Кадуцей 1. Хирам
Звали мужчину мастер Хирам Абифф, и под его руководством семь лет тысячи и тысячи людей, в основном рабов, возводили это сакральное сооружение. Было у него и множество помощников – учеников, были и ближайшие помощники - подмастерья. И те, и другие его почти боготворили, восторгались его решениями которые тут же претворялись в камне, дереве и золоте.
В восточной части Иерусалима, на высокой, в полторы тысячи локтей горе Мориа возводился храм. Место было выбрано не случайно. Именно здесь, проверяя веру Авраама, Бог приказал тому принести в жертву своего единственного сына Исаака. Именно здесь отец Соломона Давид в ознаменование прекращения моровой язвы среди евреев воздвиг жертвенник и вознамерился построить дом Иеговы. Но Бог, через пророка Нафана удержал его от этого. Тогда Давид начал собирать материалы и драгоценности для постройки Храма, а дело это завещал своему сыну Соломону, когда тот воцарится. Так и случилось.
Храм Соломона поражал своей экстерьерной монументальностью и внутренним великолепием. Выложенный из тёсаного камня, состоял из трёх просторных помещений: притвора, святилища и Святая Святых, где и находилась основная святыня иудеев – Ковчег Завета. Внутренние стены залов обложены кедром, пол устлан досками из кипариса. Стены украшены резными изображениями херувимов, пальм, цветов, и отделаны золотом. В своей роскоши храм должен был стать видимым изображением славы невидимого Бога.
Перед сооружением было два двора, обнесённых каменными стенами. Во внутреннем дворе находились медный жертвенник всесожжения и медное «море» для омовения. Этот двор предназначался только для священников. Во внешний же двор для моления допускались и простые иудеи.
Сегодня последний день, когда Хираму, как главному строителю, разрешалось посетить храм, пережить восторг его внутренним убранством, помпезной роскошью. Удовлетворить своё тщеславие, увидеть своё мастерство, воплощённое в сооружении - Божьем доме. Уже завтра произойдёт освящение храма, будут принесены жертвы, народ будет радоваться, молиться и восхвалять Иегову. И там ему места не будет, а всё потому, что он филистимлянин, подданный тирского царя. Мало того, не иудей, и основные почитаемые боги у него - Астарта и Ваал.
Но в Храм тянуло Хирама не тщеславие, которому могло быть место, а чувство собственного несовершенства. И это несмотря на то, что ближайшее окружение его почти боготворило, восторгалось его умением как архитектора, так и художника. Даже жрецы церкви, священники, соглашались с тем, что Иегова вложил в сердце главного строителя храма часть своего Духа. А ближайшие ученики, ослеплённые его гениальностью, были уверены, что Бог поделился с ним тайной совершенства, ключом к познанию Абсолюта. И он этот ключ где-то прячет. Но человеческий восторг как правило переходит в зависть, и Мастер это чувствовал. Он видел в глазах своих основных помощников, подмастерьев Еслима, Наггея и Маафа далеко не восторг, а скорее алчность и завуалированную ненависть, вызванную, вероятно, завистью.
Вчера Хирам издали наблюдал, как Ковчег Завета из Скинии переносили в построенный им Храм. Он ещё удивился маленьким размерам Святыни – в длину чуть более двух локтей. Хотя по преданию там должен был находиться, кроме скрижалей и горшка с манной небесной, ещё и жезл Аарона, который никак не менее четырёх локтей в длину. Как же он там поместился?
Вопреки признанной всеми гениальности Мастера, он сам глубоко внутри чувствовал своё несовершенство. Для воспарения над действительностью ему чего-то не хватало. И это что-то могло находится в Ковчеге. Да не могло, а действительно находилось! Так ему подсказывало сердце. Его прямо тянуло к иудейской святыне, несмотря на то, что ещё при царе Давиде, при перевозке божьего Завета, левит Оза дотронулся до него, желая поддержать, и за это дерзновение был наказан Богом мгновенной смертью.
Вчера за праздничным ужином, уже после водружения Ковчега на Краеугольный камень в Святая Святых храма, Хирам, как бы невзначай, поинтересовался у первосвященника Садока:
- А правда ли что там, кроме скрижалей Завета, лежат ещё и разбитые в гневе Моисеем первые Скрижали?
