён. По 9-й ревизии в середине 19-го века в Рязанской губернии числилось 2736 помещиков с крепостными до 21 души. А это две семьи и две избы, третья «помещичья». Визуально и социально это был крестьянин «с грамотой», а не помещик. «Владельцев» крепостных душ  от 21 до 100 – 1655 «помещиков». Настоящий же помещик, который мог считаться «богачом» должен был «иметь» свыше 500 душ. А те помещики, про которых писали в книжках Пушкин и Тургенев, которые катались в цилиндрах на бричках от «порше», должны были иметь свыше 1000 душ. Таковых в Рязанской губернии насчитывалось !!! 56 !!! НА ВСЮ ГУБЕРНИЮ. Так что, если о крестьянах, то жили они по-разному, но в основной массе сыто и общинно, на правах самоуправления.
   
    И так, за-по-ми-найте: крестьяне были крепостные государственные и просто помещичьи. В свою очередь «государственные крестьяне» подразделялись на другие сословия: однодворцы, кузнецкие, ямские, удельные, выдворенные, економические, пашенные солдаты и т.д. Кроме того, к государственным относились «крестьяне отписные», вымороченные и взятые в казённое ведомстов», это всяко разно изымалось у помещиков за неуплату долгов, нарушения законов… Были крестьяне, принадлежащие по землям различных госведомств. Количество государственных крестьян по отношению к помещичьим увеличивалось к окраинным губерниям.
    Помещичьи крестьяне делились тоже на различные сословия: издельные, оброчные, дворовые…

    Ещё одна брехня о несчастности и бедности «крепостных» крестьян в царской России. Средний земельный удел по государственных крестьян на душу составлял!!! 4 га!!!  Делим на 6 дачных соток имеем на душу около 70 дачных участков – это треть дачного кооператива. Как вы думаете могут ли работящие люди умереть с голоду на своей «земле». Более того, многие будут удивлены, что в случае «недорода» именно помещик обязан был «кормить» своих крестьян. Двоечник-демагог может возражать, что помещики драли шкуру с крестьян. Учите первоисточники.   Единый прямой налог - подушная подать составил 74 коп. в год (с 1727 г. - 70 коп.) для владельческих крестьян и 1 руб. 10 коп. для государственных крестьян и посадских жителей. Платился налог с ревизской души, т.е. с крестьянина мужского пола. Исчислением тяглового обложения ведала крестьянская община, а в помещичьих имениях - помещик. Если помещик был дебил, то естественно он гнобил своих крестьян, но это было редкостью и о них писали газеты и книжки.

    А вот тут о нашей генетической толерантности к жуликам и ворам. В канун крестьянской реформы 1861 г. размер подати уже достигал 3 руб. 30 коп. При том, что гектара пахотной земли крестьянин имел продукции на 10 рублей серебром. В зависимости от надела, урожайности, трудолюбия средняя крестьянская семья имела годовой доход 100-150 рублей.
    Но и это не главное. Крестьянин питался не молочным продуктом и фаст фудом, а самым, что ни на есть экологическим продуктом мясцо-молочко-картошечка, доступ до которого имеет ныне только ну очень богатые люди. А воздух? А вода из колодца? А отсутствие нервотрёпок?
    Пресловутая барщина? Да это максимум три дня работ в неделю на барина (если ты у большого барина) в осенне-весенний период. Вы сейчас на барина сколько пашете?  Средняя плата земледельческому работнику 20-30 руб серебром в год (лето - 10-20 руб. серебром, день во время жатвы и сенокоса - 20-30 коп. серебром). У крестьян не было часов и жили они «по солнышку». Никто их не бил и не увольнял за прогулы. Я не говорю про коммунальные платежи в размере 0 руб и 0 коп. Одёжка была домотканая. Для мещан и господ всё подороже: рубаха выходная - 3 рубля, костюм деловой для приказчиков - 8 рублей, пальто длинное - 15 рублей, сапоги яловые - 5 рублей, ботинки летние - 2 рубля, гармонь - 7 рублей 50 копеек. Эти цены на конец 19 века.

    Мораль: никогда не верь своим начальникам. Шарясь по твоим карманам, оскорбляя твой ум-честь-совесть, они создают миф о том, что без них Земля не вертится. Наши предки всегда жили лучше, чем следующие поколения (не считая войн, которые вели властители крестьянской кровушкой).

«Умер третьево дни Влас
И отказал тебе святцы».
- «Царство небесное! Что,
Было ему уж до сотни?»
- «Было и с хвостиком сто.
Чудны дела-то господни!
Не понапрасну продлил
Эдак-то жизнь человека:
Сто лет подушны платил,
Барщину правил полвека!»
                Н.Некрасов


Рецензии
Что-то тут не так.
Статья интересная и поучительная. Агитпром не является историческим авторитетом, как и все массмедиа.И мораль в финале вызывает аплодисменты своей правдивостью.
Но смущает факт, что Ленин брал материалы для статей не из головы, а тоже из официальной статистики.Если всё так было шоколадно, не рухнула бы вся система - хотя бы от японской войны! И волнения, и расстрелы, и "улица 1905г." в Москве.
И самый веский мой довод: мои бабушки, начала века рождённые, обе были неграмотные. (Неграмотность в Австровенгрии ликвидировали в 50-е гг. 19 века)
Россия - страна с непредсказуемым прошлым.Я-то всегда считал, что Тургенев зажрался там у себя в Заграницах, а оказывается - его крепостные....
Виктор.

Виктор Ерёмин   18.04.2018 19:21     Заявить о нарушении
Да-да, у Иван Сергеича было более 5000 крестьян и доходный дом. Конечно - не Абрамович,но мог писать не думая о хлебе насущном.

Александр Булдаков   18.04.2018 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.