Лапа

I
Алтайский край. Осень. 2006 год.
Молодой мужчина возвращался с охоты. Неудачной охоты. Без добычи. Но в районе Кучерлинского озера ему все же повезло. Наткнулся на медвежонка. Совсем маленького. Не старше четырёх месяцев. Не тяжелее семи килограмм. Медвежонок попал в капкан. Мужчина осмотрел животное. Пострадала только лапа. Левая задняя лапа. Шкура же была цела. Можно было хорошо заработать. За шкуру бурого медведя хорошо платят. Даже за маленького. Мужчина снял винтовку с предохранителя. Винтовку с ядовитыми дротиками. Прицелился. Начал давить на курок. Но впервые больше, чем за пятнадцать лет браконьерства палец мужчины дрогнул. Не смог. Поставил на предохранитель. Подошёл к медвежонку. Освободил. Малыш захромал к воде. Хотелось пить. Начал лакать воду из озера. Напился. Захромал в сторону гор. Самых высоких гор. В сторону горы Белуха.
- А ведь мог заработать, - подумал мужчина, - может догнать его?

II
Алтайский край. Лето. 2016 год.
Артём и Сергей были знакомы с детства. Один детский сад. Одна школа. Но до института не дошло. У обоих родители были инженерами на одном из Барнаульских заводов. Но после распада СССР число госзаказов снизилось, и инженеры оказались на улице. Глядя на родителей тогдашние школьники Тёма и Серёжа пришли к выводу, что становиться инженером смысла нет. А вот браконьером есть. Чем толще Красная книга – тем толще карманы. Их первая охота состоялась, когда они ещё и школу то не закончили. В 2016 году обоим было уже за сорок, а у Сергея даже дети были. Двое парней. Старшего звали Васей. Назвали в честь прозаика Шукшина. Младшего же назвали Лёшей в честь футболиста Смертина. Оба, и Василий Макарович Шукшин и Алексей Смертин, родились на Алтае. Сыновья же Сергея решили пойти по примеру отца. И, если в семь лет им нравилось с животными играть, то в семнадцать они начали учиться животных убивать.
- Дядя Тёма, а сколько надо, чтобы барса завалить? – Задал вопрос Вася.
- Ну смотри, - начал объяснять Артём, - снежный барс весит около пятидесяти килограмм. Пятьдесят пять максимум. Это самец. Один дротик рассчитан на двадцать пять килограмм веса. Тридцать максимум. Думаю, двух будет достаточно. Три максимум.

III
Снежный барс обитал в Алтайских горах. В том числе в районе горы Белуха.
Там и начали искать. Начали и нашли. Самку и детёныша. Звери нежились на скалах. Отдыхали.
Все вместе сняли винтовки с предохранителя. Все вместе начали целиться. Все вместе затаили дыхание, как вдруг, послышалось рычание похожее на двигатель мотоцикла. Повернули головы. И увидели самца. Ближе всех к нему был Лёша. Барс громко зарычал, и парень испугался. Сделал неосторожный шаг назад и упал со скалы. Насмерть. Сергей закричал и открыл по зверю огонь. Несмотря на пять попавших в барса дротиков, что почти в три раза больше смертельной для его веса дозы, хищник, прежде, чем яд его убил, успел ударить Сергея лапой, разодрав пол лица. Самка с детёнышем спаслись. Самец погиб.
Из четверых домой вернулось трое.

IV
- Ну здравствуй, Серёжа. – Снял трубку Павел Викторович.
- Здравствуйте, Павел Викторович.
- Голос у тебя какой-то не весёлый, Серёжа. Случилось, чего?
- Случилось, Павел Викторович.
- И, что же с тобой случилось, позволь полюбопытствовать?
- Лёшка…Лёшка погиб…
- Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Совсем молодой ведь был!
- Семнадцать лет, Павел Викторович.
- Ну да. Ну да. Шкуру достал?
- Простите, Павел Викторович?
- Шкуру. Достал?
- Ах, да. Достал, Павел Викторович.
- Ну вот и славно. Не горюй! У тебя ещё Вася есть!
- Я отомщу…
- В смысле?
- Там их три было. Ещё самка с детёнышем остались.
- Три?
- Да. Я их достану.
- Вот, что, Серёжа. Одна шкура хорошо, но три лучше. Достань-ка мне, сынок, ещё две.
- С удовольствием, Павел Викторович.
- Ну вот и договорились. Только не затягивай!

