Посреди океана. Глава 107

Заповеди "подставлять другую щеку" в Библии не существует, но такие слова в ней есть.
Полностью это место звучит так:
"Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-41)

"Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..."

Ударить в правую щеку кого-либо можно лишь левой рукой. Правой ударить в правую
щеку несподручно. Хорошую пощечину залепить можно правой рукой по левой щеке.
А в Писании сказано именно о правой щеке, а не просто о какой-либо. А так как
пощёчина - это своего рода оскорбление, своего рода вызов... Значит, речь, судя
по всему, идёт о лживом, неправедном оскорблении. Ибо под правым обычно подразумевается правда,
а под левым - ложь. Получается, что леворукая пощёчина - лживое оскорбление,
ложь, противостостоящая правде. А это выражение слабости. Пощёчина левой рукой
не имеет силы. И ложь не имеет силы против правды.

Однако, не отрицая наказ "око за око и зуб за зуб", Спаситель призывает:
"А я говорю вам: не противься злому."
То есть, не надо сразу бросаться в драку, даже будучи уверенным в своей правде
против лжи другого. Потому что человек может сам искренне заблуждаться, не зная истинной сути, не зная настоящей правды; может, кто-то его намеренно ввёл в заблуждение, натравив на тебя, желая вовлечь вас обоих в драку, хотя на самом
деле вы не враги. Просто противостоящий тебе другой - иной, не ты. Он может
чего-то не понимать, не зная правды, известной тебе.
...и подставь другую щеку... Или дай возможность этому другому узнать правду
и ударить по лжи - уже правой рукой по левой щеке.

Но для того, чтобы тот другой захотел ударить правдой по лжи, он должен обладать
этой правдой. Ему необходимо открыть глаза на эту правду. А злом, враждой,
дракой - ты не заставишь человека даже приблизиться к истине, познать правду.
Поэтому нужно проявить терпение, отнестись по-доброму; сначала нужно выслушать
и понять другого.

"...кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"...
Если противостоящий тебе другой пожелает доказать свою правоту, не понимая сам,
что заблуждается, не надо сразу противоречить ему. Наоборот, обогрей своим
вниманием, выслушай, добейся расположения - по-доброму. Без зла, без оскорбления
в ответ, но желая понять, откуда в другом такая уверенность в своей лжи.

"... и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два."

ПОПРИЩЕ (В.И.Даль) - вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются
или действуют; арена, сцена, ипподром, приспособленное место для бега, скачек,
для  ристалищ, игр, борьбы и пр.
Выйти на поприще. Устроить поприще для садки, травли, боя зверей.
Поприще битвы - место, где она случилась.// Поприще жизни - вся земная жизнь  человека в бытовом отношении. Какое поприще он избрал - какой род жизни, или
каким наукам, ремеслу или делу посвятил себя.
Поприще великосветской жизни пусто и пошло.//Высшее служебное поприще скользко.
//Поприще художеств стало нынче нехлебным.
//Црк. путевая мера, и вероятно суточный переход, около 20 верст.
ПОПРИЩЕ (Ожегов С.И.) - область деятельности.

ПОПРИТЧИТЬСЯ чему, ПОПРИТЧИЛОСЬ кому что - приключиться, случиться, сбыться, статься; говорят о нечаянном или странном, необычном случае;
//прикинуться, причиниться, говорят о беде, болезни, особ. с напуску, с глазу,
от порчи знахаря. Ему что-то попритчилось от недоброго глазу.
//Померещилось, показалось, привиделось наваждение. Бог с тобой, что тебе попритчилось!

Тем самым Господь сказал: не пожалей времени и сил на то, чтобы понять другого,
понять из чего возникло его заблуждение. Вместо того, чтобы злиться, надо проявить терпение, внимание и теплоту... Необходимо выслушать до конца, дойти до сути заблуждения, чтобы после было возможно убедить другого в том, что он неправ.
А злом и насилием заставить человека увидеть правду не получится.

Апостол Павел именно так и разъясняет слово своего Учителя: "Не будь побежден злом,
но побеждай зло добром". (Рим.12:21).

Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме судейского первосвященника, то Его ответ нисколько не напоминает непротивление злу, хотя Он
Сам  был тогда со связанными руками: "Если я сказал худо, покажи, что худо; а
если хорошо, что ты бьёшь меня?" (Ин.18:23).

                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

Двенадцатое июня.   
С Анькой после вчерашней стычки не разговариваем. Как проснулись, так словом не перемолвились. Пришли после завтрака в каюту и молчим.
Она уселась за стол и что-то там принялась читать, шевеля губами, закатывая глаза
и делая попутно накие-то пометки в тетрадке для пущего запоминания.
А я притащила ведро с водой и занялась уборкой каюты.
Хотела было сделать Анюте замечание, что она опять тут под иллюминатором свои
трусы сушить развесила: все в женской комнате бельё сушат, а она боится, что ли,
за свои парашюты? Однако передумала ей что-либо говорить, иначе опять ругань
начнётся. Лучше уж пусть будет молчание, чем очередной скандал.

