Траектория тайны 5

Глава 12.

Для объяснения с Лялечкой Влад наметил следующий после освобождения день. Он  по-звонил ей домой и услышал до боли знакомый голос  его бывшей директрисы:
-Здравствуйте, Татьяна Евгеньевна, попросите, пожалуйста, Валентину.
-Здравствуйте Владилен Феликсович, - сразу же узнала его Зевсовна. – Валентина не хочет с вами  разговаривать.
-Это глупо, по меньшей мере,  - сказал Влад, - объясните ей, пожалуйста, что мне просто необходимо с ней  поговорить.  Нельзя себя  вести, как маленький обиженный ребенок, пора, в конце концов, все выяснить. Так дальше продолжаться не может.
Зевсовна молчала, все время, пока он говорил, потом просто ответила:
-Хорошо, Влад, она дома, приезжайте. Вы правы, вам просто необходимо объясниться. Мне кажется, что здесь мы с вами единомышленники, и  я вам помогу.
Влад взял такси и прибыл  к дому Валентины через пятнадцать минут. Он поднялся на четвертый этаж, позвонил в дверь. Дверь открыла Зевсовна, но не впустила Влада в квартиру, а вышла к нему сама.
-Влад, подождите минутку, - проговорила она. – Я хочу переговорить с вами, прежде чем вы будете говорить с моей дочерью.
Зевсовна была совсем не такая как в школе. Сейчас перед ним была просто заботливая мать, ко-торую переполняло чувство тревоги, за ее ребенка. Они отошли к  подъездному окну и Зевсовна начала:
-Влад, я всегда знала вас, как трезвомыслящего человека. Нет ничего страшного, что вы увлеклись моей девочкой...
-Я не знал, что она ваша дочь, - сказал Влад.
-Я знаю, она мне рассказала, о вашей первой ночи. Она любит вас, нет… вернее, она думает, что любит вас. Она  творческая натура, увлекающаяся, живущая в своих фантазиях. Вы для нее всего лишь одна из фантазий, не больше. Рано или поздно, мираж рассеется… Но вы же сами понимаете. Ей 21, вам почти сорок, вы не пара. У Лялечки вся жизнь впереди.
-Татьяна Евгеньевна, я пришел, чтобы именно это и сказать вашей дочери.  Она очень ми-лая девочка, но я не люблю ее, и не понимаю, как могу нравиться ей.  Поэтому я и приехал, что-бы расставить все точки над «i». Я поступил, необъяснимо, легкомысленно, когда … - Влад не мог подобрать необходимого слова, - когда…
-Когда переспали с ней, - подсказала Зевсовна.
-О боже, - взметнулся Влад, - как это все…
Внезапно дверь квартиры отворилась и на пороге появилась Лялечка.
-Мама, ты куда пропала, я тебя зо…
Она застыла на пороге с открытым ртом. Переводя испуганный взгляд маленького ребенка с ма-мы на Влада и обратно. Влад заметил, что она изменилась. Она похудела, заметно побледнела. Под глазами у нее образовались темные  круги, вздернутый носик немного покраснел.
-Влад? Ты зачем здесь? – еле слышно спросила она.
-Надо поговорить, - весомо отрезал Влад.
Лялечка покусала  нижнюю губу и проговорила:
-Если надо… проходи.
Они все вместе вошли в квартиру. Лялечка шла первой, за ней Влад, последней вошла Зевсовна.  Влад и Лялечка вошли в небольшую светлую комнатку. Письменный стол, диванчик, книжные полки, яркие подушки, много цветов и огромное количество кукол.
-Садись, - сказала Лялечка, указывая на стул напротив дивана.
Влад сел. Лялечка забралась с ногами на диван. Взяла одну из подушечек, прижала к себе, как бы спрятавшись за нее.
На ней была короткая маечка нежно – голубого  цвета, и синие тонкие брючки. Волосы были распущены по плечам.
-Валя, - начал  Влад, тоном учителя, отчитывающего ученицу.
-Я Лялечка,  - капризно поправила его девушка.
-Хорошо, - согласился Влад, но произнести это имя не смог. Для него Лялечка была де-вушка, с  которой он провел чудную ночь, а Валя была его ученицей, которая вела себя непра-вильно, и ему предстоял с ней непростой разговор, - если бы ты была просто Лялечкой, мне было бы намного легче, понимаешь, я должен попросить у тебя прощение…
-За что? – спросила Лялечка. – Ты волен, спать с кем захочешь, ты мне не муж…
-Не перебивай меня, -  как можно спокойней, проговорил Влад, но спокойствие давалось ему все трудней и трудней, -  я не за это хотел попросить прощение. Я, действительно, имею право - спать с кем захочу, я свободный взрослый человек. Но я виноват  в том…
-Что переспал со мной? – подсказала Лялечка, - ты и в этом не виноват, мне с  тобой было хорошо, надеюсь и тебе со мной, мы квиты. И вообще, я не понимаю, зачем ты пришел? Сказать мне, что ты меня не любишь? Я знаю.
Она говорила это все спокойно, размеренно, произнося каждое слово, как отрепетированное, но была заметна некоторая натянутость, можно было понять, что  Вале эти слова даются нелегко.
Он поднял на нее глаза и увидел, как по ее щекам катятся  слезинки. Он достал из кармана чистый платок, и протянул его Лялечке. Она не шевельнулась. Тогда он пересел к ней на диван, сам вытер ей слезы и вложил платок ей в руку.
