Вместе с Россией

***
Я жил в коммуналке, мечтал и любил.
И вместе с Россией судьбу проложил
Сквозь праздники, будни, сквозь радость и боль.
Я русский нерусский! И в этом вся соль!..

***
Голубизна и солнце,
И никого, и тишь.
И ива у колодца,
И ты стоишь, грустишь…

***
Напиши картину для души,
Ты душой картину напиши!..

***
Не запрещай себе быть чудотворцем,
Чтобы гореть и светить вместе солнцем!
Не запрещай себе быть человеком,
Чтобы не знаться с бессовестным веком!
Не запрещай быть счастливым себе,
Жизнь проводить в тишине – не в борьбе.
Ты не судья, так зачем запрещать?
Лучше в зените безбрежном летать!..

***
Звезды, звезды, ваше время вечность,
Звезды, звезды, ваше место – высь.
Тишина небес и бесконечность
Строками в тетрадку пролились…

***
Душу распахни навстречу
Чувству доброму, живому.
И тогда промозглый вечер
Приведет тропинкой к дому.
К дому, что зовется «радость»,
К дому, что зовется «счастье».
Ведь судьба не где-то радом!
Стань ее счастливой частью!..

***
Переверни страницу в завтра,
Переверни страницу в день.
Испей же утро быстро, залпом!
И прогони ночную тень!..

***
Всё было сказано когда-то,
И строки кто-то написал.
Быть может, той войны солдатом,
Что жизнь за нас с тобой отдал?!
Он прошептал с улыбкой: «Мама».
Сказал он: «Боже, помоги».
Он прожил мало, очень мало.
Его слова ты береги.
Его тоски не забывай-же,
Ты помни рай его и ад!
И это для тебя так важно,
Ведь это ты… сто лет назад!..

***
Быстро я старею,
Год, еще один.
Вырвать не сумею
Из волос седин.
Волосы все белы,
Да и тех чуть-чуть.
Старческие беды
Мне укажут путь.
Старческая радость:
Внуки да диван.
Впереди лишь малость,
Лишь надежд обман…

***
Много лет уж миновало
С той поры, как я любил.
И любви-то было мало,
Всё давным-давно забыл.
Нерастраченные чувства
На бумагу всё ползут,
Но любви, конечно, чуда
Никогда не создадут…

***
Ты судьбы своей град-Китеж
Хмурым утром вдруг увидишь.
И поймешь – надежда рядом,
И в душе затеплит радость.
И спадет пустая грусть,
Прожита жизнь. Ну и пусть!..

***
Она сказала: «Мудрые глаза у вас».
Подумал – мудрые глаза? Сейчас!
И выпил водки, и под юбку к ней полез.
Она мне гневно бросила: «Подлец!»

***
Надоела в сердце грусть.
Дайка я вина напьюсь.
В сердце хлынет теплота;
Прочь, злодейка-маята!..

***
Либо тьма кромешная, либо пламень адов.
Только горю ближнего несказанно рады…


***
Под конец зимы ударили морозы,
Но не испугают поздние угрозы.
Ведь на солнце ярком уж капель звенит,
«Уходи, зима, скорее!» - говорит…

***
Зачем пишу стихи? Зачем рисую?
Да, чтоб сказать себе: «Я не тоскую!»
Но я тоскую, что там говорить,
Мне кажется – еще не начал жить.
И кажется – всё подмалёвочки рисую
И всё тоскую, только-лишь тоскую…

*
Подмалёвок (художественный термин) – предварительный набросок под картину.

***
Перо летает по листку бумаги,
Но в этом нету никакой отваги.
Отвага в том, чтоб выйти смело в жизнь,
И понесет! И не кричи: «Держись!»

***
Человек часто думает: «Я не могу потому, что у меня нет возможностей!»
Но всё наоборот: у человека нет возможностей, потому что он не может!

