Оптина пустынь - январь 1975г

           Когда я в автобусе спросил про Оптину пустынь, кондукторша не знала, что это такое, а назвала остановку - <Оптино>. Я вышел из автобуса, проехав всего одну остановку от Козельска по дороге на Сосенский посёлок. Немного пройдя по дороге, я увидел указатель с надписью: СПТУ-4, посёлок Оптино, 2км.

           Я шёл краем соснового леса до тех пор, пока не увидел трактора, выезжающего из леса на дорогу. А затем начался уникальный в своём виде теперешний поселок Оптино, где разрушенные церкви и каменные ворота, полуразрушенные каменные здания соседствуют с деревянными жилыми бараками. В полуразрушенных зданиях тоже живут люди.

           Во Введенском соборе через открытые настежь древние двери был виден трактор, и вообще, где только можно, располагались станки и приспособления училища механизаторов. Побродив среди такого разнообразия, я наткнулся на двух разговаривающих пожилых людей. Я услышал, как женщина сказала мужчине, что прожила здесь 38 лет. Я подошел к ним и спросил:- Будет ли восстанавливаться монастырь?  - Уже реставрируют, - сказал мужчина, - хотя денег на это отпущено мало.-  Кое-где виднелись леса, но вид у них был заброшенный.

           Мы начали разговор об истории Оптиной пустыни. Я узнал, что до войны здесь был Дом отдыха, затем с 1939-го по 1941-й годы - лагерь НКВД, где содержались поляки, выступившие против нас, когда мы вступили в Западную Белоруссию. Рядовые были недолго, а офицеры подольше. Женщина вспомнила польского офицера, который ей сказал:- <Полина, будет мировая война>.- Так как это сбылось, то она его предсказание запомнила на всю жизнь. Немцы взяли Козельск в сентябре 41-го, а уже в декабре его оставили.

           Мужчина оказался депутатом местного совета, звали его Константин Михайлович. Он рассказал о посещении Оптиной Коненковым. Увидев эту разруху, Коненков перекрестился и произнёс: <Господи, что творится>.

           Окончив разговор, я прошел дальше и увидел башенку с фресками, которые кое-где сохранились. Мне сказали, что ещё в 1964 году они хорошо выглядели. Церковь Иоанна Предтечи - теперь филиал Козельского краеведческого музея. На её воротах висел амбарный замок и объявление, где искать ключ: Напротив дом 3, кв.4, Терехова. И, действительно, она дала мне ключ. У Тереховой был перерыв на обед, и я в одиночестве осмотрел внутренность церкви. Там были стенды о Достоевском и Толстом, рисунки художника Россинского о последних днях Льва Николаевича и рисунки с видами Оптиной.

            Внутри церкви был такой холод, что долго я не мог его выдержать. Я закрыл церковь на замок и понёс ключ Тереховой, она уже шла мне навстречу от костра, около которого отогревалось несколько человек. Она тоже участвовала в реставрации.
            Много известных людей посещало Оптину пустынь, но рекорд принадлежит Льву Толстому, он был здесь шесть раз. Уезжая от семьи, он заехал сюда в последний раз, отсюда поехал в женский Шамординский монастырь, где настоятельницей была его сестра Мария.

            P.S. Тогда же Сергей Тимофеевич Коненков посетил и местный музей, где в его дворике долго осматривал и ощупывал древний металлический крест - памятник нашествию татар на Козельск в 1238-ом году.


Рецензии