-Ты меня прости, но я не понимаю, природу твоего чувства ко мне, - проговорил он, чуть теплее. – Но это всего лишь твои фантазии, очень скоро ты поймешь…
Она ничего не ответила. Он поднял глаза, посмотрел  на нее и увидел, что взор ее устрем-лен куда-то на стену. Он проследил за ее взглядом и обмер.  К стене над стулом, где он сидел до этого, был приколот лист ватмана с карандашным рисунком. Худенькая девушка с распущенны-ми длинными  волосами сидела  спиной. Влад все моментально вспомнил. Вспышкой молнии промелькнул в мозгу, тот урок в десятом классе, когда он предложил выбрать натурщика для ри-сования из класса, а натурщику предложил самому выбрать образ для натуры. Сказал и вышел из класса. Когда вернулся, на подиуме для натуры сидела Валя Громова, в образе Русалочки. Весь класс увлеченно рисовал ее. Влад, тогда ничего не сказал. Встал за свой этюдник и принялся ри-совать со всеми вместе.  Теперь этот рисунок висел на стене Валиной комнаты. Тот урок прошел исключительно. Тишина и увлеченность.
Влад долго ждал нагоняй от директрисы, но этого не было, и он забыл про тот случай. Тем более, что после этого Зевсовна вдруг удовлетворила его просьбу и в штат приняли профессионального натурщика. Забыл он и о том, что рисунок с его этюдника бесследно исчез.
Они оба сидели молча. Он не знал, что теперь делать. Надо было подняться и уйти, он уже все сказал. Но он не мог подняться с места.  Лялечка поднялась первой. Она отошла к окну и ска-зала:
-Теперь понял?
Она стояла к нему спиной,  у нее так же были распущены волосы, как на рисунке. Только теперь это был далеко не ребенок, на которого тогда Влад смотрел как  на натуру и не более. Теперь пе-ред ним была женщина, красивая и желанная.
Он подошел к ней, обнял ее сзади и поцеловал в затылок:
-Прости меня…
Она обернулась и обвила его шею руками. Ее глаза оказались совсем рядом, темно-зеленые, с ка-рими искорками, они беспокойно бегали.  Так же, как и руки ее беспокойно гладили его по голо-ве, шее  и плечам:
-Влад, это же совсем не обязательно, что бы ты любил меня. Я не настаиваю. Ты просто не гони меня.
-Валя, я не могу, ты же …
-Я тебе не пара? – вдруг спросила Лялечка. – Это ничего, я буду расти, я поднимусь до тебя.
-Нет, котенок, - сказал Влад, обнимая ее, - это я тебе не пара! Ты, действительно,  расти будешь, а я только стариться.  У меня ничего нет. Ни квартиры, ни денег, ни будущего.
-А я? Я же есть? – сказала Лялечка. – Будь со мной, я тебя прошу.
Влад снова не смог сдержать себя. Он честно боролся с собой, и с ней, но силы были не равны. Они победили. Он сдался.

Глава 13.

Резкий телефонный звонок разрезал сладостную истому тихого летнего утра. Влад с тру-дом разлепил глаза и послал самое не лестное высказывание в адрес Александра Белла, приду-мавшего телефон.
-Да. Слушаю.
-Влад, это мама, здравствуй. Ты не звонил мне целую неделю, что у тебя происходит?
Влад искренне обрадовался, услыхав мамин голос.  Он даже успел по ней соскучиться. И очень удивился, неужели, он не звонил ей целую неделю?
-Здравствуй мама, у меня все хорошо, я просто был немного занят. Подвернулась работа в музее.
-В музее? – в голосе мамы было слышно приятное удивление, - это хорошо.
-Как твое здоровье?  - спросил Влад.
-Все нормально. Ты справляешься один? Я еще могу здесь задержаться? Понимаешь, Ве-рочкина сноха защищает докторскую, поэтому нам приходиться нянчить сразу двоих детей.
-Мамуля, без сомнения, ты можешь пробыть там, сколько тебе будет угодно. Я справлюсь. 
-Целую тебя, родной…
-Мама, - позвал Влад, пока она не успела бросить трубку, - подожди, мама, ты меня про-стила?
-Да, Влад, конечно, и ты меня прости, я приеду, и мы поговорим. Нам есть, о чем погово-рить. Целую тебя, я очень рада, что ты у меня есть.
-И я… - сказал Влад, уже замолчавшей телефонной трубке.
  Влад чувствовал себя странно легко. С его души свалился огромный камень. Мама больше на него не сердится. Она его любит… и не только мама. Влад чувствовал себя абсолютно счастливым человеком.
И снова зазвенел телефон.
-Влад, я сейчас приеду к тебе, - прозвенел теплым колокольчиком голосок Валентины.   
Лялечки больше не существовало, не было больше и Вали Громовой. Была Валентина!!! У Влада просто дыхание перехватывало только от одной мысли, что она есть. Она сейчас приедет. Нет, не приедет, она прилетит на своем бешеном мотоцикле. У него осталось всего пара минут…
Он быстро вскочил с пастели. Оделся. Навел относительный порядок в комнате. Звонок в дверь он услышал, когда уже дочищал зубы.  Так прямо весь в зубной пасте со щеткой во рту, пошел открывать дверь.
-О-о-о, мятная, - сказала вместо приветствия Валентина, чмокнув его в щеку.
Она пришла не одна. Вместе с ней в прихожую ввалились Юрий и Лёлечка, которая тоже в по-следнее время стала капризничать и приказала всем называть ее Олей. Похоже, было, что дуэт Лялечка и Лёлечка, развалился окончательно. Теперь были Валентина девушка Влада, и Ольга девушка Юрия. Как сказали бы психологи, создались прочные межличностные связи.
