Глава 17

(запись 17.01.2009)

     На мальчиков я стала обращать внимание с 3-го класса. В 3-м классе мне нравились одновременно Иванченко и Захаров. В 4-м - Иванченко и Джикуридзе, у которого было необычное имя Ллоид. Ему я тоже нравилась. Он иногда приходил ко мне домой, якобы узнать что-нибудь насчёт уроков. Они обычно приходили с Эдиком Скандаровым, который жил на нашей улице, напротив нашего двора. Потом в Печоре мне нравился Вадик Новожилов - командир нашей Тимуровской команды. И ещё Витя Левингер - 10-классник. У них из библиотеки я постоянно брала читать книги. В 6-м классе мне по-прежнему нравились оба, а в Тбилиси - никто.
     Мама с папой, как всегда, помирились, и 4-ю четверть в 6-м классе я училась опять в Печоре. В Тбилиси у меня остались три подружки: две Светы и Карина. Я с ними переписывалась.
     6-й класс я закончила с четырмя пятёрками, остальные - четвёрки. Летом мы с Люсей Гуляевой работали у папы на стройке 18 дней и заработали по 485 рублей. Мы клеили на бумажную основу маленькие керамические плитки. Получались большие квадраты, а их потом наклеивали, видимо, на пол, или на стены в санузлах.
     Лето в 1960 году в Печоре было плохое, а в августе мы с мамой снова уехали в Тбилиси. Там я проучилась весь 7 класс. За этот учебный год я сдала на первый разряд по художественной гимнастике. Несколько месяцев я ходила одновременно и на плавание в бассейн около стадиона Динамо. Год был насыщенным. На Новый год мы собрались 18 человек из класса у одной девочки - Наташи Микиртумовой и здорово отпраздновали. Перед Новым годом приехал папа в Тбилиси где-то в начале декабря. Побыл три дня и уехал по санаторной путёвке в Новый Афон. Когда до конца путёвки осталось 10 дней, он дал телеграмму маме, и она уехала отдыхать к нему. Я осталась одна и через 3 дня заболела. Проболела неделю. Бабушка Надя меня навещала. Потом мама с папой приехали и заболел папа, а после него заболела и мама. Всех скосил грипп. Полугодие я закончила с четырьмя тройками, что для меня было крайне плохо. Но мама с папой отнеслись к этому не строго. Купили нам с бабушкой Надей билеты на балет на льду "Зимняя фантазия". Я была в восторге. Папа привёз мне 15 шаров воздушных и хлопушки, и я это отнесла к Наташе Микиртумовой на вечер одноклассников. После вечера отец Наташи на своей машине всех развёз по домам. Новый год мы справляли 1-й раз с мамой, папой и обеими бабушками. Мне было очень комфортно и тепло на душе.
     Мама с папой уже жили в мире и согласии. Но у папы кончился отпуск, и он уехал в Печору на работу. Мы с мамой не поехали, итак я скатилась на тройки, и меня не стали срывать с учёбы и гимнастики. В это время мне нравился Вахтанг - мой сосед по двору. У него мама была русская, а отец - грузин. Маму звали тётя Люба, и моя мама с ней дружила давно, когда мы с Вахтангом были ещё дошкольниками. Он учился в грузинской школе, тоже в 7-м классе. Его сестра Кэто, а по-простому - Китя, училась в 1-м классе, тоже в грузинской школе. Они жили в доме напротив. Наше кухонное окно смотрело на их балкон. Они жили на 2-м этаже. Были гораздо богаче нас. Мы с мамой ходили к ним иногда смотреть телевизор. А иногда я ходила одна. У них была 2-х комнатная квартира и большой застеклённый балкон 12 кв.м. Вахтанг вечно торчал на балконе, там и ел, и уроки делал. Я за ним подглядывала из окна. Вечерами они с мальчишками играли в футбол. Он не догадывался, что он мне нравится. В классе я не помню, чтобы мне кто-то нравился. На гимнастику мы ходили с Леной Маджагаладзе. У неё был брат, тоже Вахтанг. Я ему нравилась. Он даже посвятил мне оду. Но они с Леной были на внешность непривлекательными. Мать у них была еврейка, а отец - грузин. Мать была довольно мила, а отец - страшненький. Я видела его только на фотографии, он рано ушёл в мир иной. Ещё у них была старшая сестра Лиза, она училась в 10-м классе, Вахтанг - в 9-м, а Лена - в 8-м. Ростом она была на 2 см ниже меня, а я - 152 см была уже тогда и больше не выросла. Лена была способная в гимнастике, как и я. Она за год успела сдать на 2-й разряд, а я - на 1-й. Имеется в виду учебный год.
     В школе в 7-м классе я училась опять со своими, с которыми училась с 1-го по 4-й класс и 3-ю четверть 6-го класса. Дружила с двумя Светами, одна из которых жила в нашем дворе, и с Кариной. Карина жила на улице Клары Цеткин, и я часто ходила к ней в гости. А она ко мне - очень редко. Она была очень красивой девочкой, уже превращающейся в девушку. У неё были длинные толстые косы ниже пояса и от рождения кудрявые каштановые волосы. Две Светы тоже были красивыми. Света Ахвердова тоже была с косами пепельного цвета. Она очень хорошо рисовала. Жили они рядом с грузинской церковью. Мы туда иногда заходили. Там было всегда прохладно и очень красиво. Там царила тишина, и оттуда мы выходили с чувством благодати. Света Мишина, которая жила в нашем дворе, была похожа на актрису Николь Курсель. У неё всегда была стрижка типа "карэ". У меня тогда тоже были косички, но не очень длинные, немного не доходили до талии. Обе Светы хорошо говорили по-грузински. А Карина, как и я, понимала, но разговаривать стеснялась. Но знала по-гречески и по-армянски и хорошо говорила на этих языках. Карина была гречанкой, а фамилия у неё была Безродная. Света Ахвердова - тоже наполовину русская. Мама у неё была русская, а отца не было. Они с мамой жили вдвоём и рядом отдельно жила её бабушка - мамина мама. Все подруги были фигуристые и выше меня ростом, кроме Лены. Парней ни у кого не было, каждой кто-то нравился, но как-бы по секрету. Только Свете Мишиной никто не нравился. За ней бегали мальчишки, но она была слишком высокомерной. В конце концов она так и осталась старой девой.
     В кино в Тбилиси я ходила реже, чем в Печоре, не было времени. Кинотеатров было много, но они были достаточно далеко от дома. Поэтому я чаще ходила на телевизор к кому-нибудь из соседей. И мама тоже. В 7-м классе моя фигура почти сформировалась. И мама сшила мне синюю вельветовую юбку, отдала свой джемпер белый с цветочками, купила голубые туфельки остроносые - макасины на небольшом каблучке. И я впервые надела капроновые чулки.
     Я всегда с удовольствием ездила с мамой в гости к бабушке Марусе. Дело в том, что улица, где жила бабушка, была односторонней, а с другой стороны была гора. И с этой горы начиналась военно-грузинская дорога. А на горе росли красные маки на зелёной траве. Это было так красиво, что аж сердце замирало. Я собирала букетик из маков, ставила их в полулитровую баночку с водой. Но к вечеру они уже осыпались, а бутоны не раскрывались вообще почему-то. Видно одной воды им было недостаточно. У бабушки ночевать было негде, но мы как-то умудрялись спать на полу, на матрасе. Бабушка жила в крайней бедности, даже когда работала на заводе вахтёром. Экономить она совершенно не умела, много денег тратила на сладости. А продуктов у неё вечно не было. Мы ей кое-что привозили. Бабушка была очень неприспособленной к жизни. Но она была совершенно не агрессивной, плакала, если мама на неё ругалась. А мне бабушку было всегда жалко. Но мама по натуре была не злая, просто слишком шумная.

