Бронзовый солдатик

Этот бой длился целую вечность. Левая рука едва удерживает щит, а меч всё время норовит выскользнуть, вывернуться из усталой ладони. Шлем накалился, и дышать почти невозможно. Пот стекает со лба и заливает глаза. В прорези шлема почти не видно врага. Только мельтешение и блеск меча. Вот мелькнула стальная полоса. Вскидываю щит. Принял удар и тут же отвечаю. Руки не слушаются. Резко выдыхаю и с криком атакую. Удар. Удар. Ещё удар. Противник растерялся. У меня появилось несколько секунд. Отскочил и рывком срываю с себя шлем. Мгновенно стало легче дышать. Шлем с грохотом катится по земле. Я приподнял щит. Кончик меча выцеливает врага…

        - Нет, ты погляди, чо творят! – Это бабушка. Вышла на крыльцо и как всегда не вовремя - Дед, а ты куда смотришь? Порасшибают себе головы…
        Дедушка всё это время сидел на завалинке и наблюдал за нашим побоищем. Пашка, наш сосед и мой друг, с облегчением бросил на землю щит и снял с себя шлем. Он рад, что появилась бабушка, ведь он проигрывал. А так вроде бы ничья.
        - Нет, чо ты лыбисся? – Бабушка сердилась на деда – Нет, чобы забрать у их энти железки, он их ишо понужает. Убивайтеся, мол.
        - Ну-ка, нишкни! – Дедушка сделал строгое лицо – Это не баловство. Мальцы мужскую науку познают. – Дед улыбнулся, - Мужчины растут, защитники, а не кисельные барышни.
        - Знашь, чо… - бабушка начала не на шутку заводиться, - Пошли в избу. Я там тебе всё скажу. При детях не буду. Ну!..
Дедушка подмигнул нам. Сделал вид, что дрожит от страха и, сутулясь, пошёл в избу. Мы засмеялись. Бабушка с порога сказала:
        - Приберите свои железки, пока я их не по-выкидывала.
Она ушла, а мы с Пашкой собрали наше оружие, и пошли прятать в сарай.
      Оружие у нас было классное. Мечи мы сделали из обручей старой бочки. Мы их сплющили тяжёлым молотком, так из круглого обруча получилась железная полоса. Потом с одного конца накрутили тряпку и обмотали изолентой. Получилась рукоять. Шлемы делали из старых вёдер. На дно плотно набивали тряпки, чтобы на голове держалось лучше, и не так больно было, когда удар по голове придётся. Прорезь для глаз делали обычным консервным ножом. Сложнее всего было изготовить щит. Что только мы не придумывали. Фанера, очень быстро разлеталась в щепки. Пробовали крышки от бочек, но они тяжёлые, да и от отца нам влетело: «за порчу имущества». В конце концов, на свалке мы нашли выброшенные из клуба кресла. Оторвали спинки. Приделали ручки из брезентовых ремней. А с другой стороны оббили вырезанными из консервных банок, жестяными полосками, звёздами и кругляшами. Щиты получились, что надо. Кольчуг у нас, конечно не было, но мы договорились не бить по телу, а только в щит и по мечу. Правда дед, на всякий случай выдал нам телогрейки. Если попадёт случайно, всё же смягчит. В место латных рукавиц у нас были двойные «верхонки». Ну, а на ногах резиновые сапоги. Так что рыцари из нас были, что надо.
        Пока мы прятали наше оружие, прибежал брат и сказал, что по телевизору начинается кино про войну. Конечно, мы тут же побежали смотреть. Показывали мой любимый фильм: «В бой идут одни старики». Вообще-то все фильмы про войну мои любимые. Когда я вырасту, то обязательно стану солдатом. Мой отец был солдатом. И мамины братья – дядя Витя и дядя Коля, тоже служили в армии. А дедушка вообще воевал. Вот только дед не смотрит фильмы про войну. Он в это время находит себе работу во дворе и уходит. Я спрашивал маму, почему дед не любит фильмы про войну и вообще не рассказывает о ней? Мама говорит, что он там, на фронте насмотрелся такого, что даже вспоминать страшно.
 