***
Трудно из первого класса перейти в десятый!
Проще – во второй. Еще проще – не переходить.
Переходи!..

***
Солнце в февральских сугробах уснуло
И в тишине голубой утонуло.
Только желтеет вдали горизонт.
И темнотой наполняется он…

***
В рай нельзя ввести силком! Только добровольно
Входят в этом светлый дом, золотой, привольный!..

***
Мы интересны друг для друга
Своей несхожестью.
Я – твой супруг, ты мне супруга.
Хотя-б бескожестью
Мы привлекаем половинки
Единственной судьбы.
И Зинки, может быть, Маринки
Должны с тобою быть.
Скорее с нами быть Любовям,
Надеждам надо быть.
Затем, чтоб с Верою и болью
О главном говорить…

***
Слова поддержки, дружества хотелось-бы найти,
Надежду встретить чистую на неземном пути.
Не на земном – небесном и не в грязи – в цветах.
И духом поселиться в бескрайних небесах…

***
Жизнь написала эту книгу,
Писание времен, судеб.
Мир покачнулся, вздрогнул, миг и
В Плоть Божью обратился хлеб…


***
Из чего рождается поэзия?
Из погасших звезд? Пустых сердец?
В небеса взгляни, воскликнешь: «Это ты,
Неземная муза, где-то здесь!»
Между синевы непроницаемой,
Между звезд, мерцающих во мгле.
И душою только осязаемой,
Невесомой точкой на игле…

***
Любовь живет в словах,
А умирает в их отсутствии.
Любовь живет в глазах,
Ведь мы – любовных странствий путники…

***
Во святой своей неторопливости
Копит Русь остатки прежних сил,
Чтобы враг в пустой своей хвастливости
Князя Невского не позабыл!..

***
В России храмы и скромны, и безмятежны,
Они, как островки, России древней, прежней.
Иконы, ладан и кресты, и купола;
Дорога родины к церквушке пролегла.
Церквушке, затерявшейся в полях безбрежных
Среди лесов и рощ ее, в просторах безмятежных…

***
Сердцеведцы, правдолюбцы,
Горлопаны, правдорубцы –
На Руси поэты,
«Чудотворцы» эти.
Всё шумят, шумят! А толку?
Рвется – знаем – там, где тонко.
Стихотворцы гибнут,
И стихи их гинут…

***
Русскость – состояние души,
Русскость – звук молебствия в тиши.
Русские – лишь сестры, братья,
Воины Господней рати.
Адского причастья не хотим,
Наша жизнь, и наша смерть лишь с Ним,
С Господом самим!..

***
Что Господь разъединил, не нам соединять!
Что Господь соединил, не нам разъединять!
Если украинец ты, то Украина мать.
Если армянин, грузин, то надо понимать,
Что Россия вам не родина – чужбина,
Потому нередко косо смотрят в спину.
Для чего приехали вы в этлот дальний край?
Ты на родине своей живи и умирай…

***
А в сатанизме всё двоится,
Троится, даже – четверится.
Где маски? – не понять. Где лица?!
Лишь ложь одна и наважденье,
И нечестивое куренье.
Опять же не поймешь, чего?
Лишь отрицание Его,
Христа и Бога отрицанье
И поношенье, и руганье.
И кровь, и кровь, одна лишь кровь!
Но нас спасет Господь-Любовь!..

***
Он сам творил свою судьбу,
Расписывал цветами.
И Божий мир, а не борьбу
Он жадно пил глотками.
Но недопил, недолюбил;
В чужой борьбе он жизнь сложил…

***
Абсурд и нелогичность, и грехи, грехи.
Народ в невежестве и в воровстве верхи.
Вневременье кругом и беспричинность;
Царит порок и хулится невинность…

***
Куда бегут от скуки? –
Скажите мне поля.
А в небо тянут руки
Седые тополя.
И говорят, что вечность
Вот здесь, в кривых ветвях.
И миг, и бесконечность
В распахнутых глазах.
В глазах, что не забыли,
Что только раз живем.
Мечтой свободной были
В зените голубом!..

