Памятник

   Вот поверьте, други, я не испытываю к Ильичу большой или маленькой любви. Или того, что можно назвать каким-то человеческим чувством.
   Справедливости ради надо заметить, что некоторые места из его эмпириокритицизма меня премного веселили. Особенно те, где автор обрушивал саркастическую критику на своих оппонентов. На Маха, к примеру.
   Однако сейчас не об этом.
   Хочу вам представить очередную Челябинскую уникальность - Памятник Ленину на Алом поле.  И уникальность эта, с моей точки зрения, состоит в следующем.
   Во-первых, в отличии от тысяч изображений и бюстов, которые были сделаны по утвержденным в ЦК КПСС лекалам, данный монумент может рассматриваться как индивидуальный художественный объект.
   Во-вторых, это памятник не просто Ленину, как таковому, а Мавзолею с Лениным.
   Чтобы не распыляться, приведу отрывок из Википедии: "Первый камень был заложен 27 января 1924 в 18 часов 5 минут по местному времени синхронно с траурной церемонией погребения в усыпальницу Ленина в Москве. В Ленинграде на заводе «Монументскульптура» был отлит бронзовый бюст В. И. Ленина, выполненный скульптором Ленинградской Академии художеств Василием Козловым с посмертной гипсовой маски усопшего. Ходом работ руководила Вера Мухина”.
   И еще любопытный отрывок, но уже из другого источника- (http://svet160467.blogspot.ru/p/blog-page_8653.html): "До сих пор неизвестно точно, кто же именно выступил скульптором этого памятника, — рассказала «ЮП» первый заместитель председателя Государственного комитета по делам архивов Челябинской области Галина Кибиткина. Среди авторов стоит имя Н. М. Чекасина, о котором сохранилось не так уж много сведений. Известно, например, лишь то, что был он служащим челябинского бибколлектора. В объявленном конкурсе проектов памятника Ленину на Алом Поле в Челябинске победила именно им разработанная архитектурная модель. Хотя в самом конкурсе принимали участие многие профессиональные архитекторы. Среди них и сам Лев Руднев."
   Мы с Семеновым не поленились, сходили на Алое Поле и еще раз тщательнейшим образом рассмотрели с разных сторон и расстояний первый городской памятник вождю мирового пролетариата.
   Все прошлые догадки (интерпретации) подтвердились, более того, укрепились.
   И правда, объект кардинально отличен от подавляющего большинства знакомых и широко растиражированных памятников вождю - огромных, решительных, призывающих и возвышающихся, т.е. тех, где схвачен мифологический, но живой персонаж в исторически важный момент.
   Этот совсем другой: упокоенный, спрятанный за огромными елками, тихий. Бюст вождя никоим образом не превалирует над мавзолеем. Напротив - он упрятан в раковину, отодвинут.  И основное впечатление производит именно мавзолей, т.е. вся конструкция целиком, где бюст не имеет доминанты.
   Вид сзади подтверждает восточный тип мавзолея, поскольку контурно повторяет основные элементы среднеазиатской мечети.
    В результате перед нами действительно уникальный памятник факту и способу захоронения вождя, т.е. самому мавзолею.
    И то необычное впечатление умиротворенности и тайны вблизи памятника, возникшее еще в глубоком детстве, как оказалось, имеет вполне законные причины.
    Не менее интересна и оценка окружающего пространства в  качестве места, напоминающего пантеон, который, как мы полагаем, сложился под  влиянием мавзолея за счет реконструкции круговой аллеи, где теперь установлены стелы, напоминающие боковые колонны мавзолея, барельефы пионеров-героев и замощена плиткой прилегающая площадь.


Рецензии