на снимке: ночной Тбилиси.

На этом я заканчиваю печатать главы из моей книги "Перелистывая страницы своей жизни".


Рецензии
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПУТЕШЕСТВОВАЛ С ВАМИ ПО СЕВЕРУ И ЮГУ! БЛАГО ДАРЮ ЗА НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ МОЕЙ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ, ВСПЛЫВШИЕ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ВАШИХ ЗАДУШЕВНЫХ МЕМУАРОВ! ПОНРАВИЛСЯ ШАРИК, КОТОРЫЙ НЕ КВАСИЛ И НЕ ХЛЕСТАЛ ВОДКУ! )))

Андрей Михайлович Троицкий   27.05.2021 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Впереди было много интересного. И, несмотря на то, что я всю жизнь прожила в Печоре, я не жалею об этом. Была возможность переехать в более тёплые места, но, видимо, Всевышний выбрал для меня лучший вариант. Было много страданий и радостей и много преодолений, трудностей. Я много ездила по России в отпусках. Было много приключений, которые остались тайной. И стихи я начала писать только после 36 лет. В Печоре очень чистая и вкусная вода, чистый воздух, тайга, мало суеты и много времени для созерцания, медитации и разговоров с Богом.

Людмила Прудниченкова   27.05.2021 09:53   Заявить о нарушении
ЛЮБОВЬ СПАСЁТ МИР! ПОМОГАЙ ВАМ БОГ! )))

Андрей Михайлович Троицкий   28.05.2021 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.