Старое еврейское кладбище в Кременчуге

Старинные еврейские кладбища на территории Украины, с их уникальными памятниками и надгробьями, надписи и эпитафии, несущие духовные послания из прошлого, остаются молчаливыми свидетелями вековых традиций.
Евреи, с каждым днем, всё более осознают большую ценность таких исторических памятников, рассматривает их как общее наследие, и перед лицом будущих поколений признают совместную ответственность за их сохранность. Они считают себя обязанными передать памятники во всем богатстве их подлинности.

Отсюда с очевидностью следует, что принципы, которыми необходимо руководствоваться при сохранении памятников, должны быть определены совместными усилиями и сформулированы, в международном плане, с учетом того, что каждая страна сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и традиций.

Консервация и реставрация имеют целью сохранение памятников, как произведений искусства и как свидетелей истории. Консервация памятников предполагает, прежде всего, постоянство ухода за ними.

Только в этих рамках можно разрешать и предпринимать работу по сохранению и сбережению, необходимость которой вызвана временем и новыми требованиями современной жизни.

Консервация предполагает сохранение памятника в рамках свойственного ему окружения и масштаба. Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить различные взаимосвязи, недопустимы.

Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен. Следовательно, перемещение всего памятника или его части нежелательно. Перемещение возможно в том случае, если это необходимо для сохранения памятника, или может быть оправдано высшими национальными или международными интересами.

Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся неотъемлемой частью памятника, могут быть отделены от него только в том случае, если единственно эта мера может обеспечить их сохранность.

Реставрация и любое воздействие должна являться исключительной мерой. Ее цель – сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении к подлинности материала и достоверности документов. Историческое исследования памятника всегда должно предшествовать и сопровождать любые работы.

В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии консервации и сохранения, эффективность которых подтверждена научными данными и гарантирована опытом, а не лишь слепыми предположениями.

Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру и структуру памятника, должны быть сохранены. Если исторический памятник несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса, если композиция после этого свидетельствует о высокой исторической, археологической или эстетической ценности, если состояние сохранности раскрываемого памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть единственно от автора проекта.

Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и, вместе с тем, так отличаться от подлинных, чтобы реставрация и последующая сохранность не фальсифицировала и не искажала историческую и художественную документальность памятника.

Дополнения могут быть допустимы, как уже подчеркивалось, только в том случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части памятника, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.

Комплексы памятников, или мемориалы, должны быть объектом особой заботы, необходимой для сохранения их целостности. Проведение работ по сохранению, консервации и реставрации должно быть обусловлено принципами, изложенными ниже.

Всякие работы на территории кладбищ должны производиться с соблюдением научных норм и в соответствии с «Рекомендациями, определяющими международные принципы проведения исследований и работ, принятыми ЮНЕСКО в 1956 году.

Должно быть обеспечено укрепление мер, необходимых для консервации и постоянной защиты различных важных элементов памятника и обнаруженных в ходе исследований предметов и артефактов. Кроме того, должны быть предприняты меры для облегчения понимания значимости памятника, выявленного в результате исследования, не искажая при этом его смысла.

Всякое грубое вмешательство, изменение памятника, реконструкция должна быть исключена изначально, можно допустить лишь возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения условий консервации памятника и восстановления единства его форм.

Работы по исследованию, последующей консервации, реставрации исторических памятников, старых кладбищ, должны всегда сопровождаться составлением точной документации, представленной в виде аналитических и критических отчетов, снабженных схемами, картами, рисунками и фотографиями. В них должны быть отражены все этапы работ по раскрытию, укреплению, перекомпоновке и включению, а также элементы технического и формального характера, выявленные во время этих работ. Эта документация должна быть передана в архивы общественной организации и предоставлена в распоряжение исследователей. Рекомендуется публикация этих документов, взаимодействие с СМИ, освещение основных вопросов перед широкой общественностью.

Основные принципы изложены в МЕЖДУНАРОДНОЙ ХАРТИИ по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (International Charter for the Conservation and Restoration of Monuments and Sites,Venice Charter). Принята ИКОМОСом в 1965 г.

Одним из основных направлений работы Американского Объединенного Комитета для евреев Украины (UCSJ) является деятельность по охране историко-культурного наследия еврейского народа. Поэтому Комитетом предложена серьезная программа сохранения еврейских некрополей, которая предусматривает мониторинг и контроль за соблюдением обязательств местных органов власти относительно сохранения еврейских кладбищ на территории Украины, ведет работу по их упорядочению, намеревается повысить научный интерес к этнографическим, художественным исследованиям еврейских достопримечательностей, в частности кладбищ, как уникального культурно-исторического пласта. С этой целью Комитет организует специальные научные экспедиции, конференции и форумы.

