Это было вчера

Это было вчера, или мне кажется, что вчера?
Мы с мамой спускались по крутому спуску к морю.
Она крепко держала меня за руку. Боялась потерять!
Время! На самом деле оно так быстротечно!
Ты только включился в данный момент, а он оказывается уже прошёл!
Только вчера я собирала цветные стёклышки и смотрела сквозь них на солнце.
Где ты, счастливое многоцветное детство?

Это было вчера.
Одессу бомбили,  и вместо стёклышек,
я вместе с другими детьми  собирала с земли колючие осколки.
Мы ещё не понимали что такое война, а может это к лучшему.  Пароход с беженцами. На полу палубы взрослые и дети.
Свинцовое море. Чайки с тревожным криком взлетают ввысь.
Белый пароход на фоне мрачной действительности.
Протяжные тревожные гудки - союзники ночи!
В раннем возрасте не чувствуешь ни трагизма ни  романтики.
Даже голод не кажется ужасным. Лишь бы мама была рядом!
Товарный поезд уносил нас из Одессы.
Мы ещё не знали, что тех, кто остались там, мы больше не увидим.
Мы также не знали, как страшно быть евреем!

В вагоне было тесно. Одни сидели и лежали на других.
Мама посадила меня на руки к дряхлому старику.
Он смолчал, или не имел сил говорить.
Мама с сестрой продолжали стоять. Я помню только одно.
Мне очень хотелось пить. Моя мама где-то выпросила пол стакана воды.
Я чуть не выпила всю воду,
но моя сестра вовремя вырвала остаток из моих детских рук.
Кушать тоже хотелось, но голод уже стал привычен.
На одной остановке наша смелая мама схватила котелок и,
мельком взглянув на нас, прыгнула с подножки для поиска воды.
Сестра, молча не отрывала взгляда от входа. Я отчаянно кричала!
- М а м а!М-а-м-а!
Поезд тронулся. Мне казалось,что я слышу голос мамы,
но это был только равномерный стук колёс.
Что с ней случилось мы так и не узнали.
 Мама не вернулась.
Нас взяли к себе бывшие соседи, которые тоже ехали в нашем вагоне.
С ними мы оставались всё это страшное время, пока продолжалась война.

Наконец, кончилась война!
Вместе с бывшими соседями мы вернулись в Одессу. 
Здесь мы узнали, что вся наша многочисленная семья погибла.
Мы с сестрой жили в нашей довоенной квартире, которая,
к счастью, оставалась пустой.
Моя сестра в 15 лет казалась мне взрослой. Она была мне всем!
Ласковой мамой, строгим отцом, родной сестрой.
Как – то я спросила её,
-Где наш папа?
-Пропал без вести, ответила она.
Не думаю, что тогда я понимала, что это значит.

Кажется, только вчера я пошла в первый класс.
Время тяжёлое.
Я в старой юбке сестры и с бантом в немытых волосах сижу за партой. 
Пока сестра была жива, у меня была семья.
Её мне никто не мог заменить!
Сегодня уже вечер. У меня  седина.
Боль в коленях, и склероз сосудов.
Жизнь промчалась как  быстрый поезд. С остановками и пересадками.
Кое- что запомнилось, остальное промелькнуло как сон!
Жизнь была серой, с розовыми мечтами по ночам. 
Никогда я не мечтала о счастье, так как не знала какое оно - счастье!
Всё прошло!
Если всё так быстро проходит, то и до конечной остановки недалеко!

Сегодня я подвожу итог прошедшей жизни.
Я не заметила, как сын вырос,  так как, 
всё  то время пока он рос, считала, что жизнь - это вечность.
Муж не дождался рождения внуков.
Ушёл в другой мир, не взяв с собой ничего!
Внуки, как и все дети, очень быстро растут.
Внучка только родилась, а ей уже 5 лет.
Боюсь, что я за ней не успею.
Ничто не в состоянии остановить быстротечность времени!
И сегодня тоже будет вчерашним днём. Закон природы!
Я спускаюсь с внучкой к морю! Крепко держу её за руку.
Не хочу её потерять. Или сама потеряться!
Это тоже было вчера.


Рецензии
Дора, я читал это вслух жене, мы очень тронуты! К счастью, я родился уже после войны, и мои родители её пережили! Более того, отец воевал военфельдшером, был дважды ранен, а мама рыла окопы, потом была отправлена в эвакуацию. Возможно я уже писал об этом, на сайте есть и его страничка - Юрий Кауфман. http://proza.ru/avtor/stuttgart
Можете почитать, у него очень интересные, не размазанные, полные динамики мемуары, и гражданские, и военные. После войны он окончил военно-медицинскую академию в Питере и стал отличным врачом. Вот так, страничка есть, а его у же нет...

Neivanov   12.09.2020 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.