Сказки. Вода. Сказки народов Урала. Аюта

               
                Григорий  Рыжов

                Аюта

     …В  деревне  Чернигово  на  Урале  жила  семья,  муж  Ютос  и  жена  Мари.  У  них  росла  дочка  Аюта,  ей  всего  было  4 – е  годика.  Случилась  беда  в  деревне.  Болезнь  чума  всех  жителей  деревни  выкосила, т. е  умерли.
      Чудом  в  живых  осталась  Аюта  и  пошла  она  из  деревни,  и  пришла  к  озеру  Чусо-ва.  Села  на  берег  и  стала  плакать  и  причитать:
      -Умерли  мама  и  папа.  Все  жители  деревни  тоже.  Одна  я  осталась  сирота  бедная.  Никто  меня  не  пожалеет  и  не  приголубит.
      Сидит  Аюта  не  берегу,  глядит  на  воду  озера  и  продолжает  плакать  и  причитать.  Солнце  стало  садиться  за  озеро.  Тишина  стоит  вокруг.  Иногда  раздаётся  кваканье  лягушек,  да  звучание  трелей  птиц  в  кустах.
      Вдруг  из  озера  выходит  Водяной  в  образе  человека  и  говорит:
      -Что  ты  девочка  плачешь?  Меня  беспокоишь  и  моё  водяное  царство.  Что  с  тобой  случилось?  Как  тебя  зовут?
      -Меня  зовут  Аюта.  А  ты  будешь  Водяной?  В  деревне  моей  все  жители  умерли  и  мои  родители  тоже.  Я  одна  осталась.
      -Откуда  ты  меня  знаешь,  Аюта?
      -Мне  про  тебя,  Водяной,  мама  с  папой  сказывали.  Вся  деревня  про  тебя  сказки  сказывают.
      -Оказывается  я  известная  личность.  Аюта,  желаешь  ли  ты  ко  мне  в  водяное  царс-тво  пойти  жить?  Будешь  у  меня  дочкой.  Буду  учить  тебя  уму  разумы  и  всяким  пре-мудростям  и  рукоделию.  Будут  у  тебя  и  мамки  и  няньки.
     -Я  согласна, - тихо  ответила  Аюта,  чуть  всхлипнув  от  неизвестности.
     Прошло  время,  Аюте  исполнилось  16 – ть  лет.  Она  стала  красавицей,  премудрой  и  и  мастерицей  всех  женских  дел.  Она  иногда  выходила  на  берег  озера,  гуляла  и  лю-бовалась  земной  красотой.
      Рядом  с  озером  стояла  деревня  Чусовая,  и  она  посещала  её  и  бывала  на  моло-дёжных  вечеринках.  И  приглянулся  ей  один  молодец… 
      В  этой  деревне  жил  рыбак  Арус  с  женой  Суфи  и  у  них  был  сын  Турус.  Ему  испо-лнилось  18 – ть  лет,  красив,  строен  и  крепок  собой.  Помогал  родителям  по  ведению  домашнего  хозяйства.  Ходил  на  охоту  на  лесного  зверя  и  дичь.  С  отцом  Турус  зани-мался  рыболовством.
      На  дворе  лето  в  разгаре.  Как  то  спозаранку  Турус  с  отцом  отправились  на  озеро  Чусова  ловить  рыбу.  Взяли  с  собой  сети,  вёсла  и  разные  рыболовные  снасти.  При-шли  на  берег  озера,  где  на  привязи  стояла  лодка.  Они  сели  в  лодку,  положили  сети  и  рыболовные  снасти.
      Отплыли  на  середину  озера,  забросили  сети  в  озеро  и  стали  тянуть  их  в  лодку.  Сеть  оказалась  пустая,  закинули  сеть  ещё  раз  и  снова  пусто.  Нет  рыбы.  Поверхность  озера  заволновалось,  появились  небольшие  волны.  Закинули  рыбаки  сеть  в  третий  раз  и  стали  тащить  сеть  в  лодку.  Видят  они,  что  в  сети  бьётся  молодая  девушка,  красивая  с  длинными  чёрными  волосами.
      Рыбаки  затащили  красавицу  девушку  в  лодку,  освободили  от  сети.  Турус  узнал  ту  незнакомку,  которая  приходила  иногда  в  деревню  на  молодёжные  вечеринки.
      Рыбак  с  сыном  принесли  красавицу  девушку  домой,  и  стали  за  ней  ухаживать  и  лечить  домашними  лекарствами. 
        День  за  днём  жила  Аюта  у  своих  спасателей  и  восстанавливала  свои  силы.  По-том  стала  помогать  по  дому  и  выполнять  посильную  работу.  Турус  узнал  от  неё,  что  зовут  её  Аютой.
       Турус  часто  общался  с  красавицей  девушкой,  и  постепенно  к  нему  пришла  лю-бовь.  Прошёл  месяц,  за  это  время  Аюта  пришла  в  себя  и  выздоровела.
       Как  то  на  прогулке  на  берегу  озера  Чусова  Турус  сказал:
      -Аюта,  я  люблю  тебя  и  прошу,  чтобы  ты  вышла  за  меня  замуж.
      -Дорогой  Турус!  Я  тоже  тебя  люблю  с  того  молодёжного  вечера, когда  впервые  увидела  тебя  в  деревне, - ласково  сказала  Аюта.
      Турус  крепко  обнял  девушку  и  поцеловал  её  в  губы.  Она  с  нежностью  ответила  тем  же.  Аюта  тихо  сказала:
      -Турус,  если  хочешь  быть  со  мной  вместе,  то  ты  должен  прийти  к  моему  наре-чённому  отцу  Водолею,  который  меня  вырастил  и  воспитал.  Ты  попросишь  его,  что-бы  он  отпустил  меня  с  тобой.  Но  это  будет  не  просто.   Ты  должен  будешь  его  усло-вия.  А  пока  я  покидаю  тебя  и  возвращаюсь  к  моему  отцу  Водолею  в  озеро.
      Аюта  освободилась  из  объятия  Туруса  и  пошла  в  озеро  Чусова…