-Влад,  мы, кажется, нашли, откуда прибыл старик - сказал Юрий.
-Каким образом? – удивился Влад.
-Позавчера, - начала Валентина, - я рассказала маме о твоих поисках. А она вспомнила, что одна ее ученица работает в областной библиотеке.  Там хранятся экземпляры всех районных газет за  последние сто лет.
-Но эта газета областная, - сказал Влад.
-Слушай, не перебивай, - сказал Юрий.
-Мы просто не правильно рассуждали. - Продолжила Валентина. - Мы думали, что эта за-корючка название улицы. Но так же подписывались и деревни, вернее почтовые отделения сель-советов.
-Продолжай, - снова увлекся ее рассуждениями Влад.
-Я вчера съездила к маминой ученице, в областную научную. Она оказалась очень хоро-шим человеком, к тому же, она еще ученица твоей мамы. Моя мама учила ее математике, твоя - русскому языку и литературе. Литературу она любила больше. Короче, она перерыла  весь газет-ный архив и нашла районную газету, которая называлась «Зареченский пролетарий». Она выхо-дила в свет до 1941 года. С началом войны ее редактор и вся редколлегия ушли на фронт и не вернулись. Газету закрыли.  Но распространялась она в Заречье, эти три буквы и есть З, А, Р. Так помечалось  Зареченское почтовое отделение. Именно такой знак, наш добрый гений Таня и об-наружила на «Зареченском пролетарии». Газеты тогда пересылались в архив по экземпляру са-мими отделениями связи, поэтому метка и уцелела.
-Гениально, - проговорил Влад. - Ребята,  это прогресс. А где это Заречье, я не слышал про такой город?
-В том-то и вся соль. Оля, расскажи, -  попросила Валентина.
-Заречье, уже давно перестало существовать, как город. Это недалеко. Всего пятьдесят ки-лометров. Часть Зареченского района поглотила электростанция и новый город Энергетик, а часть вместе с бывшим райцентром городом Зареченск перешло под юрисдикцию соседнего рай-она. Зареченск  после войны стал совсем не перспективным населенным пунктом, отдаленным от областного центра. Промышленные предприятия перепрофилировались в сельскохозяйственные. Основали там совхоз Ильичевский, и село стали называть Ильичевское.  Под таким названием она существует и поныне.
-Убит, - сказал Влад, - Ольга, я вами сражен на повал, ты откуда все это знаешь?
-Да ничего особенного, я работаю  в  областном управлении архитектуры.  У нас до сих пор в вестибюле на стене нарисована карта области, на которой  до сих пор значится город Заре-ченск. Я просто сопоставила старую карту с новой. Ну и посмотрела кой-какие документы.
-Я тащусь от вас ребята, - проговорил Влад.
-Владилен Феликсович, у вас очень засоренный лексикон, - сказала Валентина.
-Так,  пятнадцать лет с подрастающим поколением еще и не тому научишься.  Как гово-риться, с кем поведешься, с тем  и наберешься.
-Придется заняться вашим перевоспитанием, - сказала она, обнимая его за шею.
-Не возражаю.
-Э-э-э, граждане, а может попозже. У меня есть более конструктивное предложение.  – За-говорил Юрий.
-Давай, - сказал Влад, продолжая обнимать Валентину.
-Может, смотаемся в село Ильичевское, поглядим, что к чему, заодно портрет старика по-кажем, может его кто-нибудь узнает. У него же, может быть,  родственники остались. Он же до сих пор как неизвестный лежит. Его как бесхозный труп похоронят.
Влад  и Валентина вмиг стали серьезными. Влад задумался на мгновение и сказал:
-У меня нет приличного портрета старика.
-Нарисуй, - сказал Юрий, - или не ты у нас мастер скорого портрета?
-Скорый не скорый, ну хотя бы  полчаса мне нужно.
-Вот и отлично, а мы пока завтрак организуем, - сказала Валентина, - Ольга, пошли на кухню.
Влад быстро прикрепил лист плотной бумаги к планшету и начал делать наброски. Рядом стоял Юрий и подсказывал, запомнившиеся ему детали.   Это помогло Владу нарисовать старика живым.  В отличие от прошлого неудачного опыта, на этот раз портрет удался.
-Похож? – спросил Влад.
-Похож, - согласился Юрий.  – Очень похож. Должны узнать.

И его действительно узнали.
-Ой, это же Петр Ефимович, - сказала  женщина сидевшая на вахте в здании местной ад-министрации поселка Ильичевский.
-Вы его знаете? – не веря своим ушам, переспросил Влад. В такую удачу верилось, дейст-вительно с трудом, только приехали и сразу нашли.
-Конечно, это Петр Ефимович Филиппов, наш почетный пенсионер,  а вы откуда?
-А мы красные следопыты, - сказал Юрий, - вы не подскажете, где нам его можно найти?
-Не знаю, должна ли я говорить,  - недоверчиво проговорила женщина, - какие сейчас красные следопыты? Врете вы небось.
-Нет, что вы, мы участники патриотического клуба, «Следопыт», мы разыскиваем участ-ников войны, - продолжал Юрий, ничуть не смутившись.
-А Петр Ефимович на войне не был, - снова недоверчиво проговорила женщина, протяги-вая  руку к телефонной трубке.
-Постойте, - сказал Влад, - нам действительно очень нужно разыскать его родственников. Помогите нам, пожалуйста.
-Да нет у него никого, - ответила женщина.