Представительство Американского Объединения Комитетов для евреев ведет свою деятельность в Украине с декабря 1989 года. Более 25 лет организация занимается сохранением уникальной еврейской культурного наследия Украины, весомыми объектами которой являются еврейские кладбища и места массовых расстрелов евреев во время Второй мировой войны.

Сохранение старинных захоронений регулируется Распоряжением Кабинета Министров №604-Р от 20.07.1998г., Законом «О погребении и похоронном деле», Законом «О свободе совести», Постановлением Кабинета Министров №1094 от 25.08.2004г., Соглашением между Правительствами Украины и США от 4.03.1994г. «О сохранении культурного наследия, разрушенного тоталитарными режимами», другими нормами юридического и материального права Украины, и международными соглашениями.

Следует особо отметить и обратить внимание, что по объектам историко-культурного наследия создается учетная документация, подлежащая утверждению научно-методическим Советом Министерства Культуры Украины, только после утверждения такой документации проектируются и производятся работы по сохранению историко-культурного наследия, с соблюдением всех норм Украинского и международного законодательства.

На основании ст.11 Закона Украины «Об охране культурного наследия», Американский Объединенный Комитет для евреев Украины (UCSJ) обратился в кременчугскую городскую администрацию с официальной просьбой включить его представителей в Полтавском регионе в состав рабочей группы по изучению вопроса о присвоении статуса «мемориал» захоронениям на еврейском участке старинного кладбища, в районе т.н. «артскладов».

Евреи Кременчуга объединились в общину более двухсот лет назад, и можно предположить, что еврейский участок на старинном кладбище возник тогда же. В Кременчуге, на территории бывших артскладов покоятся останки светочей религиозного еврейства, представителей светской интеллигенции. Там похоронены две дочери цадика Нахмана из Брацлава – Сара и Хая, родная сестра писателя Шолом Алейхема – Броха Райзман (Рабинович).

Покоятся, также, купцы первой и второй гильдии, крупные меценаты и благотворители, общественные деятели, революционеры, военные и чиновники, простые кременчужане – труженики.

Беспокоит тот факт, что кладбище продолжают разрушать и растаскивать буквально на глазах, несмотря на то, что в мэрии создана и работает комиссия по его сбережению. «Черные археологи» копают, роют и тоннами ворочают землю. Уникальные надгробья вывозят, многие бесследно пропали.

Хотя евреи, караимы и старообрядцы являлись неотъемлемой частью, сегодня это наиболее неизученная страница в истории Кременчуга.

После Второй мировой войны еврейское население резко сократилось и более не могло влиять на ход развития города. Также политика УССР в области диаспор республик не только не способствовала восстановлению уровня культуры, но и еще больше усугубила ситуацию.

Кременчугское кладбище на «артскладах», и в Крюкове-на-Днепре (р-н «Кострома», в бывшем т.н. Кладбищенском переулке) тоже ощутило всю остроту данной политики. По окончании войны, в ходе восстановления города, могильные плиты стали использоваться для мощения улиц. Местные жители приспосабливали надгробья для различных хозяйственных нужд. Прилегающие к кладбищу улицы оказались едва ли не полностью замощены могильными плитами.

Число плит на «артскладах», по некоторым сведениям, оценивалось, приблизительно, в 1115.

Как военный объект, в советское время территория «артскладов» тщательно охранялась, всякий доступ к захоронениям строго пресекался. Надгробные плиты, как уже подчеркивалось, были безжалостно вырваны и использованы в качестве оснований складских помещений, объектов и зданий, а также применялись для мощения дорожек и подъездов на артскладах. Множество плит закатано в асфальт, много их лежит на дне искусственного озера, сотни уникальных старинных надгробий похищено и разрушено, они бесследно пропали.

Мы находим, извлекаем и складываем уцелевшие плиты, памятники и надгробия в одном месте. Расшифрованы и задокументированы десятки фамилий и имен евреев — наших соотечественников, надписи и эпиграфии. Работа осложняется тем, что многие надгробные плиты и памятники сильно повреждены, и приходится прилагать немало усилий, чтобы очистить, разобрать надписи и изображения на них.

Уверены, что поиски и исследования на «артскладах» приведут к удивительным находкам и, возможно, настоящим историческим сенсациям. Уже сейчас некоторые расшифрованные фамилии и имена на надгробных плитах вызывают интерес у историков и краеведов.