***
Мы мало знаем о себе,
Пожалуй – ничего не знаем.
С самим собой живем в борьбе,
Себя же вечно убиваем.
И не живем, а лишь грустим,
Лишь пьем да курим, да едим…
А где-то я, прекрасный я,
И где-то жизнь цветет моя!..

***
Горьковато-печальны последние годы,
Вдруг порадует что-то и снова невзгоды.
И труды в никуда, в нивочто, низачем.
И судьба – не судьба, а безжизненный плен…

***
Неощутимо протекает время,
Сменяет лица, села, города.
Кидает в завтра человечье семя,
В ушедшее срывает провода.
В сегодняшнем же нам покоя нету;
Мы вечно вопрошаем – нет ответа!..

***
Как надо? – я не знаю.
Не знаю, как пишу.
Хоть каплю, каплю знанья
У жизни попрошу.
Чтоб написать хоть что-то,
Достойное любви.
Чтобы огонь так просто
Вдруг запылал в крови!
Чтоб прошептали губы:
«Люблю, люблю тебя!..»
Чтобы безлюбьем грубо
Был не растоптан я…

***
Мы не отсюда,
Мы – не черти – люди!..

***
Что ни делай – всё ведет к потерям,
Что узнаешь – мнимость лишь одна.
Лишь молитвой путь земной измерен,
С Богом невечерняя страна.

***
Где всё живет и где не умирает?
Быть может, из людей хоть кто-то знает?!

***
Неземная музыка звучит весной с небес,
Голову вздымаем с шевелюрой или без.
Курим, сплевываем, а потом уходим,
Но надежды нашей в марте солнце всходит.
Музыка седых печалей больше не звучит;
Солнца луч смеется в чистых небесах летит!..
***
Как убить в душе мечту?
Поселить в ней пустоту?
Поселить в ней грусть-печаль?
Посмотри в России даль!..

***
Есть-ли в жизни что-то больше жизни?
Нечто, что лежит поверх нее?
Мы страдали, мучились и жили,
Не познав и не поняв ее!
Нищета и труд, и грязь, и пытки,
Стать людьми – нечастые попытки…

***
Не выходи на сцену! Это место страшно!
Ты здесь никто и всё, как день позавчерашний!
И сотни лиц сменяешь, сотни душ.
Царит здесь страшный преисподней дух!
Он всё и ничего, он здесь и нет его!
Здесь «истины» вещает это НИЧЕГО…

***
Он по снегу шел в атаку.
Не дошел и был убит.
Только в небо снег распахнут,
Сердце алое лежит.
И победа будет наша,
Мы на вражьем берегу!
Нет на свете смерти краше –
Пламенеет на снегу
Сердце русского героя!
Стяг Победы над страною!

***
Мой стол накрыт на одного.
Один и больше никого.
Живу один уж много лет;
Во мне вопрос, во мне ответ.
И всё знакомо мне вокруг;
Лишь тополь неизменный друг.
Рассвет в полях – любимый брат,
Луны-сестры спокойный взгляд.
И день, и ночь, и день, и ночь.
И гонишь, гонишь скуку прочь.
Мой стол накрыт на одного;
Один и больше никого.

***
Сколько-же угробили людей
На Руси, истерзанной моей
На изломе окаянных дней!
За помин себя вина испей,
Ведь не жил и дня, а лишь страдал.
- Любишь Русь? – скажи.
- Конечно, да…

***
Успокойся, милый, успокойся,
Ты страдаешь в жизни не один.
И Россией, как водой, омойся
И не забывай – ее ты сын!
А страдать России не впервые;
Сколько лет лихих уже прошло!
И опять бушуют вихри злые.
Снежной сединой отчизну замело…

***
Март-месяц этот холоден и ярок,
Он, как зимы, еще один подарок.
Тем радостнее будет нам апрель,
Услышим долгожданную капель.
Весна опять нам души растревожит,
И улыбнется нам денек погожий…


