Струны понимания. Глава 73

1. В этой и нескольких следующих главах мы рассмотрим “маятник”, третий фактор сюнетономной смысловой модальности. Для его понимания нам будет необходимо обсудить целый ряд смысловых тематизаций левой номотетической вертикали AED (где А верхнее контекстное поле общих принципов, Е среднее левое контекстное поле “чужих”, а D нижнее левое контекстное поле мира/рынка) контекстограммы, которая одновременно является центральной вертикальной осью сюнетономики IALD (где I это центральное контекстное поле сысловых взаимодействий, а L расположенное левее Е месономное контекстное поле смысловых полярностей/разделения/анализа, заметим при этом, что левее в данном случае, как и вообще внутри контекстограммы, означает правее с точки зрения наблюдателя).

2. Однако сами эти тематизации являются в основном полугоризонтальными и стремятся, как к своему горизонтальному пределу, к центральной коммуникативной горизонтали GE контекстограммы (где G это расположенное в середине правой идиографической вертикали CB контекстное поле “своих” т.е. привилегированных инсайдеров). Левая половина IE этой центральной коммуникативной горизонтали, продолженная дальше влево за Е и вплоть до L образует центральную горизонтальную ось IEL сюнетономной парадигмы идентичности.

3. Как я уже не раз отмечал важным достижением Иисуса из Назарета, как крупнейшего представителя сюнетивного (понимательного) подхода к постижению реальности, была углубленная разработка сюнетономной смысловой модальности, которая имела громадное значение для дальнейшего развития человеческой культуры и самосознания.

3. Это явствует в частности из ряда евангельских притчей, в которых проводится тематизация центральной вертикальной оси сюнетономики, левой номотетической вертикали AED. Как мы увидим, такая тематизация позволяет Иисусу по новому поставить вопрос об соблюдении знаменитого Золотого правила, минимальное истолкование которого “как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” мы уже рассматривали в случае второго фактора “весов”.

4. Если в случае “весов” речь шла о равновесном моментальном отношении между “своими” G и “чужими” Е, и услуги другим оказывались на основе равенства и взаимности, то в случае “маятника” перед нами неравновесное, колебательное отношение, когда одна сторона по крайней мере временно находится в лучшем положении, чем другая и не имеет взаимных обязательств и ожиданий, которые позволили бы ей рассчитывать на вознаграждение за оказанную помощь другой, слабейшей и беднейшей стороне. Таким образом, чтобы помощь была оказана, здесь требуется наличие  бескорыстного сочувствия и чувства справедливости и готовность ради этого преодолеть барьеры взаимного отчуждения, включая культурные и социальные, а возможно и расовые и этно конфессиональные предрассудки.

5. Рассмотрим в качестве примера знаменитую притчу Иисуса о самарянине. Вот текст этой евангельской притчи.

25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27. Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Евангелие от Луки 10:25-37)

6. В этой притче иудей, который шел по извилистому и представлявшему много шансов для засад горному пути из Иерусалима в Иерихон, в эту эпоху известному своими опасностями и разбойными нападениями, попадает в руки разбойников которые оставляют его израненным и лежащим на дороге. Никто из “своих” G левитов и священников, поглощенных заботой о сохранении ритуальной чистоты B (соприкосновение с мертвым телом согласно Закону приводило к осквернению прикоснувшегося), не решился подойти к израненному человеку (нижнее правое контекстное поле личности С, которое является нижней точкой правой идиографической вертикали CGB) .

7. Лишь “чужой” (среднее левое контекстное поле чужих Е, которое одновременно является геометрическим центром сюнетономики IALD) самарянин посочувствовал ему (полугоризонтальная ассоциативная диагональ ЕС) и оказал ему помощь, ради чего он пошел и на денежные расходы. Для себя этот самарянин из этой ситуации никакой пользы не ожидает, его волнует судьба пострадавшего, который в силу своих ранений утратил способность действовать самостоятельно и соответственно временно перешел из правого нижнего контекстного поля С в левое нижнее контекстное поле мира/рынка D, где находятся контолируемые извне общественные ресурсы и беспомощные, никому не нужные отходы, включая нищих, презираемых, отвергнутых, умирающих и мертвых.

8. Таким образом здесь перед нами харитономика CED (от греческого слова harys милость, милосердие), тематизирующая нижнюю половину ED левой номотетической вертикали АЕD.Ну, а как насчет верхней половины ЕА той же вертикали? Ее тематизацию в рамках фактора “маятник” мы рассмотрим в следующей главе.


Рецензии