34. Продовольственная диктатура

Евангельская легенда о пяти хлебах и двух рыбах, которыми накормили пять тысяч человек, могла бы утешить членов Совнаркома, но они были неверующими. Они точно знали, что после оккупации Украины и восстания на Дону, скудные продовольственные ресурсы России, станут еще беднее.

Говоря о нехватке продовольствия на рабочем собрании 14 апреля 1918 года, Л.Д.Троцкий сказал: "Дело идет здесь о продовольствии города, дело идет о том, чтобы наши дети в городах, наши старухи-матери, старики, работники и работницы наши в городах и голодающих губерниях, чтобы они получили кусок хлеба насущного. Раз дело идет о жизни и смерти трудящихся, мы шутить не будем. Мы не будем останавливаться перед интересами деревенской буржуазии, а вместе с городской и деревенской беднотой наложим тяжелую руку на имущество деревенской кулацкой буржуазии и будем беспощадно реквизировать хлебные запасы для прокормления бедноты в городах и деревнях."

Далее Троцкий говорил о последствиях введения свободной торговли хлебом: "Если бы объявить вольные цены, то все спекулянты, все торговцы набросились бы на эти хлебородные губернии. Цены на хлеб поднялись бы во много раз в несколько дней или в несколько часов - до 50, до 100, до 150 руб. за пуд...

Положение с продовольствием обстоит в высшей степени тяжело не только у нас.  Голландия - нейтральная страна - не воевала, но вот на днях были телеграммы, что в Амстердаме уменьшен паек всему населению и произошел уличный голодный бунт.

Почему? Да потому, что несколько десятков миллионов человек во всем мире, вместо того, чтобы пахать, сеять и жать, вот уже 4 года истребляют друг друга. Все страны обеднели, истощились - и мы точно также. Стало быть, должно пройти время, год, два, пока мы не возобновим своих хлебных запасов, а до тех пор нам поможет только трудовая дисциплина, порядок и суровый нажим на кулаков, на спекулянтов и мародеров. Если все это установим, тогда продержимся."

То есть, лидеры большевиков понимали, что придётся перейти к конфискации продовольствия, но с этим решением не спешили. Конкретные меры по борьбе с хлебной спекуляцией были предложены наркомом продовольствия А.Д.Цюрупой в начале мая 1918 года и одобрены В.И.Лениным, который распорядился подготовить проект декрета. Вечером 8 мая на заседании Совнаркома по итогам доклада о продовольственном положении В.И.Ленин тут же составил "Основные положения декрета о продовольственной диктатуре" и предложил создать особую комиссию для переработки декрета о продовольственной диктатуре к 18.00 следующего дня.

Внося поправки в готовящееся решение В.И.Ленин потребовал "выкинуть ссылки на международное положение".

9 мая 1918 года ВЦИК и СНК обсудили декрет "О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий" По мнению В.И.Ленина отредактированный в Президиуме ВЦИК закон был хуже первоначального, но посоветовал Цюрупе не возражать, чтобы не оттягивать окончательное решение.

13 мая 1918 года декрет "О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими" был утвержден ВЦИК и СНК и на следующий день опубликован в "Известиях ВЦИК".

Новые правила заготовки продовольствия формулировались как ответ на спекуляцию хлебом:

"Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией. Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая."

Нарком продовольствия в числе прочего получил право:

"4) Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.

5) Распускать или реорганизовать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям Народного Комиссара Продовольствия."

По инициативе В.И.Ленина в декрет был вставлен пункт о наказании за использование хлебных запасов для самогоноварения. Одновременно был намечен план формирования продотрядов.

10 мая В.И.Ленин писал А.Д.Цюрупе, что "если лучшие питерские рабочие не создадут по отбору надежной рабочей армии в 20 000 человек для дисциплинированного и беспощадного военного похода на деревенскую буржуазию и на взяточников, то голод и гибель революции неизбежны."

26 мая в статье "Тезисы по текущему моменту" Ленин уточнил конкретные меры по изъятию продовольствия:

"Военный комиссариат превратить в военно-продовольственный комиссариат, то есть сосредоточить 9/10 работы на передачу армии на борьбу за хлеб и на ведение такой войны на 3 месяца — июнь — август. 2. Объявить военное положение по всей стране в то же время. 3. Мобилизовать армию, выделив здоровые ее части, и призвать 19-летних для систематических военных действий по завоеванию, сбору и свозу хлеба и топлива. 4. Ввести расстрел за недисциплину".

Чтобы придать продовольственным органам наибольший авторитет в различные регионы были направлены специальные комиссары: в Царицын - И.В.Сталин, на Кубань - А.Г.Шляпников, в Сибирь - А.Г.Шлихтер. Однако привлечь армейские части к изъятию продовольствия в условиях войны оказалось непросто.

В июле 1918 года И.В.Сталин докладывал:

"Хлеба на юге много, но чтобы его взять, нужно иметь налаженный аппарат, не встречающий препятствий со стороны эшелонов, командармов и пр. Более того, необходимо, чтобы военные помогали продовольственникам. Вопрос продовольственный естественно переплетается с вопросом военным. Для пользы дела мне необходимы военные полномочия."

То есть, даже самые чрезвычайные полномочия не помогали привлечь людей, у которых были не менее срочные и чрезвычайные задания.

В опубликованном 22 мая обращении к питерским рабочим Ленин писал: "Время не терпит: за непомерно тяжелым маем придут еще более тяжелые июнь и июль, а может быть еще и часть августа." Прогноз оправдался, и не только в отношении продовольствия.


1. Н.Д.Кондратьев. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М. Наука. 1991. 487 с.

2. А.М.Большаков. Деревня. 1917-1927 гг. М. 1927.

3. И.Т.Филиппов. Продовольственная политика в России в 1917-1923 гг. М. 1994.

4. Г.С.Гордеев. Сельское хозяйство в войне и революции. М.-Л. 1925.

5. Хлеб и революция: Продовольственная политика Коммунистической партии и Советского правительства в 1917-1922 годах. М. 1972.

6. И.П.Лейберов, С.Д.Рудаченко. Революция и хлеб. М. Мысль. 1990. 222 с.

7. T.М.Китанина. Война, хлеб и революция. Продовольственный вопрос в России. 1914 - октябрь 1917. Л. 1985. 384 с.

8. В.В.Кабанов. Крестьянское хозяйство в условиях "военного коммунизма". М. Наука. 1989.

9. С.А.Соколов. Революция и хлеб. Из истории советской продовольственной политики в 1917-1918 гг. Саратов. Издательство Саратовского университета. 1967. 104 с.

10. А.В.Чаянов. Организация крестьянского хозяйства. М. 1925.

11. В.И.Борисов, А.А.Чернобаев. Хлеб, война, революция: Продовольственная политика на Юге Росии в период Первой мировой войны и революции (1914-1918). Луганск. ЛСХИ. 1997. 146 с.

12. М.И.Давыдов. Борьба за хлеб. Продовольственная политика Коммунистической партии и Советского государства в годы гражданской войны (1917–1920). М. Мысль. 1971.

13. А.Б.Халатов. Система заготовок и распределения в период военного коммунизма. Внутренняя торговля Союза ССР за X лет. М. Издательство Наркомторга СССР и РСФСР. 1928.

14. Л.В.Борисова. Военный коммунизм: насилие, как элемент хозяйственного механизма. М. Московский общественный научный фонд. 2001.

15. Ю.К.Стрижков. Продовольственные отряды в годы гражданской войны и иностранной интервенции. 1917–1921. М. Наука. 1973.


Рецензии