Кто украл золотые часы?

Лишь много лет спустя я узнала, куда
пропали часики, которые отдала мне мама.
Горько, что все произошло именно так...

Мама отдала мне свои изящные золотые часики, когда я заканчивала восьмой класс. Большинство моих ровесниц в школе уже носили часы, и я неоднократно намекала родителям, что и мне пора бы обзавестись столь необходимой вещью. А тут как раз мамулю наградили именными. Правда, обычными, а не золотыми. Но ведь в те времена для многих людей грамота была важнее премии, а простые, с дарственной гравировкой, часы — дороже сделанных из драгоценного металла. На маминых же были выгравированы ее фамилия и инициалы, а дальше шло: «За многолетний добросовестный труд и высокие производственные показатели». В итоге маленькие золотые часики перешли ко мне. С тех пор каждое утро я с трепетом застегивала ремешок на запястье и больше не чувствовала себя ущемленной.
Прошли годы, я попрощалась со школой, поступила в институт, стала встречаться с парнем. Как-то ко дню рождения он подарил мне обычные часы из белого металла с таким же металлическим браслетом. Естественно, начала носить их. А золотые положила в небольшую шкатулку, где хранила еще индийскую серебряную брошку и колечко ручной работы, пару простых сережек, кулон и цепочку из галантерейного магазина.
Ручной работы брошь и кольцо имели свою историю. Их тоже отдала мне мама. А ей украшения преподнес знакомый в благодарность за то, что помогала ему ухаживать за престарелой родственницей. Поскольку мамуля была равнодушна к подобным «цацкам», как она их называла, комплект достался мне.
Обе эти вещицы так радовали глаз! Ничего подобного никогда не видывала! Брошь — нежный цветок с резными лепестками, каждая тычинка отдельно, пестик отдельно... Ну просто живое все! Видно, что делалось настоящим мастером с большой любовью. Колечко попроще: два листика на ободке, а между ними — шарик-бутончик.
С ним я, правда, вскоре рассталась. Лежала в больнице после второго курса, сдружилась с соседкой по палате. Ее никто не проведывал, а ко мне и родители приходили, и парень, с которым тогда встречалась. Потом мой друг уехал домой на каникулы, а когда вернулся, привез колечко, симпатичное, но недорогое. И получилось, что у меня аж два кольца: серебряное индийское и только что подаренное, а у соседки по палате — ни одного. «Нехорошо это», — подумала я. Жалко было барышню — она стала еще грустнее после того, как меня проведал мой парень. Вот и решила «восстановить справедливость» — отдала ей одно кольцо. Как вы думаете, какое? Нет, не только что полученное обычное (ведь любимый преподнес), а серебряное. Так брошка и осиротела. Но от одиночества вряд ли страдала, поскольку лежала в шкатулке вместе с остальными незамысловатыми украшениями и с мамиными золотыми часиками.
Прошло еще время. Я успела закончить вуз, несколько лет проработать в проектом институте, выйти замуж за парня, с которым встречалась, и благополучно развестись...
В шкатулку, где хранились мои «драгоценности», заглядывала редко. Но после развода расхотелось носить часы, подаренные когда-то бывшим мужем, решила надеть золотые. Однако... в привычном месте их не обнаружила. Серебряной брошки тоже не было. Остались только пара простеньких серег из галантереи, снятый с цепочки кулон и сама цепочка.
До сих пор помню то ощущение. Меня охватил такой ужас, что аж затошнило. Думаете, потому что исчезли именно золотые часы? О нет! Просто у них тоже имелась своя история — мамина родная сестра сделала ей подарок из первой зарплаты. Чтобы понять, насколько это важно для обеих сестер, надо знать, как они любили друг друга (а я знала), и какие непростые тогда были времена — большинство людей жили более чем скромно, по нынешним меркам. Словом, подарок имел особую ценность во всех смыслах. А тут... Мне отдали вещь, как человеку, который сумеет сохранить в некотором роде семейную реликвию, а я...
А что я? Обшарила все, но, увы, драгоценных в прямом и переносном смысле часиков нигде не нашла. А значит... придется признаться маме. И хоть она безразлична ко всяким «цацкам», но подарок сестры в эту категорию однозначно не входит. Да и тетка обидится...
Конечно, мама очень расстроилась.
— Таня, ну как ты могла? — спросила с горечью. — Где они у тебя лежали? Может, надо еще поискать?
— Да часы были все время в одном и том же месте — в шкатулке на книжной полке, сколько лет уже там...
— Возможно, куда-то переложила и не помнишь?
— Да нет, везде заглянула...
Долго мы потом искали вместе, гадали, куда могли пропасть часы. К тому же в то лето в нашей квартире столько народу перебывало! У меня гостила подруга с мужем из другого города. Причем еще до приезда они позвонили и попросили заранее купить им обратные билеты, так как поистратились в отпуске. А вернули деньги, только погостив пару дней, когда получили перевод из дому. И к моему брату приезжал знакомый на неделю. А у бабушки случился микроинсульт, и к нам все время приходила медсестра делать ей уколы... Невольно лезли в голову всякие подозрения и неприятные предположения. Красиво, некрасиво, стыдно, не стыдно, а мысли разрешения не спрашивают — сами приходят.
Папа же тогда сказал: «Это ты виновата. Надо было шкатулку убрать с глаз долой, раз гости в твоей комнате ночевали. Выставила на всеобщее обозрение, возможно, и спровоцировала людей». Запомнились мне его слова на всю жизнь, конечно. Но ни маминых золотых часов, ни серебряной брошки мы не нашли. Прихватил ли их кто-то, или они сами убежали, так и осталось тайной.
И снова прошло время. На сей раз больше двадцати лет. Ни мамы уже нет с нами, ни папы, ни бабушки... Да и события, связанные с исчезновением часов быльем поросли...
Как-то встретились мы с братом на кладбище, потом поехали к нам, чтобы помянуть близких. За столом, уж и не помню как, зашел разговор о часах. То ли жена брата о каких-то часиках мечтала, то ли еще что... И вспомнились заодно мамины золотые.
— До сих пор не знаю, куда они делись, — сказала я.
— Так это ж я взял, — спокойно заявил брат.
— Ну ты и сволочь! — вырвалось у меня. — Мы же их так искали! Кого только не подозревали! И медсестру, и мою подругу, и твоего товарища, гостивших у нас тем летом. Выходит, грех на душу брали, такое о людях думали...
— Но я был уверен, что ты знаешь, — с невинным видом выдал братец.
— Откуда?! Впервые слышу... Зачем ты их взял? Куда дел?
— Как куда? Продал. Меня Сергиенко уговорил. Сказал, мол, имеешь на эти часы такое же право, как и твоя сестра.
(Сергиенко — бывший товарищ брата, тот еще тип, вечно его на всякие гадости подбивал.)
— Да уж... — вздохнула я. — Может, проще было денег у меня попросить? Что, так нужно было?
— Не то, чтобы очень... Сам не знаю, как это вышло...
Про брошку выяснять не стала, и так расстроилась.
Опять прошло несколько лет. С братом мы в нормальных отношениях, и я уверена: сейчас он уже не сделал бы такого. Ответственный человек, хороший семьянин, отец двоих взрослых детей... Но до сих пор при воспоминании о том случае испытываю какое-то неподдающееся точному определению мучительное чувство — то ли гадливости, то ли вины, то ли бессилия от невозможности что-то изменить... И думаю: «Слава Богу, что признался он не на кладбище, а уже дома. И хорошо, что этого не слышали родители».               
               
Опубликовано в журнале «Моя судьба» № 9, 2018 год


Рецензии