Театральные истории Часть Вторая

      

   Я продолжаю перелистывать театральный фотоальбом, и в памяти оживают всё новые истории, забавные и смешные. Но хотелось бы, чтобы наши добрые читатели не поняли меня превратно, мол, актеры только и делали, что шалили на сцене. Нет! Всему было свое время и место.

 Иногда позволяли себе пошутить в легких комедиях. Когда играешь спектакль уже второй год подряд, то теряется новизна ощущений и в подаче текста, и в оценке на реплику персонажа. В таких случаях достаточно было сказать партнеру перед выходом на сцену: «Держись! Сегодня я тебя расколю!» - и цель достигнута. Давно актер не смотрел на тебя так внимательно, и спектакль словно приобретает вторую жизнь.

 Я тоже всегда очень смешливая была, не искала юмор, он сам навстречу шел. И тогда держитесь! Все остальное сама дорисую! Но вот когда стали с маститыми актерами играть, с корифеями, да серьёзные роли, то о расколах непозволительно было даже и подумать! Хотя казусы всё же и случались...

 Помню, уже став поопытнее, я играла в паре с заслуженным артистом, очень строгим в жизни. И вот подходит он ко мне, к своей "дочери", в очень драматичной сцене и говорит что - то серьезное, да с таким накалом! Я внимательно смотрю ему в глаза, готовая произнести свой текст. А он как-то очень нервно и громко обращается ко мне по имени: «Кира!» И на последнем протяжном «а-а-а-а» я слышу вдруг непонятный звук – ЧПОК! И что-то шлепается мне на грудь! Я инстинктивно резко прижимаюсь к своему "папе" и обхватываю его за плечи, таким образом не давая шлепнуться на пол на глазах у изумленной публики его съёмного зубного протеза! И - наступила большая пауза!.. Несмотря на всю серьезность ситуации ( как дальше актеру играть?), моя голова задергалась и мелко затряслась на его груди, изображая спасительный плач. Так, с закрытыми глазами, дергалась до тех пор, пока не услышала ещё раз: «ЧПОК!» Я поняла, что это был отбой: беглец – протез был водворен на место. Мы продолжили сцену дальше, но с чуть меньшим накалом.

  А после спектакля меня отловил режиссер и мягко посетовал, что в сцене с папой я несколько перетянула с плачем. Надо ли было объяснять нелепую ситуацию!.. Да, таких историй уйма была...

 А сколько было случаев, когда актеры играли и с температурой, и с зубной болью! Тут ведь сложность еще в том, чтобы зритель ничего не понял, а принял все за чистую монету, вроде так и надо по сюжету.

 Был у нас комедийный актер Яков. Сколько мы с ним спектаклей отыграли!
 Одногодки почти, черти озорные в глазах у обоих прыгают! Еще на дипломном спектакле «А зори здесь тихие» ох как тяжело было по неопытности. Веселые и юморные оба! Но когда старшина Васков и Лиза Бричкина смотрят в глаза и говорят: «После споем с тобой, Бричкина. Вот закончится война и споем...» - «Смотрите, товарищ старшина, обещались» . Здесь мы всегда серьезны и собраны были. Тема уж больно была такая, в нас сызмальства заложенная, с почитанием ко всему святому, тем более на тему войны.

 А вот, помню, комедия была «Блэз ». Яков герой - художник, я - героиня. На репетициях нас так и тянуло на раскол. Режиссер хороший был, давал нам отсмеяться, понимая, что на спектакле потом этот момент нас уже не рассмешит - пройденный этап.

 А тут вдруг Яшка мне и говорит как-то перед репетицией:«Я не я буду, если тебя не расколю сегодня!»  «Как знаешь», - спокойно отвечаю я, продолжая жевать полбублика скрюченной краковской копченой колбаски. Половина репетиции прошла нормально, режиссер доволен, сидит в зале, замечания не делает. Мой художник Яшка подходит к нужному по пьесе реквизиту - новенькому эмалированному детскому горшочку с крышечкой. Я сижу на диване, спокойно наблюдаю, кручу в пальцах реквизит: мундштук с сигаретой. Яков наклоняется, берет горшочек, выпрямляется, говорит при этом какой-то текст, открывает крышку, по инерции заглядывает в горшочек и тут... его настигает знакомая многим актерам сценическая болезнь – трясучка! Он слова не мог выговорить! Он зашелся от смеха! Я молча сижу, наблюдаю... Тут не выдерживает режиссер:«СТОП! Яков! Что это такое?! Что там у тебя?» «Ка-каш-ка...» -еле выговорил актер от смеха. «ЧТО?!! Реквизиторы, на сцену!»
 Тут уж пришлось мне признаться, что в горшочке "случайно" оказался кусочек недоеденной мной колбасы, который я не успела съесть перед сценой.
Кто же знал, что он будет так похож на детскую неожиданность!

