Герои Орденоносцы татарской национальности - 132

Герои Орденоносцы татарской национальности – 132



Валитов Булат Мухрамович

***

Валитов Булат Мухрамович
Погиб 18.12.99, в свой день рождения, пытаясь оказать помощь раненному л-ту Власову, в/ч 21617


***

ИЗ ПОЧТЫ «БРАТИШКИ»: Бой за высоту 382,1
Здравствуй, «Братишка»!
Пишет тебе Истомин Вадим Николаевич, проходивший службу в 506-м полку на территории Чечни в 1999 — 2000 годах. Недавно нашел в Интернете письмо Михаила Кудрявцева из Сызрани, которое было опубликовано в ноябрьском номере журнала за 2000 год. Я также участвовал в бою, описанном в письме, только находился на правом фланге, а Михаил где-то левее.

Хочу рассказать то, что видел я, и немного поправить Кудрявцева. Погибшим при попытке оказать помощь раненому лейтенанту Власову был не Булатов, а Валитов Булат Мухрамович. Я и двое моих подчиненных: Валитов и Желудев были приданы из инженерно-саперной роты 506-го полка в разведроту того же полка.
Вечером вышли на задание в составе штурмовой группы, в которую вошли бойцы роты разведки, химик, мы втроем и артнаводчик. Нам было необходимо неожиданно захватить высоту 382.1 (телеретранслятор), имевшую в то время стратегическое значение. С нее прекрасно просматривалась большая часть Грозного.

Мы перешли наши окопы и в полной темноте поднялись на высоту, где к пяти утра заняли оборону. На высоте было пусто, хотя авиаразведка дала данные об укрепрайоне боевиков. Командовал группой лейтенант Остроумов, который перепутал высоту с более низкой возвышенностью. Когда рассвело, выдвинулись уже в нужном направлении и сразу попали под сильный прицельный огонь боевиков. Тех, кто шел в дозоре, расстреляли с 30 метров. Я и мои подчиненные шли за дозором следом, но успели запрыгнуть в первый окоп боевиков. С нами оказались командир взвода разведки лейтенант Власов и радист.
Наше появление для врага оказалось неожиданным, бандиты засели во второй линии окопов. Началась сильная стрельба из гранатометов с обеих сторон. Над окопом нависали деревья, и многие гранаты рвались о ветки. В первые минуты боя ранение получил радист, а радиостанция вышла из строя. От своих нас отделял бруствер окопа, по которому непрерывно стрелял пулеметчик боевиков. Мы не могли даже высунуться! Лейтенант Власов попытался покинуть окоп и занять оборону за бруствером, но при этом был тяжело ранен. Он лежал за бруствером, который закрывал его от пулемета врага, и просил помощи. Мой сослуживец Валитов Булат Мухрамович попытался перепрыгнуть к нему. Пуля попала ему в грудь. Упав в окоп, он сказал мне: «Вадим, меня ранили, выноси меня». Пока я колол ему промедол, Булат умер.

Все это время лейтенант Власов лежал за бруствером и кричал от боли. Сняв с себя РД с пластитом, я, не высовываясь, на звук пулемета бросил гранату. Как только она взорвалась, перепрыгнул бруствер. Мой расчет оправдался: после взрыва пулеметчик на несколько секунд затих. Их мне хватило, чтобы оказаться рядом с раненым офицером. Начал подтаскивать лейтенанта к брустверу, чтобы втащить его в окоп. Он мне говорит: «Зачем в окоп!? Давай в зеленку, чтобы эвакуировали». Этим, возможно, он мне жизнь спас, так как я узнал позже, что командир роты Остроумов отдал приказ отступить.
Потащил я Власова в лес. До леса метров сто пятьдесят, а от огня боевиков закрывает лишь бруствер. Однако последние пятьдесят метров до леса все равно простреливались. По пути срезал с офицера амуницию и стал подтягивать его к себе за ноги, чтобы ему было не так больно. Оттащив Власова, я пополз обратно к окопу за радистом. Он, раненный, перепрыгнул бруствер таким же способом, как и я. Уже вдвоем оттащили лейтенанта до леса. В лесу встретили троих разведчиков, которые несли убитого.
Перевязав Власова, осмотрелись. Наших рядом нет, мы на небольшом островке леса, от большого массива отделяет просека. Боевики нас уже пытаются окружить, кричат: «Иван, сдавайся! Аллах акбар!». Но в зеленку зайти боятся.
Мы решили убитого оставить и выносить раненого лейтенанта. До своих несколько километров по территории, контролируемой противником. Мы знали, что с фланга за нами на некотором удалении должна была идти пехота, поэтому приняли решение идти ей навстречу.
В этот момент начался сильный артобстрел. Видимо, командир роты Остроумов доложил, что на высоте живых нет. Тем не менее нас это спасло. Боевики сразу отошли, и мы проскочили с раненым в основной массив леса. Повезло, что никого из нас не зацепило своими снарядами, только одного разведчика сильно ударило комом земли по голове. Двинулись навстречу пехоте. Позже я узнал, что пехота не смогла перейти шоссе из-за сильного обстрела и, понеся потери, отступила…
Через некоторое время решили отправить раненого радиста вперед за помощью, так как, по нашим расчетам, до своих было еще далеко, а мы практически выбились из сил.
Примерно через час после ранения лейтенант Власов перестал чувствовать ноги, а еще через некоторое время умер. Мы тогда уже поняли, что пехоты нет. Посоветовавшись, понесли Власова дальше к своим. Легли отдохнуть. Смотрим, между деревьев человек стоит. Сначала не могли понять, свой или враг. Вдруг с земли встают около десятка боевиков и цепью идут на нас. Подпустили их ближе и открыли огонь. Сколько убили и ранили, не знаю. Бой был скоротечный, но очень интенсивный. Когда боеприпасы почти закончились, мы забрали у лейтенанта Власова карту, документы и дальше решили идти по одному.