Главное теперь — сохранить находки от нынешних вандалов.

Как уже было сказано выше, на бывшем старинном городском кладбище, в районе артскладов, в Кременчуге, был не только еврейский участок. Здесь покоятся и православные, и старообрядцы, и караимы. Подлежат тщательному исследованию и лютеранские захоронения.

Надеемся, что история старинного кладбища не будет позабыта и вскоре привлечет интерес со стороны компетентных специалистов и простых жителей города, которым не безразлична его судьба и прошлое.

По мере возможностей Представительство Американский Объединенного Комитета для евреев Украины (UCSJ) в Полтавском регионе будет публиковать расшифрованные фамилии и имена евреев, погребенных на старинном еврейском кладбище, в Кременчуге, и размещать фотографии обнаруженных надгробий и памятников.

По всем интересующим вас вопросам можно обращаться по эл. почте: kehilat_sara@ukr.net

ПРИВОДИМ НЕКОТОРЫЕ ФАМИЛИИ ПОГРЕБЕННЫХ (ЗИХРОНАМ ЛИВРАХА), ОБОЗНАЧЕННЫЕ НА НАДГРОБНЫХ ПЛИТАХ, ОБНАРУЖЕННЫХ И ЧАСТИЧНО ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫХ НАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ СТАРИННОГО ЕВРЕЙСКОГО КЛАДБИЩА («АРТСКЛАДЫ») В КРЕМЕНЧУГЕ.


 
1. Геня Лея бат Айзик Гольдштейн, ск. ияр 1912;

2. Ной Золотаревский, ск.1924;

3. Лейба Рейнес, ск.17 сент.1903;

4. Ашер бар Ицхак Зеев Волах, ск.9 авг.1907;

5. М.Я Слуцкий, ск. в 1925 г.;

6. Чиринская Динце бат Йосеф (?) 1920 г.;

7. Милославская Хана Шмулевна, ск. 21.07.1896 г.;

8. Корсунская А.С. Перл бат Шулим, ск. 4(?).10.1917 г.;

9. Гуревич Песя Яковлевна, ск. Каф юд (30) сиван ;;;; Тав Рейш Пэ Рейш;

10. Ерман Сара Наумовна ;;;;;; Сара бас Нахман, ск. каф hей (25) тамуз ;;;; 25.12.1893 — 25.07.1927;

11.Дынникова (?); (плита сильно повреждена);

12.Яков бен Яков (?) ;;;;;;; (?) (плита повреждена);

13.Моисей Кравчик. ск. 13 июля 1922 г. на 47 году жизни. «Мир праху твоему»;

14. Абрам Те(а)тиевский 1919 (?);

15. Вальдман (Вельдман);

16. Шамай бар Моше нифтар куф йуд тишрей тав нун цади пэ хэй;

17. ? «Здесь покоится прах незабвенной…» (плита сильно повреждена);

18. Хаим Шмулевич Файнберг род. 1871 ск. 5 (?) -го января 1930 года нифтар йуд рейш (?) тэвэт;

19. Гайсинская Тойба (?) нифтар ламед хей сиван тав рейш пэ алеф;

20. Розенфельд Хаим (не прочитано, ввиду значительного повреждения плиты); на плите выбит небольшой Маген Давид в верхн. левой стороне;

21. на иврите: Пэ нун Ашер бар Ицхак Зээв Валах нифтар йуд бет (?) элул тав рейш самэх зайн
по-русски: И.(?) В. Волох ск. 9 августа 1907 г.;

22. по-русски: Во (?) Аграфена Абрамовна (фамилия не читаема) (?) июля (?) 1924 г.59 лет
по евр.: Рахель Лея бат Авраам нифтара тет нисан тав рейш пэ далет тав нун цади бэт хей;

23. Гирш Яковлевич Паластин ск. 22 июня 1918 г. от дочери мужа и детей;

24. Мордехай бар Рафаэль Березинский нифтар адар (?);

25. Пэ нун Дубовицкая Мира (Мара ?) бат Моше Лейб 1867 (?) ск.1925;

26. Геня Айзиковна Гольдштейн
пэ нун
Х(Г)ени-Лея бат р.Айзик Гольдштейн
нифтара йуд бет ияр
тав рейш пэ далет
тав нун цади бэт хей;

27. Езриф (?);

28. Студент Николай Куличёв 1900 — 1919;

29. Белоцерковская ?;


Рецензии