Едва я успела вымыть палубу в каюте и, вынеся ведро с грязной водой, переодеться,
как  к нам кто-то постучал.
Оказалось, сам старпом припожаловал.
Анюта, заслышав его голос, схватила со стола мыльницу с вчерашними окурками
Анзора, которые остались не выброшенными, так как иллюминатор не откроешь -
штормит.

Викентьич вошёл. Со строгим любопытством огляделся и, поздоровавшись, остановил
свой взгляд на книгах, разложенных на столе.

- Так, - произнёс он неопределённым тоном. - Вся библиотека сюда перекочевала.

Мы онемели, ожидая, что же дальше будет. Я, как стояла возле своего шкафа, так
и осталась стоять там столбом. А Анюта сидела на диване с испуганными,
вытаращенными глазами - сбоку от неё лежал пиджак, принесённый ей с утра
Беленьким, чтобы она что-то там зашила; на верёвке, протянутой под
иллюминатором, реяли ярко-розовые трусы; а за спиной она одной рукой
придерживала мыльницу-пепельницу с окурками.

Старпом же не торопился говорить, зачем он заявился, и продолжал озираться вокруг.
Выглядел он неважно: под глазами, казавшимися запавшими из-за того, что были
глубоко посаженными в глазницах, пролегали оливковые тени; отчетливей, чем всегда,
обозначились скулы. И от потускневшей без солнца лысины веяло чем-то болезненным
и горестным.

Он кашлянул и произнёс извиняющимся тоном:
- Не думал, что вы и в самом деле будете заниматься, - и, с уважением посмотрев
на Анькину тетрадку, лежавшую на столе раскрытой, добавил: - Думал, что всё это
пустые слова.

Мы продолжали молчать, оставаясь всё в тех же позах и не шевелясь, словно загипнотизированные.
Тогда, видя, что мы совершенно не расположены беседовать с ним о чём-либо,
старпом сказал, чтобы каюты мы мыли через день и что сегодня объявляется баня.

После его ухода мы облегчённо вздохнули и побежали по своим объектам менять
постельное бельё.

- Эй, моряк! Ты слишком долго плавал - я тебя успела позабыть!
  Мне теперь морской по нраву дьявол - его хочу любить!  - неслось из прачечной,
когда я волокла туда по коридору наволочку, набитую грязным бельём.
Прачка пела так громко, что её басовитый голос перекрывал гул стиральных машин,
дизелей и штормовых волн, бившихся за бортом.
Дальше шёл совсем уже хулиганский припев:
- Нам бы, нам бы, нам бы - всем на дно! Там бы, там бы, там бы - пить вино!
  Там, под океаном, нам, в угаре пьяном...

Я вошла в прачечную, и пение резко оборвалось. Вдохновенное лихой песней лицо
певицы вмиг потускнело. Лилия Фёдоровна окинула меня постным взглядом и,
растянув губы в скупой, недовольной улыбке, произнесла с лёгким налетом
раздражения:
- А, это ты!

- А вы кого-то другого ждали? - поинтересовалась я, бросая перед нею, словно
голову поверженного дракона, набитую грязной начинкой наволочку.

Равнодушно взглянув на моё подношение и на меня вместе с ним, она отвернулась
к стопкам чистого белья, разложенного на полках, и, оставив без внимания мой
вопрос, пояснила причину своего недавнего пения:
- Вот, пою тут. А что делать, когда такое плохое настроение? - Она покачала
головой.

- Поднять надо, - посоветовала я.

- Чем? Лебёдкой? - Прачка метнула в меня скептический взгляд и снова
отвернулась. -  Как говорится, почему лягушка квакает? А ты посиди целыми
днями в болоте - и тоже заквакаешь!

Я вспомнила, как Мишка-кочегар обозвал её лягушонкой в коробчонке, и невольно улыбнулась.
А Лилёк как раз в этот момент посмотрела на меня, видимо, намереваясь ещё
что-то сообщить, но, перехватив мою улыбку, бросила свой псевдо-добродушный
тон и раздражённо прокудахтала:
- Я давно тебе хотела сказать, Инга: мне не нравится твой взгляд! - Она оставила
в покое стопки с чистым бельём и, повернувшись ко мне всем торсом, добавила,
недовольно морщась: - У тебя очень странный взгляд!

- У всех близоруких, которые не носят очки, такой взгляд, - спокойно объяснила я,
так как ссориться с нею сейчас не входило в мои намерения.

Моё признание утешило её и наполнило чувством собственной полноценности.

- А я смотрю, что у тебя за взгляд такой! - проворковала она, с кряхтением
нагибаясь к принесённой мною наволочке и вытряхивая из неё всё
содержимое. - Я сразу это заметила.У меня зрение стопроцентное. Как говорится,
большая рыба лучше маленького таракана.

- Ну, это как когда, - позволила я себе вежливо с нею не согласиться. - В
некоторых случаях, вместо такой большой рыбы, как акула, предпочтительнее
встретиться с тараканом.