***
       Я проснулся рано, но всё ещё лежал и потягивался в постели. Из другой комнаты слышно было, как отец и дед громко спорят. Я потихоньку подошёл к двери и выглянул. Отец держал в руках дедушкин пиджак.
        - Пойми, отец, - говорил он деду, - Это не тёщины именины. Это Великий праздник. Ну, давай снимем колодки. А?..
        - Нет. Я чо клоун? Ходить бряцать.
        - Да ведь день-то какой! Отец. Для внуков одень, не для меня. Им представляешь, каково будет пройти по деревне рядом с геройским дедом. Сфотографируемся…
        - Ладно. Для внуков. Давай цепляй. Я уж и не помню, что куда положено привинчивать.
Отец аккуратно положил пиджак на дедову кровать и стал из красивой жестяной коробочки, из-под чая, доставать ордена и медали.
        Сегодня праздник. Девятое мая. Деда пригласили на парад в гарнизон, а потом в клуб на митинг. Отец сказал, что сегодня особенный праздник. Тридцать пять лет Победы. Юбилей.
        Около нашего палисадника стояла лавочка. Бабушка обычно сидела там подолгу. Говорила, что гуляет. Отец поставил деда возле лавочки, а нас с братом на лавку. Так мы оказались почти одного роста с дедом. Потом мы фотографировались. Когда дедушка сказал, что хватит щёлкаться, мы пошли в гарнизон на парад.
        Парад был не такой большой, как в городе, за то танки и бэтээры были настоящие, а в конце парада над нами пролетели боевые вертолёты. Я смотрел на других ветеранов и так сильно гордился своим дедом. Ещё бы, ведь у него наград больше всех. И почему он их стеснялся надевать?
        После парада всех ветеранов пригласили в сельский клуб на торжественный митинг. Мы тоже пошли с дедушкой.
        В клубе было душно и тесно, а ещё очень шумно. Дедушку вместе с другими ветеранами посадили в первые ряды, а мы устроились в середине зала. Я очень внимательно рассматривал сцену. На сцене стоял длинный стол, накрытый красной бархатной тканью, а на столе много каких-то фигурок. Я так и не успел толком рассмотреть, потому что вышли какие-то люди и начали громко говорить и читать стихи. Всё это было долго и скучно, и я уже хотел уйти домой, но тут стали приглашать ветеранов и дарить им фигурки со стола. Вот тут-то я и разглядел, что это такое. Их было два вида. Одни фигурки изображали солдата с автоматом, застывшего в атакующем крике.  Он был сделан как памятник. Сильные мышцы. Суровое лицо. Его мощное бронзовое тело на половину показывалось из фрагмента такой же бронзовой  скалы. Фигура была большая. Размером с утюг. И такая же тяжёлая, наверное. Но очень красивая. А потом следующему ветерану дали другую фигурку. Поменьше той. Я даже немного обиделся за чужого дедушку. Почему ему дали маленькую фигурку? Он что плохо воевал? Но когда я разглядел её, у меня даже сердце застучало быстрее. Мне так захотелось, что бы дедушке подарили именно такую же.
        Это было чудо. Фигурка – бронзовый солдатик. Именно солдатик. Это был мальчишка, примерно моего возраста. В шортиках и футболке. Но его бронзовую футболку, как бы оттягивали отцовские медали. Огромные голенища солдатских сапог были выше колен. А на ушах висела большая потрепанная пилотка со звёздочкой. Мальчишка счастливо улыбался. Мне даже не надо было объяснять, что пытался изобразить скульптор. Я так ярко увидел картину, как с фронта приходит отец, и я счастливый влезаю в его громадные сапожищи, цепляю на себя медали, нахлобучиваю пилотку, и изо всех сил стараюсь быть похожим не него. На героя войны.
        Всё что происходило дальше, я помню очень смутно. Я думал только об одном: «хоть бы дедушке подарили именно этого солдатика… Хоть бы подарили солдатика… Хоть бы подарили…». Как назло фигурок-солдатиков было всё меньше и меньше, а дедушку так и не приглашали на сцену. И вот настал момент, когда на столе остался только один солдатик и несколько других статуэток. Я зажал кулаки.
        На сцену пригласили опять чужого дедушку. Я уже готов был зарыдать, если моего солдатика отдадут ему, но этого не случилось.
        И вот, наконец, пошёл дед. Кажется, я в этот момент даже перестал дышать. Деду подарили солдатика!
        Я был счастлив.
        Потом вечерами я часто разглядывал бронзового солдатика. Разговаривал с ним. Играл. А когда через несколько лет случилось несчастье и не стало моего деда, я перевёз солдатика к себе в город. С тех пор этот бронзовый мальчишка мой друг и память о близком человеке. Вот и сейчас я смотрю на бронзового солдатика и вспоминаю дедушку. Когда я стану взрослым и у меня будет сын, я расскажу ему эту историю и подарю своего бронзового солдатика.


Рецензии