Струны понимания. Глава 72

1. В этой главе мы разберем второй фактор “весы” (01002) сюнетономной смысловой модальности. Когда я пишу о тех или иных факторах речь идет конечно о символических обозначениях группы явлений смыслового взаимодействия внутри разнообразных культурных и социальных ситуаций. Понимание того, как работают эти факторы, имеет большое значение для развития личного и общественного самосознания и преодоления господства самости, которая процветает на почве субьективизма и ведет к разрушению человеческой личности и общества.

2. В прошлой главе в ходе анализа смыслового фактора “зеркало” мы наблюдали связь между субьективизмом, самостью и постепенным обесценением человеческого культурного опыта и самой человеческой жизни. Теперь нам предстоит осмыслить иные аспекты этой динамики в контексте другого смыслового фактора.

3. Понятие “весы”, также как и соответствующий предмет (который в той или иной форме существует и используется уже более 5000 лет), связано со сферой рыночного обмена и следовательно с нижним левым контекстным полем мира/рынка D. Так это было и в древности. Вместе с тем весы уже в ранних цивилизациях становятся символом справедливости (верхнее левое контекстное поле А общих принципов справедливости и истины) и беспристрастного правосудия (левое среднее боковое месономное контекстное поле смысловых полярностей/разделения/анализа L).

4. И поскольку справедливость в данном случае определяется чистотой сердечных помыслов (центральное контекстное поле сердца/смысловых взаимодействий I) , устремленных не к материальной выгоде D в ущерб справедливости А, а к беспристрастной оценке L, определяемой измерением, то здесь, как мы видим, задействованы все контекстные поля, входящие в парадигму сюнетономики IALD. В Древнем Египте полагали, что после смерти Осирис взвешивает душу умершего на весах, на другой чашке которых лежит перо, представляющее богиню справедливости Маат.

5. В библейском Израиле также считалось, что правильная мера веса находится не только под присмотром личной честности и прямодушного сердца, но и под непосредственным надзором самого Бога, как указывается в книге Притчей Соломоновых.

“Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.”
(Притчи 11:1-6)

6. Автор выражает свое убеждение в победе справедливости (правды) А над рыночной выгодой D, ставящей приобретение богатства любыми средствами превыше всего. Эта уверенность в том, что и правда A и ложь D, справедливость и несправедливость в конечном счете получат свое пропорциональное воздаяние в соответствии с представленным весами принципом правильной меры L прослеживается и в тексте седьмой главы Евангелия от Матфея.

1. Не судите, да не судимы будете,
2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10. И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Евангелие от Матфея 7:1-12)

7. Здесь тот же самый принцип правильной, пропорциональной меры применяется к межчеловеческим отношениям: судящий другого будет сам судим по тем же критериям. С этим связано и упоминание известного золотого правила в его минимальной формулировке в качестве суммарного выражения всего Закона (Пятикнижия Моисеева) и откровений библейских пророков: “ Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. “.

8. Попробуем теперь представить эти свойства фактора “весов” в нашей контекстограмме. Суд над другими предполагает суд над собой: это замечание можно отобразить верхней половиной сюнетономной парадигмы идентичности IALD компарономикой (от латинского слова comparare сравнивать) IAL. Внутри компарономики есть три линии, ведущие к верхнему левому контекстному полю общих принципов А справедливости и истины: линия IA, связывающая с этим полем сердце судящего, линия ЕА, связывающая с этим полем того человека, который подвергается осуждению (он находится при этом в среднем левом контекстном поле “чужих” Е) и наконец линия LA, связывающая между собой А и левое среднее боковое месономное поле смысловых полярностей/анализа/разделения L в котором оба первых соотношения подвергаются сравнению между собой.

9. Таким образом месономная линия развития интуиций/логосов AL выступает в качестве фактора сравнения и опосредования для двух экзистенциальных соотношений IA и ЕА. Характерно, что древние христианские аскеты Палестины и Египта начинали с этого третьего месономного соотношения LA: самоосуждение должно было предшествовать осуждению других и в результате дело обычно до такого осуждения не доходило.

9. Ну а теперь обратимся к вопросу о том, как можно в контекстограмме представить воздаяние согласно принципу мера за меру. Конечно правая, а от наблюдателя левая половинка IAD сюнетономики называется мерономикой, однако в данном случае речь не идет о человеческом возмездии за угнетение (в этом смысле употреблял мерономику Максим Горький в своей маленькой статье 1905  г По поводу, детальный анализ которой можно найти в моей книге Числа и идентичность). В обозначенном в евангельском тексте случае имеется в виду более общее правило о том, что изменение жизненных обстоятельств человека зависит от его предшествующего поведения по отношению к другим людям. Его суждение о них, их “измерение” внутри компарономики IAL в верхней половине сюнетономного четырехугольника соответствует притоку жизненной энергии в нижнее левое контекстное поле мира/рынка D по линиям ID, LD и ED внутри нижней половины ILD сюнетономного четырехугольника. В дальнейшем мы будем называть эту нижнюю половину рецептономикой.

10. Заметим, что усвоение сформулированных в приведенном выше евангельском тексте принципов предполагает преодоление зеркальности, т.е. зеркальной непроницаемости в среднем левом боковом контекстном поле “чужих” Е. Такое преодоление зеркальности позволяет сердцу судящего человека в центральном контекстном поле смысловых взаимодействий I видеть то, что находится левее контекстного поля Е, а именно отрезок ЕL и левое среднее месономное контекстное поле L смысловых полярностей/сравнения/разделения. Иными словами для того, чтобы такое видение стало возможным, “зеркало” (01001) в контекстном поле Е должно превратиться в “окно” (01004), четвертый по счету фактор сюнетономной смысловой модальности. Но прежде чем заняться “окном” мы должны обсудить третий фактор, а именно “маятник/качели” (01003). Мы сделаем это в следующей 73й главе. 


Рецензии