Этим вопросом он хотел спровоцировать Садока на откровение, но тот ответил весьма уклончиво:
- Там лежит то, что нужно Иегове, чтобы народ Израиля был верен Заветам, чтобы он убоялся гнева Божьего. А также там заключена абсолютная Истина, которая откроется достойному, тому, кого Бог и пришлёт. А почему ты интересуешься, ты же иноверец? Даже мне, первосвященнику, позволено входить в Святая Святых только один раз в году, да и то не прикасаться к Ковчегу.
Так и не узнав вчера ничего нового, тем не менее, Хирам в который раз услышал о находящейся в Святыне «абсолютной Истине». Но что скрывается под этим определением? И что его олицетворяет? Ведь содержание надписей на скрижалях известно даже младенцу. А свитки писменной Торы – Танаха, написанные рукой Моисея водимой Иеговой, хранятся в царском Дворце и доступны жрецам. Может, в Ковчеге вообще ничего нет, а сам он тайная пустышка – просто символ Веры?
Ведь каждый раз, когда Ковчег поднимали в путь, Моисей говорил: « ... восстань, Господи, рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие тебя!» Тем не менее, во времена первосвященника Илии, в войне с филистимлянами, израильтяне взяли с собой Ковчег Завета, но потерпели сокрушительное поражение, а сама святыня была захвачена врагом и поставлена в храме их бога Дагона. Правда Бог наказал Илию – в битве погибли оба его сына, а он сам, упав с седалища, сломал хребет и умер.
Так и стоял в нерешительности Хирам перед ступенями воздвигнутого им храма. Позади него солнце уже заходило за горизонт. Необходимо решиться. Поднявшись по ступенькам перед входом в притвор, он должен был миновать ещё две огромные медные колонны, стоящие по бокам. Назывались они Яхин и Боаз, что в переводе означало силу и твёрдость. Самим колоннам более пристало бы называться столбами, так как они не несли никакой нагрузки: они не поддерживали ни портик, ни архитрав, ни арку. Но верх столбов, как и колонн, венчали огромные капители искусно украшенные вырезанными гранатовыми яблоками, плетёными сетками и лилиями. Причём у одного столба капитель была чёрного цвета, у другого белого. Это были стражи, между которыми не может проникнуть в храм нечестивость, злая сила и вообще любое явление, противное Богу.
Сегодня охрана Храма присутствует только во внешнем дворе, а в само сооружение допускаются только он и его ближайшие помощники для устранения недостатков найденных при осмотре новой постройки Соломоном и Садоком.
Наконец Хирам решился и приблизился к ступеням. Если он невредимым минует столбы, то, значит, иудейский Бог разрешает ему открыть Ковчег и узнать его тайну, или хотя бы приблизиться к абсолютной Истине. На дрожащих ногах он поднялся на крыльцо и опустив голову, миновал колонны ... ничего не произошло, только сердце тревожно забилось в груди.
Мастер осторожно двинулся дальше, прошёл пустой притвор, вошёл в Святилище, осмотрелся. Свет сюда проникал через окна, расположенные под потолком. Здесь стоял жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытый золотом, стол для хлебов предложения и десять золотых менор. Светильники напомнили ему, что в Святая Святых нет окон. Он зажёг все семь лампад одной меноры и приблизился к заветной резной двойной двери из оливкового дерева. Искусно вырезанные по его же рисунку херувимы строго смотрели на него со створок. К его удивлению створки от прикосновения сразу отворились, и он с остановившимся сердцем шагнул в темноту.
В колеблющемся от пламени лампад свете, его взору предстали два огромных позолоченных херувима занимавших почти всё помещение. Крайние крылья достигали боковых стен, а два других нависали над Ковчегом, как бы прикрывая его. Ещё два небольших херувима отлитые из золота, стояли на крышке святыни, обращённые лицами друг к другу.
Хирам почему-то совершенно успокоился и сосредоточился на тяжёлой крышке, которую необходимо было сдвинуть в сторону. Он аккуратно поставил менору на пол и взялся за крышку, но она и не думала даже шевелиться. Два раза сильно дёрнул – ничего. Воздел лик к потолку и обратился за помощью к ... Иегове, чего сам от себя не ожидал. И тут крышка легко отошла в сторону, открыв чрево Ковчега. Но там было темно, и как бы пусто. Мастер поднял выше менору и всмотрелся. Увиденное его несколько разочаровало и удивило. На дне ящика по краям лежали Скрижали, а между ними покоился небольшой деревянный сундук из дерева ситтим. Хирам поставил менору на крышку святыни и попробовал поднять ящик. К его удивлению ящик оказался настолько тяжёл, что он не смог его даже пошевелить. Тогда он отодрал крышку ящика и от увиденного застыл.