Она, хоть и затрясла всеми своими животами, делая вид, что смеётся, но по всему
было видно, что моё замечание ей не понравилось.
Пересчитав принесённое мною бельё, прачка скривила презрительную гримасу и сказала:

- Умна ты больно, как я погляжу! - И уже другим тоном, окрашенным нотками заботливого наставничества, проникновенно поинтересовалась: - Ты мне вот что
лучше скажи, умница-разумница такая, ты чего это Аню обижаешь? - Она впилась
в меня взглядом своих пронзительно-злых сереньких глазок.

- Я Аню обижаю?! - возмущённо переспросила я.

- Ты Аню обижаешь, - повторила она тоном матери-заступницы. - Говоришь, не
нравится, как она бельё меняет.

Едва дождавшись, когда эта слониха отсчитает мне чистые простыни, наволочки и полотенца, я вылетела из прачечной злая, как сто чертей.
Я, видите ли, Аню обижаю! Это правда, я говорила ей, что надо проверять сразу,
какое прачка выдаёт нам бельё. Потому что в прошлую баню Анюта меняла постели
в нашей каюте, и прачка всучила ей такую рваную простынь, словно её из зубов
крокодила вырвали, и эта рвань досталась мне. А обнаружила я, какая у меня
простынка, уже только перед самым сном, когда постель начала застилать и когда
уже поздно было бежать в прачечную менять.
Но мы с Анютой спокойно тогда об этом поговорили, никакой ругани не было; она
только сказала, что за этой старой аферисткой, прачкой, нужен глаз да глаз. А
теперь вдруг выясняется, что я бедняжку Аню обижаю!

Придя в каюту, я наплевала на то, что мы с Анютой со вчерашнего вечера не разговариваем, и всё, что я думаю насчёт её жалоб прачке, высказала.
И она так заверещала в ответ, что наверное шум рыбцеха, расположенного по
соседству, перекрыла. Думаю, что там её возмущённые крики слышно было
замечательно.

Я не сочла нужным это всё выслушивать и пошла убирать закреплённые за мною
каюты. А когда снова пришла к прачке менять постели тралмастеров, которые утром
не смогла снять, потому что сменившийся с вахты Котов спал, то узнала, что Анюта прибегала сюда выяснять, о чём таком та мне наговорила.
В общем, закрутилась карусель!

Лилия Фёдоровна принялась меня вычитывать, что вот, вода ржавая; и с порошком стиральным напряженка; и машины стиральные то и дело ломаются; и она, бедняжка, бьётся тут, как рыба об лёд - работает, не покладая рук, старается не за страх, а за совесть! И тут я, какая-то пигалица, которая сама ни черта работать не умеет, берётся делать замечания! Мне, видите ли, не нравится, как прачка стирает: Аня так сказала.

- Ну что вы, Лилия Фёдоровна, мне очень нравится, как вы стираете. Мне только
не нравится, когда мне вместо простыней клочья какие-то вручают. Мне совсем
не нравится спать на рванье и...

Она мне не дала договорить:
- Почему же мы так любим говорить о людях гадости? - ядовито спросила она меня.

- Почему вы так любите говорить о людях гадости? - не могла не заинтересоваться я.

- Прощать надо уметь. Надо уметь прощать, - пропустив мой вопрос мимо ушей,
тоном проповедника провозгласила она. - Это большое благо - уметь прощать.

- Благо, - согласилась я. - Но оно не должно распространяться на тех, которых
простили, а они снова гадить пошли.

- Ну, знаешь! - Она укоризненно покачала головой и обиженно поджала губы. - У
тебя совсем язык за зубами не держится. А у меня, между прочим, от
несправедливых замечаний сразу руки отнимаются.

В общем, в том, что прачка выдаёт нам рваное бельё, тоже я осталась виновата.
Ладно. Пусть будет так. Смиримся и с этим. Валите всё на меня, ибо только путь испытаний даёт обновление духа!

К ужину мы с Анютой, с горем пополам, всё-таки помирились. И она, чтобы
потешить меня во имя нашего примирения, рассказала следующую историю, которая
сегодня из уст в уста гуляла по салону.

Когда после полдника старпом пошёл мыться в душ, случилось вот что: он разделся, намылился...и в этот момент перекрыли воду. И неизвестно, сколько времени он так
сидел голышом, в одном лишь мыльном прикиде, пока в душ не пришёл Котов.
Увидев старпома в таком неприглядном виде, тралмастер вылетел из душа и,
отсмеявшись вдоволь, пошёл звонить в "машину".
Пока дозвонился, пока туда-сюда бегали, пока дали воду... Старпом все так и
сидел, взмыленный. Вот - это ему в отместку за то, что так несправедливо с нами обошёлся, когда на шлюпке за почтой не пустил!

А вообще, мне уже так здесь всё надоело. А ведь только два месяца прошло. А
сколько ещё впереди!.. Тоскливо и тошно думать, что ещё так долго предстоит
болтаться в океане на этой проклятой лоханке...
Второй день штормит, второй день не выходим свежим воздухом дышать.


Рецензии
Вот не понравилась мне эта Анюта еще в первых главах.

Идагалатея   19.04.2018 23:36     Заявить о нарушении
Жизнь, бывает, насильно близко сводит людей очень разных...для чего-то.

Кузьмена-Яновская   20.04.2018 07:33   Заявить о нарушении