Спекулянтки

     Лере, пожалуй, впервые в ее недолгой жизни было скучно. Девочке было семь лет, и она закончила уже первый класс. Уходя на работу, родители на целый день оставили ее на попечение бабушки. Часто к бабушке приводили других ее внучек и нередко их набиралось целых семь, как в некоторых сказках. И, главное - ни одного мальчика, все девочки! Лере они приходились двоюродными и были одна другой меньше. Как самая старшая среди них, в такие такие дни она чувствовала себя окрыленной. Благо, у дедушки с бабушкой было где развернуться: у них был свой дом с просторным двором и огородом в самом центре города. Целыми днями Лера учила младших сестренок читать буквы, завязывать бантики, декламировать октябрятские правила, пеленать куклы, крутить на талии обручи; в общем, всему тому, что умела сама. Выросши, она мечтала стать учительницей, проверять тетради и ногти учеников и выставлять за это оценки.

     Сегодня же у бабушки была только трехлетняя Соня, - ее родители недавно уехали на длительную геологическую экспедицию на полуостров Мангышлак. У Сони были темные вьющиеся волосы, как и у большинства сестер, и такие же темные выразительные глаза. Она еще не совсем хорошо умела говорить и почти всегда молчала. От этого девочка казалась умной не по годам. Это впечатление еще более усиливалось, увидев ее сверхспокойствие и малоподвижность, по сравнению с другими сестрами. Последнее не мешало Соне раздобыть из печки уголь и грызть как лакомство, от чего ее губы и лицо вокруг рта постоянно были черными.

     Лера пробовала начинать разные игры с сестренкой, но не встретив с ее стороны должного энтузиазма, совсем было загрустила. В это время из дома появилась бабушка и, погладив по пути внучек по головкам, быстро направилась в огород. Там она нарвала разных трав для вечерней трапезы и так же быстро ушла домой.

     Леру, внимательно наблюдавшей за бабушкой, осенило. Тут же, взяв Соню за ручку, она вошла в дом. Бабушка наносила последние штрихи на большом пироге, прежде чем отправить его в раскаленную печь.
     - Бабуль, можно мы с Соней на базаре поторгуем укропом? - обратилась к ней Лера. - Ведь его так много на огороде! Вы с дедом до конца жизни столько не съедите.
     - Торгуйте, торгуйте,- быстро согласилась бабушка, едва дыша над пирогом и боясь сделать последнюю защипку теста не там. – Только смотри, чтобы сестренка не поела сорной травы на огороде.

     Кажется, идея с укропом маленькой Соне тоже понравилась. Она охотно помогла старшей сестре нарвать с грядки самые свежие и зеленые ростки. Собранную зелень девочки разделили на пучки и перевязали их веревкой. Получилось ровно десять пучков. Затем Лера положила весь укроп в красивую лакированную сумочку Сони, которую ей привезли родители с предыдущей командировки.

     Прежде чем отправиться на рынок, Лера вытерла сажу с лица сестренки, перевязала ей бантик на волосах, и, конечно же, привела в порядок и себя тоже. Идти было совсем не далеко, - надо было пройти всего четыре – пять таких же частных домов, как у бабушки с дедушкой. Летнее солнце, перейдя самую высокую точку на небе, начало клониться в сторону заката, но жарко не было. Легкий ветерок ласково трепал кудри девочек и подолы их платьишек.

     Внутри рынка людей было мало. Под деревянными навесами, где обычно торговали овощами и зеленью, стояли всего две тетки. Одна из них продавала грибы, сложенных в два жестяных ведра, другая – лук и укроп.
     Старшая девочка деловито справилась у второй женщины, по чем у нее укроп.
     - По три копейки за пучок,- ответила та.

     Подумав, свой укроп Лера решила продавать по одной копейке. Во-первых, у них пучки были поменьше, во-вторых, им надо было быстрей все распродать и бежать обратно домой, чтобы бабушка не начала волноваться из-за внучек.
     Достав из лакированной сумочки зеленые пучки, девочки разложили их на одной из скамеек, расположенных вдоль каменных прилавок. Потому что Соня со своим росточком не могла дотянуться до прилавка и не смогла бы следить за последующим процессом торговли.

     В первые час – два никто ничего ни у кого не покупал. Редкие прохожие проходили мимо продавцов и даже не интересовались товарами; но почти все – и мужчины, и женщины оборачивались на маленьких продавщиц и улыбались им.
     Позже две пожилые женщины остановились возле них и спросили, чьи они такие красивые будут?
     - Днем мы – бабушкины,- подробно ответила им Лера,- а вечером, когда папа с мамой придут с работы, мы пойдем к себе домой.

     Когда солнце еще переместилось в сторону заката, опустившись до уровня крыш близлежащих пятиэтажек, прохожих стало больше. И торговля пошла! За следующие полчаса девочки продали пять пучков укропа. А одна красиво одетая тетя вернулась обратно и купила еще два пучка, вдобавок купленному пять минут назад. Таким образом, у маленьких продавщиц оставалось только три непроданных пучка укропа.
 
     В это время в воротах рынка показалась их бабушка в переднике поверх длинного цветастого платья и торопливо направилась прямо к продавцам зелени.
     - И-и-и, оказываются они здесь торгуют! - еще издалека начала она причитать, увидев своих внучек. – Я ведь думала, что вы понарошку только собираетесь играть в «Базар» во дворе, как играете в «Доктора» или в «Парикмахеры»… Пойдем быстрее домой, сейчас дедушка придет с работы, а ему ужин подать некому!
     - Бабуля, подожди немного,- почти взмолилась Лера,- у нас еще три пучка непроданных укропа осталось. А это три копейки целых!
     - Пойдем, пойдем! – ответила бабушка, беря внучек за ручки. - Я сама вам дам три копейки. Только дедушке не говорите ничего. Он не только вас, и меня тоже заругает. Скажет, что это я вас послала заниматься спекуляцией на базаре!

     - А кто такие скип… спекулянты? – задала волновавший себя вопрос Лера, когда они во главе с бабушкой подходили к дому.
     - Спекулянты, внученька, это такие нехорошие дядьки и тетки, которые обманом отнимают у честных людей деньги и толстеют день ото дня.
     - Почему они толстеют, деньги разве можно кушать?!
     - На чужие деньги спекулянты покупают много еды и много одежды для себя. Вот и толстеют от них! – подытожила бабушка, закрывая калитку двора, впустив сначала внучек.

     Той ночью во сне девочке Лере приснились спекулянты и спекулянтки с багровыми лицами и с толстыми животами. Проснувшись утром, она решила больше никогда не заниматься спекуляцией.


Рецензии