Женщина явно с недоверием отнеслась двум парам одетых в кожу и клепки мотоциклистов. Она уже несколько минут порывалась  любым способом увернуться от  пристального внимания при-шельцев. И тут ее выручило счастливое проведение. В здание администрации вошел человек в милицейской форме с майорскими погонами.
-Петрович, - закричала женщина, - подойди сюда, скорей, - милиционер нацеленный под-няться по лестнице на этаж выше, изменил маршрут и подошел к столу вахтерши. - Вот знакомь-тесь, наш начальник милиции, Аникеев Василий Петрович.
-Снегирев, - протянул руку Влад.
-Кольцов, - представился Юрий, - вот мои права.
Аникеев  мельком глянул на права Юрия и спросил у вахтерши:
-Что случилось? 
-Они Петра Ефимовича ищут, - сказала она испуганным полушепотом.
Влад протянул рисунок  милиционеру и сказал:
-Мы ищем этого человека.
Милиционер посмотрел на рисунок и сказал:
-Где он?
-Вы его знаете? – спросил Влад.
-Так, граждане, давайте-ка пройдем в мой кабинет. Он здесь на втором этаже.
Делать было нечего. Вся кампания,  проследовала на второй этаж. 
Расположившись удобно в кабинете, Аникеев начал разговор:
-Я предполагаю, что на рисунке изображен мой односельчанин, Петр Ефимович Филип-пов. Он пропал около двух недель назад, точней сказать не могу, потому что он жил на окраине  села, был одинок.  Пропажу обнаружили примерно неделю назад. Он перестал появляться на улице, его собака выла.  Ее взяли соседи. Они и заявили о его пропаже. Все ориентировки в рай-онное УВД я послал.
-Вы искали его в районе, а он оказался в области, - сказал Влад, потом он рассказал все, что произошло со стариком, не говоря  про книгу.
-Вот как, - угрюмо проговорил Аникеев, - значит, умер старик. Да и что удивляться, он совсем старый был, за восемьдесят. А тут такое путешествие вдруг предпринял. Ну, мы его, ко-нечно, заберем, похороним, он у нас старик заслуженный. Долгое время нашу районную партор-ганизацию возглавлял, да и пенсионером стал, его все уважали. Ну, а когда партию закрыли, он у нас стал церковным старостой. Его старушки  выбрали.  Я свяжусь  с областным управлением. Спасибо, что помогли. Спасибо, что успели, а то я думаю, его днями бы как неизвестного похо-ронили, сколько он там у вас в морге болтается около двух недель?
-Нет, его нашли, через неделю после смерти, в морге он дня четыре, - ответил Влад, - к тому же он криминальный, а криминальные трупы не торопятся быстро хоронить, в холодильни-ках держат.
-Как криминальный? – удивился Аникеев.
-Убили его, -  подтвердил Юрий.
Аникеев опустил глаза и промолчал, о чем  задумался начальник районной милиции,  какие до-гадки вспыхнули в его памяти, об этом никто не узнал.
Аникеев встал и пожал всем руки, включая и девушек. Это должно было означать конец аудиенции.  Все сразу вышли из кабинета и поспешили покинуть и здание администрации.
Только в низу Влад задержался на минутку около стола вахтерши:
-Спасибо вам за ценное знакомство, извините. Как вас зовут?
-Антонина Алексеевна, - ответила женщина.
-Антонина Алексеевна, не будете ли вы столь любезны, не покажите ли нам где дом Фи-липпова.
-А чего его показывать. Поезжайте до церкви, там увидите дом с  красной крышей. Это и есть дом Филиппова, бывший дом старосты.
Село Иличевское действительно больше походило на маленький город. Здесь было много каменных старинных, но заметно обветшавших зданий. Магазины располагались в старинных торговых рядах.  А упиралась единственная прямая улица в величественный каменный храм.  Его было видно, прямо от  здания администрации. Грохочущие мотоциклы пронеслись по ней, пугая кур и немногочисленных прохожих за несколько минут. Остановились у дома с красной крышей. Ни забора, ни ворот  возле дома не было. Пустовала и собачья будка, а входную дверь закрывала широкая толстая новая доска.
Влад и Юрий обошли вокруг дома, заглядывая в окна, но ничего там так и не увидели. Возле дома не было ни огорода, ни двора. Он стоял как будто посредине деревенской улицы, ря-дом с храмом. Не было забора и вокруг храма.
Сам храм вблизи выглядел  довольно потрепанным. Ворота его тоже были заколочены, двор довольно густо усыпан битыми кирпичами, старой штукатуркой, обломками досок. Созда-валось впечатление, что здесь начинали делать ремонт, но бросили.
Из соседнего дома  вышла энергичная пожилая  женщина и, вытирая руки о фартук, на-правилась к ним.
-А вы чего тут ищите, молодые люди? - спросила она, не очень доброжелательно.
Влад вытащил свой рисунок и протянул его женщине.
-Скажите, вы знаете этого человека?
Женщина взяла рисунок в руки, задержала не нем взгляд и с тревогой проговорила:
-Петр Ефимович. Что с ним?
-Он умер, - сказал Влад, - мы разыскиваем его родственников.
Женщина печально закачала головой, охая и пристанывая.
-Да как же это, да где же он, ведь уехал и не сказал ничего.
-Извините, как вас зовут? - спросил Влад.
           - Ирина Сергеевна, проходите ко мне, что ж  мы тут на улице.