 Смех смехом, но после этого Яшка уже не грозился меня расколоть, даже на репетициях. И я слово ему дала - не подставлять! На том и порешили! Но в жизни смеялись только так, хлебом не корми. Ох, и веселые с ним случаи были! Да и время было расчудесное- Молодость! А сколько раз декорации случайно падали, сколько всего неожиданного встречалось!

 Однажды я умудрилась в день премьеры ногу подвернуть. Вечером спектакль, а я ногой пошевельнуть не могу, так опухла. А премьеру как отменить? Да никак! Все билеты проданы!! Аншлаг! Перепуганный режиссер приехал за мной домой, привез в театр, вызвали скорую, нашли и костыли! А пьеса – детектив « Восемь любящих женщин». Декорации в два этажа, по лестнице надо бегать туда - сюда. Хорошо, что нас там восемь дам было, отвлекали. Сделала мне медсестра прямо в гримерной укол. Заморозку, как футболисту. Чего- то еще вкололи в пятую точку и вперед! На сцену! Я, правда, тогда от костылей отказалась, с тростью вышла, так и ковыляла весь спектакль. Больно было! А режиссер бегает и из-за декораций мне шепчет: « Сядь и сиди!» Куда там! Через силу ходила! Догадалась вставить в свой текст фразу: « Вот тогда на лестнице я и подвернула ногу!» В антракте еще одну заморозку сделали. Словом, спасли премьеру.

 Через какое-то время встречается одна знакомая и говорит, что была на этом спектакле, где я так достоверно изображала боль. А я была очень рада, что зрители так ничего и не поняли!

 Я никогда  на сцене не терялась, в любой ситуации выкручивалась, а тем более уже с приличным актерским стажем. Вот гораздо позже случай был, в драматическом спектакле «Роман и Юлька», где я играла роль бабушки главного героя. Один из моих выходов на сцену был из самой дальней кулисы, откуда сцена не полностью просматривается, а ведь голову не высунешь - зрители заметят. Тут кто - то отвлек меня. Слышу на сцене никого, потом музыка пошла, значит, мой выход, ну я и почапала потихоньку на сцену.  А у меня в руке телефон.
 
 Выхожу к публике, начинаю в трубку текст говорить, и тут замечаю, что за передней кулисой стоит актриса с вытаращенными глазами и руками машет, прогоняет как бы. Думаю: «Блин!.. Её выход сейчас! Что делать?!» А ничего! Я даже не дернулась, спокойно продолжаю говорить в трубку с собеседником-внуком, но уже своим текстом: «Рома! Не слышу тебя!.. Куда пропадаешь? Попозже перезвони!» - и спокойно ухожу со сцены, добавляя свой текст. -То ли глухая стала, то ли телефон менять надо». Так, бурча, и дочапала до своей дальней кулисы. Наши валялись там все от смеха. Через пять минут выхожу на сцену, уже в положенном по спектаклю месте, и спокойно начинаю текст со слов: «Ну, вот, теперь я тебя хорошо слышу!»

 Мой взгляд задерживается на фотографии из спектакля "Я всегда улыбаюсь", где снова мы стоим вместе: я и мой веселый партнер Яшка, который давно живет с семьей в Израиле. Моя любимая подруга, смешливая Наташка, вот уже много лет звонит мне из Флориды, а наш добрый Котик обосновался в Новороссийске, много снимается в кино... Раскидали нас по свету давние события, от нас независящие. Но память о чудесных людях навсегда останется со мной в этом старом театральном альбоме! И каждый раз, перелистывая его и вспоминая прожитые годы, невольно ловлю себя на мысли, что Я ВСЕГДА УЛЫБАЮСЬ!


 (Фото из архива автора.)
 


Рецензии
Здравствуйте, Люба!

Какие замечательные театральные истории Вы рассказали! Как же я смеялся! Воображаю, как сами актеры смеялись и плакали над такими казусами и розыгрышами друг друга прямо на сцене. Слышал про музыкантов, что самые лучшие концерты бывают, если они играют не на публику, а друг для друга. Думаю, что и театральные артисты чувствуют примерно так же.

Конец Ваших «Театральных историй» немного грустен, но все же рад, что вспоминая Ваших друзей, Вы всегда улыбаетесь.

Спасибо Вам за прекрасные истории!
Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   04.06.2025 03:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.