      Три  дня  и  три ночи  думал  Турус,  что  ему  делать.  Как  быть?  Он  сильно  полюбил  красавицу  Аюту  и  решил  пойти  к  Водяному  в  озеро  Чусова  и  просить,  чтобы  он  от-пустил  красавицу  девушку  Аюту  с  ним  на  землю.
      Турус  к  вечеру  пошёл  на  берег  озера  Чусова.  Солнце  садилось  за  озеро.  Стояла  тишина  вокруг.  Озеро  слегка  волновалось,  и  волны  накатывались,  оставляя  пену  пос-ле  себя  на  берегу.
      И  вошёл  добрый  молодец  в  воды  озера  и  пришёл  к  дворцу  Водяного,  где  его  ждали.  Водяного  окружали  свита  и  красавицы  девушки – русалки  с  распушенными  волосами. 
      -Зачем  пожаловал,  добрый  молодец  Турус.  Какими  судьбами? – спросил  Водолей,  глядя  водяным  взглядом  на  пришельца.
      -Отпусти  красавицу  девушку  Аюту  со  мной  на  землю.  Я  люблю  её  и  она  моя  не-веста, - сказал  уверенно  Турус.
     -Хорошо.  Я  отпущу  её  с  тобой  на  землю,  но  при  одном  условии, - ответил  Водолей.
     -Говори.  Я  выполню  любое  твоё  условие, - пылко  ответил  молодец  хозяину  озера.
     -В  лесу  живёт  лесной  Леший  и  он  у  меня  стал  постоянно  воровать  моих  водяных  овечек  и  мутить  воду  в  моём  озере.  Заставь  лесного  Лешего  прекратить  шалить  в  моём  хозяйстве, -  сказал  Водолей,  вопросительно  глядя  на  Туруса.
     -Договорились.  Я  выполню  твоё  условие, - уверенно  сказал  добрый  молодец  и  по-шёл  на  берег  озера  Чусова.