Понимая, что нас попытаются отрезать от своих, я сначала пошел в сторону Грозного. Город на тот момент контролировали боевики. Думал отсидеться там до темноты. По дороге снял российскую форму. Под ней у меня была трофейная для тепла. Какой-никакой, но все-таки шанс выстрелить первым при встрече с противником. Спускаясь с высоты, я увидел группу боевиков. Они пробежали очень близко, меня не заметив. Стрелять я не стал.
После этого я принял решение и побежал в сторону передовой. Через какое-то время меня окликнули по имени. Это были трое разведчиков, которые к тому времени уже снова собрались вместе. Ну, думаю, они сейчас по мне откроют огонь. Форма-то на мне чеченская! Я ползком в сторону, в овраг.
Смотрю — опять группа какая-то идет. Первым идет мой знакомый разведчик — Семеныч. В общем, радист наш дошел! Лейтенант Кичкасов собрал добровольцев, сел с ними на две БМП, и через поселок, по территории занятой боевиками, приехали за нами. По пути, в поселке, ребята уничтожили двух боевиков. Дождались мы троих разведчиков и на БМП — к своим. Молодцы ребята, не бросили, а то я все шел и думал, что выйду на свои окопы и сразу под пули попаду в такой форме! Прибыв в свое подразделение, я сдал карту Власова лейтенанту Кичкасову.
Михаил, который вам написал, по сути, спас срочников, которые оставались в злополучном окопе и, что греха таить, были в замешательстве. Он сумел вывести их из окопа и даже вынес мой РД.
По окончании боевых действий я уволился в запас. За время кампании 1999—2000 годов я участвовал в штурме Грозного, дошел с первой ротой до площади Минутка, штурмовал станцию, военный городок Ханкала.
Позже я узнал, что Булата чеченцы похоронили, как и всех мусульман, кто там был из наших погибших. Ребят славянской внешности изуродовали. Булата перезахоронили в городе Чернушка Пермского края. Высоту 382.1 потом взяли штурмом. После службы я заезжал к матери Булата (Валитов Булат Мухрамович погиб 18 декабря в свой день рождения, 22 года, проживал в селе Юмаш-Павлово Чернушинского района Пермского края), объяснял ей, почему я его, мертвого, бросил там, на высоте. Она меня не поняла. Валитова посмертно наградили орденом Мужества. Миша, написавший письмо, должен меня помнить. Я, как и он, служил срочную в спецназе ГРУ. Земной поклон лейтенанту Кичкасову. Если бы не он, я бы, наверное, погиб.
С уважением,
Вадим ИСТОМИН
г. Пермь

http://www.bratishka.ru/archiv/2009/2/2009_2_1.php





Кабиров Шамиль Нурутдинович

***

Родился в 1925 г. в с. Средние Тиганы.
Перед войной проживал в Марийской АССР, д. Дубовая.
Мобилизован Горномарийским РВК в феврале 1943 г.
Гв. мл. сержант,
командир орудия танка М4-А2 ("Шерман") 2 танк. рота 18 гв. танк. полк 1 гв. мех. бригады 1 гв. мех. корпуса, 3 Укр. фронт.

