Пьетро Каноника

    Пьетро Каноника 1869-1959-замечательный  итальянский скульптор, художник и композитор.Учился в академии искусств в Турине. Создал ряд скульптур монархов и аристократии. Также изучал музыкальную композицию, написал пять опер.

     В 1922 году переехал в Рим. Каноника заключил соглашение с городским муниципалитетом, по которому ему был передан в пожизненное пользование домик Фортеццуола на Вилле Боргезе. Взамен Каноника обязался завещать Вечному городу все свои скульптуры. После смерти художника в его доме был открыт музей.

     В 1929 году был избран в Итальянскую академию. В 1950 году стал пожизненным сенатором.

Каноника неоднократно работал в России.Северную столицу Каноника поразил своей необыкновенной работоспособностью.

   В первый визит, продлившийся 40 дней, он вылепил 17 бюстов, переведенных им в Турине в мрамор. Такова была его манера ра-ботать – краткий визит в Россию или иную страну, сеансы с заказчиками и ваяние в глине, затем – неторопливая работа в Италии с мрамором или бронзой.

         Своим туринским друзьям скульптор любил рассказывать, будто его феноменальная быстрота так неприятно поразила петербургских коллег, что они пустили слух: Каноника не ваяет, а якобы снимает с лица заказчика гипсовую маску. Для посрамления завистников был устроен показательный сеанс с графом Шереметевым, после которого его лепка была уподоблена «игре виртуоза-пианиста – так бегали его гибкие пальцы»

             Вскоре Каноника познакомился с Николаем II. Это произошло при работе над бюстами принцесс Елизаветы  и Ольги, дочерей великой княгини Елены Владимировны и королевича Николая Греческого. Императору, навестившему свою тетю, очень понравилась виртуозная работа скульптора, которому всегда удавались детские портреты. В своих мемуарах скульптор рассказал об этой встрече: «Могу без преувеличения сказать, что я сблизился с Государем в самое краткое время благодаря его духовности, уму и простоте обхождения»

   Получив приглашение в Царское Село, Каноника приступил к скульптурным изображениям царской семьи. Первым был исполнен портрет цесаревича, вторым – Александры Федоровны, затем – Николая II. «Вчера я закончил первый сеанс с Императором, – делится он впечатлениями с приятелем в Италии, – и не могу тебе описать всю добрую натуру и всю простоту этого человека. Его прямая душа светится в глазах, обладающих необыкновенно мягким выражением, но не лишенных энергии. Вблизи он совсем иной, нежели о нем толкуют».

              В Музее Каноники хранятся образцы его работы при российском дворе: несколько бюстов Николая II, бюсты царицы и цесаревича. Увы, это лишь гипсовые этюды: почти все оригиналы погибли после революции.

      В России сохранилось только два бюста: бронзовый, посеребренный, на цоколе из нефрита – Николая II и мраморный – Александры Федоровны. Они поступили в 1956 году из Центрального музейного фонда в музей-заповедник в Павловске, а прежде, вероятно, находились в Александровском дворце (16). Один гипсовый бюст Николая II, оставшийся в Италии, выставлен теперь в Зале Каноники Дворца конгрессов города Стрезы.

          Первая мировая война и русская революция стали рубежом в жизни Каноники. В начале 1920-х он уехал из Турина и обосновался на берегах Тибра. Он заключил удачное соглашение с городским муниципалитетом, по которому ваятелю был передан в пожизненное пользование старинный охотничий домик Фортеццуола на вилле Боргезе, в одном из самых красивых уголков Рима. Взамен Каноника обязался завещать Вечному городу все свои скульптуры. После смерти ваятеля в Риме открылся его дом-музей. В России к тому времени Пьетро Каноника был забыт.


Рецензии