            -Очень приятно, - сказал Влад, - а меня зовут Влад, это мои друзья Юрий, Ольга и Вален-тина. Вы видимо были соседкой Петра Ефимовича? Вы не могли бы нам про него рассказать что-нибудь?
-Да, всю свою жизнь, и родители мои с ним жили по соседству. Пойдемте, там моя мама, она его еще молодым помнит, они ровесники.
Они вошли на двор большого деревянного дома, на лавочке возле крыльца сидела старуш-ка. Ирина Сергеевна подошла к ней и присев рядом сказала:
-Мам, Петр Ефимович умер.
Старушка покачала головой и  произнесла:
-Теперь и моя очередь пришла.  Мы с Петькой последние остались.
-Мама, ребята вот о нем спрашивают, расскажи что-нибудь.
-Да разве такую жизнь расскажешь, - это несколько лет надо, чтобы  все рассказать.
-А вы не все, - сказал Влад, - вы…
-Таисия Васильевна, - подсказала Ирина Сергеевна.
-Таисия Васильевна, вы немного расскажите, что он был за человек?
-Человек, как человек. Батька его был первым секретарем райком партии, его в 35-м бан-диты убили, у нас тут по лесам банда атамана Лыкова пряталась, кулаки, да бывшие белогвар-дейцы. Вот его  и его и жену, на площади прямо обезглавили. На глазах у сына.  Петьке  тогда шестнадцать лет было.  Его за ноги подвесили к колодезному журавлю, и в воду опустили, он обморозился сильно, ногу ему шашкой полоснули, на всю жизнь хромым остался, но выжил. Да нечего, зато на войну не попал, а как все мужики ушли, он у нас сразу из комсомольских вожаков в  комиссары прыгнул, да и командовал всем районом.
-Плохо командовал? – спросил Влад.
-Да нет, не сказала бы. Мужик он был не глупый, при нем у нас в районе спокойствие бы-ло.  Вот церкву нашу взорвать не дал. Правда, там потом склад стройматериалов сделали, все ко-локольни, позамуровали, колокола на переплавку отправили. Но устояла. Тогда все взрывали, а наш вот красавец храм, до сих пор стоит. 
-Петр Ефимович, у нас церковный староста был последние годы, добавила Ирина Серге-евна.
-Какое странное перевоплощение, - удивился Влад, - церковный староста с партийным билетом.
-А чего ж тут странного, он как до перестройки идеологическим сектором командовал, так и перестроился. Идеология изменилась, а идеологическая работа осталась. Да и он тут всю жизнь, можно сказать, при церкви прожил, привык, а может, и раньше в бога верил, только скрывать приходилось. А еще это мы его попросили старостой быть,   мы ему верили, он для нас всегда опорой был. И потом  организовал сбор  денег, свои сбережения все вложил, а левый предел отремонтировал. Перегородку поставили от основного храма, что бы зимой предел нато-пить можно было. Там у нас вход отдельный, освятили его и у нас службы начались, а в основной храм мы и не заходили почти.
-А что же на весь храм денег не хватило? – спросил Влад.
-Ну, что вы, это же миллионы надо. А он и так все свои сбережения вгрохал в этот ремонт.  Мы туда икон нанесли, а нас недавно ограбили. Самые ценные иконы унесли.
-Искали? – спросил Юрий.
-О-о-о, ищи ветра в поле. – Проговорила Ирина Сергеевна. - Наш Аникеев, только прото-колы составлять насобачился, а больше толку от него никакого.  Его у нас так и зовут Протоко-лыч. Говорили ему, что тут пришлые болтались. Примерно за месяц, до кражи приехали на ино-марке. Три мужика и баба, на службу к нам зашли, свечи поставили, постояли, помолились.  Все вокруг храма шастали, как будто выискивали чего-то. Женщина все у Петра Ефимовича выспра-шивала, почему весь храм не открыт, да нельзя ли во внутрь попасть.  Говорила, что они худож-ники-реставраторы, что, мол, от фонда, какого-то работают, бесплатно храмы реставрируют. Но Петр Ефимович, прогнал их. А через месяц в  церковь нашу влезли, и ограбили, причем влезли не только в предел, но и в основной корпус. Да только там брать нечего. Там в шестидесятых годах пожар был, доски загорелись, все фрески там и обгорели. Ну, они там ничего не нашли, вот и поживились нашими иконами. Сволочи, чтоб у них земля под ногами горела.
-Скажите, Ирина Сергеевна, - снова приступил к расспросам Влад, - а Петра Ефимовича кто-нибудь из родственников остался, может братья, сестры, жена?
-Нет, у него никого не было. Женат он никогда не был. И детей у него не было.  А братья-ми и сестрами обзавестись не успел.
-Была у него невеста, - сказала Таисия Васильевна, - но она сбежала от него.
-Это как? – удивился Влад, - расскажите, пожалуйста.
-Перед самой войной это было.  Он у нас тогда в комсомоле верховодил. Если бы не его колченогость, так  видный бы был. Девки за ним табуном хороводились, а он  так гулять гулял, а не женился. И тут уехал на какой-то слет в Москву, и  подцепил где-то в вагоне, девчонку – бес-призорницу. Привез.  Сначала  смеялись над ним, нашел себе тоже. Маленькая, тощенькая, гряз-ненькая. Ничего, потом отмылась, откормилась, гладкая стала, красовитая. Чья и откуда не гово-рила, назвалась Розалией, ну так мы ее Розой и звали. Петька-то сначала говорил, что удочерить ее хочет. Ей в ту пору лет четырнадцать было. Но что-то не спешил. Где-то с год она у него в до-ме прожила.  В школу ходила, но грамотная была, даже по-иностранному говорила.  А потом, какая-то перемена в ней произошла. Школу бросила, от подруг сторониться стала.  Петька-то,  он все время в райкоме, да на объектах. Она одна дома часто оставалась. Стали замечать, что поха-живает к ней один мужичек, наш местный, но женатый был, в НКВД при должности состоял. А в один прекрасный день прибегает ко мне Петька,  и  спрашивает, мол, не видала ли я его Розку, я говорю, нет, еще посмеялась над ним, говорю дома надо чаще ночевать, а не в райкоме. И все с тех пор  и Розка эта пропала и мужик вместе с ней, а с ним и какие-то драгоценности, из конфи-скованных. Вот и вся любовь. Больше он в дом никого не приводил.  Так бобылем и дожил.