V
Без Артёма Сергею было бы не справиться. Но Артём отказывался продолжать охоту. Объяснял, что шкура у них уже есть. Объяснял, что добром повторная охота не кончится. Сергей же на это отвечал, что вот, когда у Артёма появится собственный ребёнок и, когда он его потеряет, то вот тогда они вернутся к этому разговору.
- Ну смотри, - объяснял Артём, - самца то уже нет.
- Но детёныш то жив, - возражал Сергей, - а мой Лёшка нет!
Артём понимающе закивал головой. Согласился помочь.
Самку с детенышем нашли в пещере. Неподалеку от места трагедии. Трагедии для Сергея, который потерял сына. Трагедии для барсов, которые потеряли отца. Сергей решил действовать сам. Сам вошёл в пещеру. Сам открыл огонь. Но несмотря на шесть, попавших в тело самки дротиков, она сумела выбежать из пещеры и пронестись мимо браконьеров с детёнышем в зубах.  Умирая от яда, она пробежала ещё триста метров, не выпуская малыша из пасти. Когда нашли её тело, то детёныша рядом уже не было.

VI
- Достал? – снял трубку Павел Викторович.
- Только одну, Павел Викторович, - начал разговор Сергей.
- Эх, Серёжа-Серёжа. Ты считать умеешь?
- Умею, Павел Викторович.
- Сколько я шкур просил?
- Три, Павел Викторович.
- Ты сколько достал?
- Две, Павел Викторович.
- Две! А мне три надо! Три! Тупица ты барнаульская!
В разговоре возникла пауза.
- Ладно, - продолжил Павел Викторович, - прости старика. Погорячился я. Нервы уже не те, сам понимаешь.
- Ничего страшного, Павел Викторович.
- Просто хотел дать тебе заработать. Но уж коли только две шкуры у тебя, то за две и заплачу.
- А за три намного больше дали бы, Павел Викторович?
- Намного, Серёжа. Но, чего уж теперь. Это уже не важно. Ты и так молодец.
- Павел Викторович! Клянусь памятью Лёшки! Достану третью!
- Вот это другой разговор! Вот это я понимаю! Твой Лёшка гордился бы тобой! Боец! Настоящий боец! Жду хороших новостей от тебя!

VII
Артём был категорически против третьего захода.
- Ну смотри, - объяснял Артём, - самца нет. Самки тоже нет.
- Да, но детёныш то ещё жив, - возражал Сергей, - а мой Лёшка мёртв!
- Знаю, - продолжал Артём, - но помогать не стану.
Сергею пришлось очень постараться, чтобы уговорить Артёма. Начал в восемь вечера. Сначала показывал детские фотографии с Лёшей. Потом рассказывал, как Лёша любил Артёма. Артём слушал. На часах было уже четыре утра. А Артём всё слушал и вспомнил. Вспомнил как, приходя в гости, играл с маленьким Лёшей. Лёшей, который ещё и ходить то толком не умел. Вспомнил и загрустил. Загрустил и поставил условие: Вася останется дома. Сергей не возражал. На охоту пошли вдвоем.
Артём не хотел убивать маленького барса. Он даже первый раз в жизни не взял с собой винтовку. Считал, что найти - не убить. Считал, что помощь в поисках - не преступление. Преступник же тот, кто нажимает на курок. Так считал Артём. Ему хотелось так считать.
Барса нашли около одной из пещер в районе горы Белуха. Малыш обгладывал кости горного козла. Сергей чуть было не вскрикнул от радости, что цель найдена. Артём же обратил внимание на кости. По ним было видно, что козла разорвали пополам. Маленький барс не мог этого сделать. «Кто же это был?» Спрашивал себя Артём.
Сергей хоть и не вскрикнул от радости, но камень ногой всё-таки задел по неосторожности. Барс услышал. Бросился прочь. Бросились за ним и браконьеры, не дав убежать далеко. Малыш уперся в обрыв. Дальше пропасть. А сзади убийцы. Зажали с двух сторон, лишив любой возможности ускользнуть. Сергей улыбнулся. Снял винтовку с предохранителя. Начал целиться. Артёму стало не по себе. Ему доводилось убивать разных животных. И очень крупных. И очень опасных. Но Артём никогда не убивал малышей.
- Не стреляй! – Крикнул Артём.
- Ну уж нет! – Жадно ответил Сергей, - он мой!
Артём посчитал шаги до Сергея. Далеко. Не успеет. Барс ближе. Артём рванул, что есть мочи. Сергей нажал на спуск. Вылетел дротик. Полетел в барса, а попал в Артёма. Закрыл собой.
- Тёма, ты, что дурак?! – Закричал Сергей.
Артём схватился за раненную ногу, стиснув зубы. Левую ногу. Барс убежал.
- Тьфу ты! Ну зачем?! Зачем?! – Нервничал Сергей.
Вдруг из пещеры, за спиной Сергея, разразился адский медвежий рёв. Настолько адский, что Сергею было страшно повернуться. Но, когда он всё-таки повернулся, то увидел, огромного бурого медведя. Огромного. Не легче шестисот килограмм. Сергей хотел было направить на зверя оружие, но руки настолько сильно тряслись, что винтовка выпала из них. Сергей бросился со всех ног. И, хоть хищник и развивает при желании скорость в пятьдесят километров в час, он не стал его догонять. Зачем? Ведь рядом лежит Артём. Он никуда не убегает.
Медведь начал приближаться к Артёму. Артём сжал крестик. Начал молиться. Молиться, чтобы яд убил его прежде, чем медведь начнет рвать его. Зверь подошёл. Замахнулся десятисантиметровыми когтями. Но впервые больше, чем за десять лет хищной жизни лапа медведя дрогнула. Не смог. Начал обнюхивать Артёма. Водить влажным носом по телу. Артём ещё крепче сжал крестик в ожидании момента, когда восьмисантиметровыми клыками прокусят его. Но медведь всё не кусал и не кусал. А только нюхал и нюхал. А яд всё не действовал и не действовал пока Артём наконец не потерял сознание.