       Вернулся  домой  Турус  и  стал  думать,  как  заставить  лесного  лешего  не  шалить  в  озере  Чусова…
       Думал,  думал  Турус  и  ничего  не  придумал.  Неожиданно  для  себя  вспомнил,  что  на  другой  стороне  озера  Чусова  живёт  знахарка  по  имени  Ведина.
       На  другой  день  рано  утром  сел  верхом  на  коня  и  поехал  к  знахарке.  Едет  он  вдоль  берега  озера  по  тропинке,  а  вокруг  природа  просыпается.  Солнце  всё  выше  и  выше  поднимается  из – за  горизонта.  Становится  всё  теплее,  земля  согревается  луча-ми  солнца.  Птицы  в  кустах  подают  свои  голоса,  Слышны  всплески  на  поверхности  воды  озера,  которые  издают  рыбы.  Всё  чаще  подают  свои  серенады  лягушки  в  ка-мышах  у  берегов  озера.  Прекрасна  природа  летом  на  Урале.
      Вот  показался  домик  знахарки  Ведины,  который  стоял  на  самом  краю  берега  озе-ра.  Рядом  стоял  дремучий  лес,  где  много  лесного  зверя  и  дичи.  А  грибов  да  ягод,  сколько  хочешь.  Собирай,  да  собирай.
      Незаметно  Турус  на  коне  доехал  до  домика  знахарки   Ведины,  которая  стояла  на  крылечке  и  поджидала  его.
      -Здравствуй,  добрая  знахарка  Ведина.  У  меня  к  тебе  просьба, - приветствовал  Ве-дину  Турус.
      -Заходи  в  мой  дом.  Отдохни  с  дороги.  Знаю  я  твою  просьбу.  Лесной  леший  и  ко  мне  наведывается  и  шалит, - сказала  знахарка,  жестом  руки  приглашая  гостя  в  дом.
      -Спасибо  за  приглашение,  знахарка  Ведина, - ответил  молодец  и  прошёл  в  дом. 
      В  доме  пахло  сухими  травами  и  разными  пряностями  и  растворами  в  банках.  Стояли  статуи  Богов  Неба  и  Бога  Воды.
      Знахарка  Ведина  и  Турус  сели  за  стол.
      -Как  мне  быть?  Что  делать?  Как  заставить  лесного  Лешего,  чтобы  не  шалил  на  озере  и  с  тобой? – спросил  нетерпеливо  молодец.
      -Имеется  у  меня  приготовленный  подарок  для  лесного  Лешего.  Вот  ты  им  и  вос-пользуешься, - ответила  знахарка.
      -Расскажи,  знахарка  Ведина, - снова  спросил  Турус.
      -Не  торопись,  Турус.  Скоро  сказка  сказывается,  не  скоро  дело  делается.  Отведай  моей  еды  и  напитка.  Силы  и  ума  прибавится, - сказала  знахарка  и  пошла  готовить  угощение  для  молодца.
      Вскоре  стол  был  накрыт  едой  и  напитком  знахаркой.
      -Ешь,  пей – силы  и  ума  наберёшься, - приговаривала  знахарка.
      Турус  принялся  за  еду  и  напитком  запивать.
      -Как  себя  чувствуешь,  Турус, - спросила  знахарка.
      -Чувствую  я,  что  силушка  у  меня  прибыла  и  чувства  уверенности  в  себе.  Голова  стала  светлая   и  чистая  от  разных  ненужных   мыслей.  Думаю  об  одном,  победить  лесного  Лешего, - ответил  молодец,  глядя  уверенно  на  знахарку.
      -Вот  тебе  круглый  шар.  Он  не  простой,  а  волшебный.  Поедешь  в  дремучий  лес  и  вызовешь  лесного  Лешего  на  поляну  кличем:  «Лесной  Леший!  Если  будешь  шалить  в  озере  Чудова  и  знахарке  Ведине,  то  я  тебя  превращу  в  водяного  лешего.  Летом  ты  испаришься  от  солнца,  а  зимой  превратишься  в  лёд.  Или  уходи  из  наших  мест  Ура-ла.  Выбирай, - сказала  знахарка  Ведина,  подавая  молодцу  шар,  покрытый  лесным  мохом. 
      -Я  всё  понял,  знахарка, - ответил  молодец.
      -Ещё  не  всё  понял,  молодец.  После  победы  над  лесным  Лешим  придёшь  к  Водо-лею  и  он  тебе  предложить  узнать  твою  невесту  Аюту  среди  красавиц – русалок.  Бу-дешь  проходить  мимо  каждой  девицы,  вслушивайся  в  голос,  который  будет  исхо-ходить  от  красавицы  Аюты.  Она  будет  говорить  тебе:  «Это  я,  твоя  Аюта», -  пояснила  знахарка  и  задумалась  на  время. 
      -Хорошо.  Я  всё  понял, - обрадовался  молодец.
      -Можешь  прямо  сейчас  и  отправляться  на  встречу  с  лесным  Лешим, - сказала  знахарка.
       -Спасибо  тебе,  знахарка  Ведина,  за  наставления  и  помощь, - вымолвил  Турус,  сел  на  коня  и  поехал  в  лес  на  встречу  с  лесным  Лешим.
       Едет  на  своём  коне  по  лесу  молодец  и  через  два  часа  выехал  на  опушку.  Кру-гом  ни  души,  ни  зверя,  ни  птицы.  Только  слегка  качаются  древние  ели,  сосны  и  пихты,  издавая  монотонный  звук  леса.
      Молодец  Турус  остановился  посреди  опушки  и  громко  издал  богатырский  клич:
       -Выходи  со  мной  на  встречу,  лесной  леший!  Разговор  имеется  к  тебе!   
       Через  некоторое  время  из  леса  вышел  лесной  леший.  Огромного  роста  до  трёх  метров,  всё  тело  покрыто  шерстью  коричневого  цвета,  как  у  бурого  медведя.  Голова  у  него  медвежья,  но  похожая  на  человеческое  лицо  и  покрытая  шерстью…  Жуткое  зрелище.  Лесной  Леший  проревёл:
      -Зачем  пришёл  в  мой  лес,  Турус!  Что  я  тебе  плохого  сделал?
      -Прекрати  лесной  Леший  шалить  в  озере  Чудова  и  знахарке  Ведине.  Иначе  Водо-лей  не  отдаст  мне  красавицу  Аюту, - грозно  сказал  молодец,  сидя  на  своём  коне.
      -А  если  я  не  перестану  шалить.  Что  ты  мне  сделаешь?  У  тебя  даже  оружия  нет, - с  усмешкой  высказал  лесной  Леший.
      -Вот  моё  оружие.  Этот  шар  превратит  тебя  в  водяного Лешего.  Летом  ты  испари-шься,  а  зимой  превратишься  в  лёд, - сказал  Турус,  показывая  шар  в  руке.
      -Зная  я  по  эти  фокусы  знахарки  Ведины.  Я  принимаю  твои  требования  и  покидаю  край  Урала, - мрачно  ответил  лесной  Леший  и  исчез  с  глас  долой.
      Исчез  бесследно  и  шар  в  руке  Туруса,  данный  знахаркой  Вединой…