Трагичная судьба старика никого не оставила равнодушными. Но на сегодня  информации было более чем достаточно.  Надо было все услышанное переварить и сопоставить. Влад и компания попрощались с Ириной Сергеевной и Таисией Васильевной, и отправились восвояси.


Глава 14.

В среду хоронили Светку Андаржанову. Владу позвонил его однокурсник Стас Горшков, он работал в университете, на кафедре у профессора Ганского.
-Влад, сегодня в 12-00 вынос из музея, ты придешь?
-Не знаю, - ответил Влад,  он решил, что однокурсники не знают, кого обвиняли в убийст-ве Светки.
-Влад, это подло, мы все собираемся. Если не придешь, будешь последней свиньей. Даже Ганский собирается, старик прямо убит был известием о ее смерти. Ты,  должен придти.
Влад, решил, что он действительно должен.  Он купил десять темно красных траурных роз и пошел к музею.  Гроб стоял в вестибюле музея. Светлана  была красива, как и при жизни. Около гроба стоял ее бывший муж,  рядом с ним, вся заплаканная Даша. Рядом с Дашей стоял профессор Ганский.
Влад подошел к  гробу, положил цветы, постоял немного, и пошел прочь. Он поздоровал-ся с Дашей и кивнул профессору. По их взглядам он понял, что для них первая милицейская вер-сия убийства Светланы секретом не была. Он успел заметить, как Даша, Ганский и  Андаржанов обменялись мнениями, заметно было, что говорили они про него. Влад поспешил выйти на ули-цу.
Возле входа он заметил группу своих однокурсников, во главе со Стасом Горшковым. Подошел, поздоровался, встал рядом, наблюдая за входом. Из здания музея вышел Андаржанов, подозвал несколько своих земляков, пошептался с ними, и снова ушел в здание. Влад это немного насторожило, он заметил их гневные взоры в его сторону. Но пока волноваться было не о чем.
В группе однокурсников шел разговор. Говорили о смерти Светланы.
-Говорят, у нее мужик какой-то был крутой, - сказала Леночка Завьялова.
-Кто тебе это сказал? – спросила Юля Титова. – Уж  не сама ли Светка? Я от нее про этого мужика лет пять слышу, только увидеть так не разу и не удалось. По-моему  он просто плод ее воображения.  Фантом.
Стас и Влад отошли немного в строну, от  женщин, закурили, и Стас проговорил:
-Я то же думаю, что никого у нее не было.
-Почему ты так думаешь? – спросил Влад.
-Ты знаешь, между нами, я  где-то полгода назад встретил ее на кафедре. Случайно столк-нулись. Ну, я … ты понимаешь, у меня жена, семья, я в общем ничего и не хотел. Просто давно не виделись…. Пошли, посидели немного в кафе, поговорили,  вспомнили молодость. Я пошел ее провожать.  Она в гости позвала, под предлогом полку приколотить…. Я купился. Ты понимаешь, я таких голодных баб еще не встречал. Я от нее убегал. Понимаешь, у меня нет проблем  с сексом, у меня жена на  семь лет меня моложе. А тут  я почувствовал себя полным импотентом.
Влад слушал товарища, и вспоминал свои собственные ощущения.  И во многом был со-гласен с ним.
-Поминки будут в университетской столовой, ты придешь? – спросил Стас.
Влад, наблюдая за входом в музей,  не упускал из виду кавказцев кучковавшихся там.  Их становилось больше. Они разговаривали между собой, снова, бросая гневные взгляды  в сторону Влада. Теперь ему это нравилось еще меньше.
-Я спрашиваю, ты придешь на поминки? – дернул его за рукав Стас.
-Нет, - ответил Влад, - Стас, у тебя есть телефон?
-Да, позвонить хочешь? На, - протянул он, миниатюрную серебристую телефонную тру-бочку. - Зря ты отказываешься, повод, конечно, грустный, но когда еще соберемся. Хоть поси-дим, поговорим, смотри, почти все наши явились.
-Не могу, извини, рад всех повидать, но не могу, - сказал Влад, набирая номер мобильного телефона Юрия.
Юрий  ответил не сразу, видимо, вычисляя, кто ему может звонить по этому номеру.
-Влад, ты?
-Я, ты можешь приехать?
-К музею? Кого-нибудь взять?
-Думаю, нет, сами управимся.
-Еду.
Влад вернул телефон Стасу, поблагодарил его, и стал прощаться. Из здания стали выносить вен-ки, потом вынесли крышку гроба, потом стали выходить люди. Влад решил, что Юрий будет здесь с минуты на минуту, и стал пробираться сквозь толпу.
Внезапно он почувствовал, как его схватили за руки с обеих сторон, и грубый голос с кавказским акцентом проговорил:
-Куда спешишь, да? Яков хочет говорить с тобой.