VIII
Артём очнулся. Очнулся, лежа на спине медведя. Бурый нёс его. Шёл дождь. Артём промок насквозь. «Когда же я сдохну..? Почему яд не действует..?» Задав себе эти вопросы, Артём снова отключился.
Опять очнулся. Опять на спине медведя. Бурый продолжал его нести. Дождь кончился. И даже одежда Артёма высохла. А медведь всё нёс его куда-то. «Надоело... Пусть рвёт... Всё равно...» С этими мыслями Артём отключился снова.
Очнулся. От медвежьего рёва. Лежа на траве. Бурый был рядом. Рёв прекратился, и Артём услышал где-то в далеке музыку. Услышал где-то в далеке смех. Снова захотелось жить. Артём приподнялся, уперевшись на локти, и увидел посёлок. Посёлок Кучерла. Отмечали свадьбу. Медведь заревел во второй раз. Артём закрыл уши. Рёв прекратился. Прекратилась и музыка. Услышали. Медведь заревел в третий раз и в далеке показались люди. Люди с ружьями. Бурый захромал в сторону леса. Хромал от усталости. Усталости от десятичасового переноса восьмидесятикилограммового человека на расстояние пятидесяти километров. Хромал на заднюю лапу. Левую заднюю лапу. Лапу, на которой Артём успел разглядеть шрам. Шрам от капкана. Люди открыли огонь по хищнику.
- Не стрелять! – Кричал Артём, - это свой! Не стрелять!
Медведь ускорился и скрылся в лесу. Скрылся целый и невредимый. Не попали. Артёма же отвезли в больницу.

IX
Олигарх Павел Викторович воспользовался старой мудростью о том, что если хочешь что-то сделать - сделай это сам. Взял винтовку. Сел в вертолет. Полетел за третьей шкурой, но в итоге лишился шкуры собственной. Вертолет разбился. В горах.
Сергей не бросал любимое дело. В том числе, не бросал расставлять капканы. Пока сам не попался в один из них. Случилось это поздней осенью. А тело нашли ранней весной. Долго умирал. Умирал с раздробленными костями от жажды и голода. Умирал в одиночестве.
Вася же, глядя на конец отца, пришёл к выводу, что продолжать оставаться браконьером смысла нет. А вот кинологом есть. Пошёл учиться.
Артёму повезло, что дротик был всего один. Концентрация яда оказалась недостаточной для его веса. Вкололи антидот. Выздоровев, Артём закончил убивать и начал защищать животных. Стал лесником.
Медведь, спасший Артёма, до сих пор бродит где-то неподалеку от горы Белуха. Медведь, не просто спасший человека, а спасший человека в человеке.
 
18 апреля 2018 года


Рецензии
Рассказ тронул, и снова - мысли: убийство не ради спасения, защиты - убийство ради наживы. Становлюсь мизантропом.

Наталия Матлина   08.05.2019 12:51     Заявить о нарушении
Наталия, спасибо!
Ценю Ваше вдумчивое прочтение!

Максим Метельский   08.05.2019 15:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.