Пленник огня
«...трудно найти свободный от огня выход. Император приказал Гурго и принцу Невшательскому подняться на Кремлёвскую террасу, чтобы осмотреть, нет ли выхода. В то же время он приказал многим ординарцам с тою же целью обойти весь дворец. Все поспешили повиноваться и быстро стали спускаться по лестницам. Едва Гурко и Бертье вышли на террасу, как были принуждены ухватиться друг за друга: ветер и разреженный воздух причинили такой страшный вихрь, что едва они не были им унесены; кроме того, невозможно было ничего видеть, кроме океана пламени без выхода и границ. Они снова спустились и доложили об этом императору. Тогда Наполеон более не колеблясь; рискуя быть охваченным пламенем, быстро стал спускаться по северной лестнице. Но, достигнув двора, увидел, что слишком долго ждали, и более нет выхода; пламя охватило все ворота.
В эту минуту внезапно появилась запыхавшиеся женщина и офицер; пот струился у них по лбу, а волосы были наполовину сожжены; это были Жоли и его жена. Они объявили, что нашли выход через запертый подземный проход, который по их предположению выходит на Москву реку. Четыре сапёра взломали дверь топором. Жоли первым вошёл туда разведчиком, а его жена схватила за руку Наполеона и силою увлекла за собою.
Император последовал за нею между двумя каменными стенами. Офицеры, маршалы и гвардия следовали за ними. В суматохе Жоли ошибся, но возвращаться было невозможно, приходилось идти вперёд. Оказалось, что эта сторона не выходила на реку, а упиралась в узкую улицу, переполненную пламенем.
«Но нечего было делать, - говорит Жоли, - и если даже она выходила в самый ад – выбора не оставалось».
Наполеон показал пример первый, бросившись на улицу под дугообразным огненным сводом, всё ещё держа за руку госпожу Жоли и шепча ей:
- « Только вы и Жозефина способны на такую преданность».
Его примеру последовали остальные, желая разделить его участь.
Всё было покрыто пламенем, не было более дороги, ни проводника, ни звёзд; все шли на удачу среди рёва пламени, треска головешек и грохота разваливавшихся сводов. Все дома горели или уже сгорели, а из окон и дверей тех, которые уцелели, вырывалось пламя, как бы преследуя беглецов. Расплавленный свинец стекал ручьями. Всё было объято огнём: воздух, стены и небо. Некоторые из беглецов упали на улице от недостатка воздуха или придавленные обломками.
В этот момент появились солдаты 1-го корпуса, разыскивавшие императора. Они узнали Наполеона, и в то время, как часть их окружила его, как бы для защиты от обыкновенного неприятеля, остальные шли пред ним с криками: «сюда, сюда!»
«Наполеон, - говорит Жоли, - отдался им с тем же доверием, как обыкновенно они доверялись ему». Пять минут спустя, он был в надёжном месте, среди развалин сожжённого ещё утром квартала. Здесь он пробрался между рядами экипажей, спросив, какие это фургоны и повозки. Ему ответили, что это спасённый парк 1-го корпуса.
Тогда император дал приказ отправиться по дороге в Петровское, где находилась квартира принца Евгения....
11-го декабря 1812 года, пережившие весь ужас похода на Россию остатки войск Наполеона перешли в обратном направлении Неман....
Для Наполеона, который пренебрёг доводами некоторых своих генералов, и всех зловещих знамений природы, предостерегавших его от похода на Россию, итог был плачевный – изгнание, проклятия, смерть.
Свидетельство о публикации №218041800564
Светлана Назарова 2 24.04.2018 07:44 Заявить о нарушении
За ваш отзыв благодарю. На вашу повесть "Он для меня, как Родина" я откликнулся.
С добрыми пожеланиями.
Михаил Ханджей 24.04.2018 12:38 Заявить о нарушении