Влад знал, что Яковом зовут Андаржанова. Знал он так же, что Андаржанов в городе известная личность, он  держит Центральный рынок.  Влад решил «играть дурочку».
-Какой Яков, о чем говорить? Извините, ребята, мне некогда.
Он попытался вырваться, но его с силой встряхнули и вытащили из толпы. Затащили за угол му-зейного здания, и прижали к стенке. Он получил увесистый удар в солнечное сплетение, согнулся от боли, и вдруг услышал над головой другой голос с акцентом:
-Сейчас некогда,   посадите его в машину, потом поговорим.
Влад поднял голову и увидел над собой Андаржанова. Тот гневно сверкнул черными глазами и сказал:
-Это менты тебя раскрутить не смогли, сука, а у меня ты  все расскажешь, и как жену мою трахал…
-Бывшую, - сумел вставить Влад, и тут же получил очередной удар по корпусу, и снова согнулся в три погибели.
Но Андаржанов его разогнул, ухватив за грудки, и  продолжил:
    -А главное, куда ее брильянтовое колье дел, которое ей покупал я.
Влад получил еще один сокрушительный удар. От боли потемнело в глазах, боль огнен-ным шаром прокатилась по всему телу и подкатилась к горлу, перекрыв дыхание.  Его перестали поддерживать под руки и он свалился как подкошенный  на землю.  Потом он почувствовал, как его подняли  под руки с земли и перенесли в машину. Кинули  в багажное отделение  салона.
Машина тронулась, но, проехав несколько метров, остановилась. Влад в полубессозна-тельном состоянии явственно слышал, только  брань кавказцев и треск байкерских мотоциклов.   Машину открыли, его вынули из багажника,  и он увидел улыбающееся лицо Юрия.  Он еще ни-когда и никому не был так рад в своей жизни.

Он  лежал на   кровати в комнате Юрия с  мокрым полотенцем на голове. Его еще здорово тошнило, и звезды мелькали в  глазах, но он уже мог здраво мыслить и говорить.
-Влад, ты должен отлежаться. Так что лежи и не спорь, это я тебе, как водитель скорой го-ворю, а водила со скорой это почти врач, - слышался откуда-то с боку голос Юрия.
-Мне домой надо, там и отлежусь, - ответил Влад.
     -Глупости говоришь, сейчас приедет Холодильник, если он тебе как врач, позволит вста-вать, поедешь домой, если нет, останешься здесь.
-Юркеш, спасибо тебе за помощь, и за  заботу, но я чувствую, что должен поехать домой, ты понимаешь, чувствую.  Давай поедем? А?
Юрий вздохнул и ответил:
-Ну и как ты это представляешь? Ты лежишь с трудом, а хочешь, чтобы я тебя на мото-цикле повез?
-Давай такси вызовем, - попросил Влад, - я тебя умоляю.
Юрий появился над ним. Глянул пронзительно в лицо Владу и сказал:
-Ну, хорошо, только с одним условием, Юзик осмотрит тебя дома.
-Согласен.
Они быстро добрались до дома Влада. У подъезда, как всегда дежурила Кира Леопольдов-на.
-Здравствуйте Владик, - сказала она, - а к вам приходили.
-Кто? Кавказцы? – спросил Влад.
-Почему кавказцы? Нет. Приятный такой мужчина. Он у вашей квартиры стоял, когда я спускалась вниз.  Спросил меня, не видела ли я вас? Я сказала, что нет. Тогда он сказал, что зай-дет потом. 
-Кто же это мог быть?  - удивился Влад. – Спасибо Кира Леопольдовна. А какой он из се-бя? 
- Он довольно молодой, элегантный, - ответила соседка.
Влад и Юрий переглянулись.
-Может тебе не стоит ходить в квартиру, давай подождем Хладковских, - сказал Юрий.
-Да, и надо позвонить еще одному человеку, - ответил Влад, -  дай телефон.
Дверь оказалась запертой. Влад вошел в квартиру.  После обыска они с Валентиной попы-тались навести здесь порядок, но он все равно получился относительный.  Влад обвел взглядом комнату, и что-то его насторожило.
-Стой, - сказал Хладковский, - ничего не трогай. Дальше не ходи. Яков, пускай твои ребя-та осмотрят здесь все хорошо.
В комнату вошли два охранника Андаржанова. Все остальные остались на лестничной площадке. Здесь были  супруги Хладковские,  причем приехали они не на  привычных мотоцик-лах  и не в байкерском прикиде, а очень элегантно одетые и на  престижном автомобиле. Рядом с ними стоял Яков Андаржанов. Это ему позвонил  Влад, стоя перед дверью собственной кварти-ры. Он был  возбужден, но сдерживал свое возбуждение. Здесь же были и Влад с Юрием.
Из квартиры вышел один из охранников и сказал несколько слов на непонятном  языке, обращаясь к Андаржанову. Тот угрюмо кивнул и обратился к Хладковскому:
-Юзеф, ребята нашли. Вызывай наряд, пусть все будет законно.
Охранники Андаржанова в  коробке из-под красок, нашли бриллиантовое колье, украден-ное у Светланы и короткий трехгранный клинок с ручкой и со следами крови. Влада снова до-просили. На допросе он сказал, что не знает, как попала к нему эта коробка. Она ему не принад-лежала.  Эксперт-криминалист, вызванный вместе с бригадой подтвердил, что ни на внутренней, ни на внешней стороне коробки, отпечатков пальцев Снегирева не обнаружено. Нет их так же на орудии преступления и на колье.