В ящике покоился куб из тусклого тёмно-серебристого металла. Но не это удивило его. На поверхности куба, точнее на крышке, оказалось изображение, выполненное золотом: вертикальный посох обвитый двумя змеями и увенчанный вверху крыльями. Символ известный с незапамятных времён, но ... В этот момент со стороны притвора послышались чьи-то шаги. Мастер восстановил нарушенное, погасил менору и вышел в святилище.
Ему навстречу направлялись три его ближайших подмастерья – Еслим, Наггей и Маафа. У первого в руках был уровень, у второго - наугольник, у третьего - циркуль. Хирам остановился и удивлённо спросил:
- Зачем вы здесь? Я вам ничего не поручал по Храму.
- Мастер, выслушай нас, и пойми правильно. – первым, глядя исподлобья, ответил Наггей, - После открытия и освящения Храма ты нас покинешь, и щедро награждённый повелителем отправишься в свой Тир. Но ... и увезёшь с собой тайну - тайну мастерства и владения знаниями создания зодческих, скульптурных и мозаичных шедевров. Ни один смертный в этом не может сравниться с тобой, да не только сравниться, а даже приблизиться.
- Наггей прав, - злобно сверкая глазами, подал голос Еслим, - у тебя есть ключ к Совершенству, и ты должен отдать его нам. Ты и так прославился на все последующие века и тысячелетия, создав иерусалимское святилище, дом Бога, дворец Ковчега Завета, святыню всех иудеев.
- Вы не правы, - повысил голос Хирам, - даже наоборот, я чувствую, что не всё познал, моё совершенство ещё не столь совершенно, то есть я не достиг абсолюта. А если мне в творчестве кто-то и помогал, то это ваш Бог.
- Нагло врёшь! – подступая ближе взвизгнул Наггей и замахнулся на Мастера наугольником. - Иегова не мог тебе помогать: ты иноверец, гнусный язычник, идолопоклонник и многобожец. Отдай Ключ совершенства, иначе ты не выйдешь отсюда!
- У меня ничего нет, кроме желания созидать, – смиренно опустил голову Мастер, - а в вас вселилась Эриния, а Зел затмил разум. Вы не ведаете, что творите.
Первым ударил Хирама Еслим. Тут же присоединился Наггей. Удары уровнем и наугольником сыпались непрерывно. Нападающие будто обезумели от своей злобы, и избивали уже поверженного и распростёртого Мастера. Только Маафа, как статуя застыл с вытаращенными от ужаса глазами, с трудом судорожно дыша. Наконец он опомнился и оттащил озверевших напарников от неподвижно лежащего тела. Под головой Хирама на кипарисовом полу расплывалась лужа крови. Сам он хрипел, выпуская изо рта и носа кровавые пузыри. Маафа опустился на колени и склонился над Мастером. В его хрипе слышалось нечто членораздельное. Подмастерье затаил дыхание и весь обратился в слух ... так и есть, он услышал слово: «Кадуцей». Мастер Хирам Абифф испустил дух, левая рука его с вытянутым пальцем указывала на Святая Святых.
Все трое подмастерьев, осознав содеянное, в страхе разбежались, покинув не только Иерусалим, но даже пределы израильского царства. Царь Соломон воспринял гибель Мастера как личную трагедию, поэтому повелел немедля найти и убить жестоких злоумышленников. Двое из них, Еслим и Наггей вскоре были найдены и понесли заслуженное наказание. А Маафе удалось скрыться далеко на севере за сирийской пустыней. Однако и он прожил недолгую жизнь, но успел передать услышанное от умирающего Мастера слово своему старшему сыну, наказав, что в нём Абсолютная истина.
По велению Соломона, Хираму невдалеке от воздвигнутого им храмового комплекса, выстроили гробницу с обелиском из чёрного и белого мрамора. Чёрный символизировал смерть, коварство и горечь утраты, а белый провозглашал торжество духа погребённого и светлую память о нём. Сам мавзолей украшали ветви акации, также являвшиеся символом вечного духа и добрых дел.
Вильнюс, 17 апреля 2018 года. Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/04/18/625
Свидетельство о публикации №218041800558
Марьша 13.09.2018 13:39 Заявить о нарушении
Благодарю за внимание, с расположением,
Алексас Плаукайтис 13.09.2018 20:24 Заявить о нарушении