На фронте с января 1945 г.
За мужество и отвагу награждён медалями "За отвагу", "За победу над Германией",  орденами Славы 3 ст., Красной Звезды, Отечественной войны 2 ст. (1945), От. войны 2 ст. (1985), знаком "Отличный танкист".

http://tatfrontu.ru/person/kabirov-shamil-nurutdinovich








Шигабутдинов Ринат Фраилович

***

1.07.1978 - 2.07.2000
сержант милиции

Краткая биография сотрудника Отряда милиции особого назначения при УВД города Магнитогорска Челябинской области, погибшего при выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе России
 
ШИГАБУТДИНОВ    Ринат    Фраилович

Родился 1 июля 1978 года в городе Магнитогорске Челябинской области. В 1985  году Ринат поступает в 1 класс школы № 41 города Магнитогорска, в которой учится до 4 класса. В связи с переездом семьи на новое место жительства в республику Татарстан,он продолжает школьное образование с 5 по 9 классы в школе № 3 города Новоменделеевск. С 1994 по 1996 год Шигабутдинов Р.Ф. учится в Профессиональном лицее № 64 города Набережные Челны Республики Татарстан по специальности «токарь». Окончив обучение, он, в течение нескольких месяцев, работал токарем ремонтно - механического цеха Новоменделеевского     химического     завода Республики Татарстан.
В ноябре 1996 года Шигабутдинов Р.Ф. был призван на службу в Вооруженные силы Российской Федерации, которую проходил в войсковых частях морской пехоты, в должности наводчика и был уволен в запас в ноябре 1998 года в звании сержанта.
После службы в армии Ринат приезжает в город Магнитогорск к своим родственникам и в мае 1999 года подает заявление с просьбой с трудоустройстве в ОМОН при УВД города Магнитогорска, объясняя свой выбор желанием активной борьбы с преступностью. Шигабутдинов Р.Ф. достойно проходит все вступительные испытания и в июне 1999 года был принят на должность милиционера - бойца ОМОН при УВД города Магнитогорска.
В апреле 2000 года сержант милиции Шигабутдинов Р.Ф., в составе ОМОН при УВД города Магнитогорска, выезжает в свою первую служебную командировку в Чеченскую Республику для участия в контртеррористической операции по ликвидации незаконных бандформирований на территории Северо-Кавказского региона.
Ринат погиб  2 июля 2000 года в городе Аргун, в результате теракта - подрыва грузового автомобиля "Урал", начиненного большим количеством взрывчатки под  управлением террориста - смертника. Шигабутдинов Р.Ф. захоронен на Левобережном кладбище города Магнитогорска.

Сержант милиции Шигабутдинов Ринат Фраилович погиб на боевом посту, верный Присяге, данной народу России. Указом Президента РФ № 1058 от 27.08.2001 года он награжден государственной наградой орденом Мужества (посмертно) .

С целью увековечения памяти, приказом МВД России № 465 от 20.05.2002 года, Шигабутдинов Р.Ф. зачислен навечно в списки личного состава УВД города Магнитогорска.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И ВЕЧНАЯ СЛАВА ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА!

http://afgan.ru/memorial/shigabutdinov-rf-mag-omon-.html







Эбулисов Абулкаим

***

Крымские татары воевали во всех родах войск, были награждены всеми орденами и медалями СССР за исключением только ордена «Победа», от медали «За боевые заслуги» до ордена «Ленина» и звания Дважды Героя Советского Союза, стали полными кавалерами ордена «Слава», среди них есть награжденный четырьмя медалями «За отвагу» (Абулкаим Эбулисов) [5].

http://ilmiyqirim.blogspot.com/2014/12/blog-post_10.html

https://ok.ru/video/309770848967







 Языджиев Исмаил

***

За проявленный героизм при обороне Акъяра (Севастополя) был представлен к высшей награде командующим Черноморским флотом вице-адмиралом Ф. Октябрьским и командир пулеметного отделения 8-й отдельной бригады морской пехоты старшина второй статьи Исмаил ЯЗЫДЖИЕВ.
Командующий флотом лично перед строем поздравил его с высокой наградой. О героизме И. Языджиева в своих воспоминаниях пишет участник обороны г. Акъяра, впоследствии дослужившийся до звания контр- адмирала М. Байсак.
 
 https://anaurt.com/ru/suleyman-abdulovich-hairov

http://milli-firka.org/---/


Рецензии