С Влада взяли подписку о невыезде.  После ухода милиции в квартире опять воцарился беспорядок. Ликвидировать его взялись Юрий, Ольга и Валентина. Хладковские уехали вслед за милицией.  На кухне курили Влад и Яков.
-Ты прости, да? – проговорил Андаржанов.
-И ты прости, я не знал, что вы не разведены. Она мне сказала, что уже десять лет, как од-на.
Яков горько усмехнулся и проговорил:
-Десять лет это так,  да только не одна. Я ушел, ей дом оставил. Эта т…
-Не надо, о мертвых либо хорошо, либо никак, - сказал Влад.
-Ты знаешь, я горец, я серьезный человек, я ее сам убить хотел, дочку пожалел. Мы еще вместе жили, она все время к нему бегала…
-К кому? – удивился Влад.
-Андаржанов усмехнулся, к отчиму своему… я их застукал однажды, ну и ушел, но я не бросил. Развод она  не просила, знала, что если замуж второй раз пойдет, я у нее дочку заберу. Я дочку одевал,  на море возил каждый год. Теперь совсем ее туда отправлю, к моим родителям. Ей там лучше будет. Иначе этот мерзавец и из нее шлюху сделает.
В кухню вошел   Хладковский.
-Ты вернулся? -  удивились почти в один голос Влад и Яков.
-Да, с тебя снимут все подозрения. На колье есть отпечаток большого пальца. Ни Светла-не, ни тебе, ни Якову он не принадлежит. Поскольку отпечаток оставлен кровью Светланы, можно делать предположения, что он принадлежит убийце.  А так же  тебя снова спасла твоя любимая соседка, она описала человека, который мог подкинуть тебе колье, которое после первого обыска обнаружено не было.
Влад сглотнул комок, подкатившийся к горлу, вздохнул облегченно и сказал:
-Спасибо.
-Не за что, обращайтесь, пациент, -  улыбаясь, ответил Хладковский. – Ты мне лучше рас-скажи, как ты понял, что колье здесь.
-А я и не понял.
-А как же?
-Как тебе объяснить, есть такая художественная техника, когда на загрунтованный холст художник  наносит краску случайными мазками. Капает из сосуда  или накидывает с кисти, со стека. Краска шлепается, растекается, появляется образ. Потом холст дорабатывается, уже в кон-кретный сюжет. Вот и здесь у меня было впечатление, как будто первый мазок случайный сде-лан, а теперь холст просто дорабатывают.  Я даже не могу понять как это. Каким образом, но ко-гда Яков сказал про колье, я почему-то сразу понял, что мне его подкинут.  Этот «художник» ре-шил, что если меня не возьмут менты, меня убьет  Яков. Вот и все, поэтому я и поспешил сюда, поэтому и вызвал сразу и вас,  и Якова.
-Снимаю шляпу, - сказал Хладковский. – Может ты, и дальнейшие действия преступника можешь предсказать?
-Может, - проговорил Влад, - но не сейчас.
-Почему? – спросил Яков.
-Голова болит, слюшай, - смеясь, ответил Влад.
Все засмеялись. Яков извиняющимся тоном проговорил:
-Слюшай, если надо будет доктора, лекарства, а хочешь на юг на море,  у меня там все родственники живут. Без проблем.
-Спасибо, - ответил Влад и бросил взгляд на Хладковского, -  у меня есть доктор.
-Да какой он доктор, он мясник, - ответил, смеясь Яков, - я его к себе на рынок звал, туши разделывать. Это у него ловко получается.
-Я мяса не ем, - ответил Хладковский, - и не хочу участвовать  в этом грязном деле.
В дверь кухни постучали. Яков подошел к ней, взял у стоявшего за ней охранника два больших пакета и вернулся к Владу.
-Здесь не только мясо, для вас доктор, здесь много овощей и фруктов, и травы, можете  пастись, как баран, да? А тебе Влад, для поправки, хороший дагестанский коньяк, и вино девуш-кам. Помяните мою несчастную грешную Светлану. А я пойду, я ведь прямо с поминок  к вам сбежал.
Яков ушел. Влад и Хладковский остались вдвоем.
-Так ты думаешь, что он не остановится? – спросил Хладковский. - Ведь оружия у него больше нет.
-Я думаю, что для него это не проблема.
-А мотив? – спросил Хладковский.
-Мотив не знаю, а причина в том, что я держал в руках книгу, разговаривал со стариком,  разгадал записку. И он об этом либо знает, либо догадывается.
-И как это связано?
-Понятия не имею, - ответил Влад, заглядывая в пакеты оставленные Андаржановым. – Ух ты, да, если бы меня так кормили каждый день, я бы согласился, чтобы меня каждый день колотили.
В кухню вошла Лиза.
-Вы закончили свое совещание? – спросила она и подошла к мужу.
-А кто тебе сказал, что мы совещаемся, мы о тебе сплетничали, - ответил Хладковский, обнимая жену.
Влад откровенно любовался этой парой. Они для него в это мгновение сливались в одно изобра-жение. Теперь он понимал, что они нашли друг в друге.  Они не просто подходили друг другу, они были частями  одного целого.
-И что же вы обо мне говорили? – спросила Лиза.
-А Влад, предлагает нам с тобой позировать для семейного портрета, который он задумал в необычной манере, как это называется? – проговорил Хладковский.
-Нет, ребята, вас в какой манере не рисуй, все равно абстракционизм получается, а я в этой технике не мастер, - ответил Влад. -  Давайте лучше ужинать.


Рецензии