      Вернулся  добрый  молодец  Турус  к  озеру  Чусова,  слез  с  коня  и  отправился  ко  дворцу  Водяного.  Его  уже  ждали  стражники,  провели  во  дворец,  где  на  троне  восседал  Водолей.  Он  привстал  с  трона  и  сказал:
      -Турус,  ты  выполнил  мои  условия  с  лесным  Лешим,  чтобы  он  не  шалил  в  моём  озере.
       -Да,  Водолей.  Больше  он  не  будет  тебя  беспокоить.  А  теперь  выполни  мои  усло-вия.  Отпусти  красавицу  Аюту,  мою  невесту  на  землю, - ответил  Турус  Водолею.
      -Если  угадаешь  Аюту  среди  дюжины  красавец – русалок.  Она  твоя, - сказал  Водо-лей,  глядя  на  молодца  с  хитрецой.
      -Хорошо,  я  согласен  твоему  последнему  условию, - ответил  Турус.
      -Вот  красавицы – русалки.  Среди  них  находится  и  Аюта.  Отгадывай, - сказал  Водо-лей,  показывая  рукой  на  красавиц – русалок.
      Турус  подошёл  ближе  к  русалкам  и  стал  внимательно  рассматривать  и  прислуши-ваться  к  каждой  русалке.  Проходит  он  одну,  вторую,  третью,  вот  уже  седьмая  русал-ка.  И  вдруг  услышал  внутренний  голос  красавицы – русалки:
      -Это  я,  твоя  Аюта.
      Молодец  остановился  около  красавицы – русалки  и  сказал:
      -Это  моя  невеста  Аюта.
      -Ты  отгадал,  Турус,  свою  невесту.  Я  отпускаю  её  с  тобой.  Будьте  счастливы.  А  это  свадебный  подарок.  В  этом  ларце  золото  и  драгоценные  камни, - сказал  на  проща-ние  Водолей  и  смахнул  рукой  украдкой  слезу  со  своего  лица…

                18.04.2018  год.
   
      
    
      
   
      
      
      


Рецензии