***
А снилось мне, что я стихи писал
И с легкостью шедевры выдавал.
Под утро разбудил неяркий свет,
Стал вспоминать – шедевров нет, как нет.
А есть лишь ручка и бумаги лист;
Он непорочен, первозданно чист…

***
Мне сегодня снились незабудки,
Скромные, неброские цветы.
От того подумалось, что будто
Вспоминаешь обо мне и ты.
Вспоминаю я тебя, конечно,
Вспоминаю голос твой родной.
Думаю – что жизнь идет сердечной
С такой счастливою тропой,
Что влечет, ведет меня куда-то,
Где страданий и болезней нет.
Впереди твое мелькает платье,
Я несу тебе любви букет...

***
По России электрички пробегают,
По России пролетают поезда.
Может быть, они хоть что-то понимают,
Ведь знакомы им поля и города.
Хорошо знакомы им и горы, реки,
Им знакомы люди-человеки,
Те, что взглядом электрички провожают
И, наверное, хоть что-то в жизни знают…


***
А в электричке каждый время убивает,
Кто пиво пьет, кто в интернете пребывает.
А я сижу, пишу себе стихи,
Они не хороши и не плохИ.
Они такие, как на улице погода,
Какое на душе сегодня время года…

***
Садовую лавку кусты обрастают,
На даче никто не живет.
И годы забвения тут пролетают,
Уйдет год, другой настает…

***
На веранде стол накрыт –
Восемь мест пустых.
Кажется, еще хранит
Голоса родных
Этот дом и этот сад,
Этот солнцепад.
Но их нет, они ушли
В дальние края.
Но меня взять не смогли –
Здесь один лишь я…

***
Желтый лист упал на стол
Прямо в чашку мне.
Август уж давно прошел,
Клены все в огне…

***
Раскрыта книга на странице,
Которую вчера читал.
Но день вчерашний лишь приснится,
Он в вечности седой пропал.
И ту страницу не прочесть мне,
Она другая, я другой.
Та книга мне не интересна,
Качну седою головой…


***
Очки, журнал и стол, и кресло,
Лужайка дачная и место,
Где лишь вчера стоял мангал.
О дачной жизни я сказал,
Наверно, всё. Но где же люди?
До выходных их здесь не будет…

***
Стаканы сдвинуты и в них горит вино,
Горячим солнцем наполняется оно.
И в блюде яблоки и груши на столе.
И мы, конечно же, богаче королей!..

***
Две подушки обнялИсь на моей кровати.
Развалились, словно баре, без стесненья, Кстати
Я давно один живу на притихшей даче,
Сам с собою посмеюсь, сам с собой поплачу…

***
Мне снился полдень, весь в цветах,
Горячий южный полдень,
Который в золотых садах
Блаженством переполнен…

***
Две чашки голубые
И чайник голубой.
Такие молодые
И мы вдвоем с тобой.
То было жарким летом
На дачах под Москвой.
Обласканные светом
Сидим, пьем чай, друг мой.
И, кажется, счастливей
На свете не найти.
Но нашептали листья
Не схожие пути.
И только фотоснимок
На память о тебе.
Веду беседу с ним я
О радостной судьбе…

***
Всё, что нужно для счастья, у нас уже есть.
Ведь ты – весь микрокосмос и космос ты весь!..

***
Свой путь проходим в одиночку.
А путь у нас у всех один.
И ставит точку, жизни точку
Небес Великий Господин.
Но точка эта – лишь начало
Того небесного причала…

***
Музеев хлам, архивов пыль
И сказка – быль или не быль.
И мы живем иль не живем,
По жизни в «никуда» идем.
И жизнь свою сдаем в архив.
И вспомнит нас, кто будет жив?
В музей, быть может, забредет,
Пожмет плечами и уйдет…

***
А впереди лишь дальняя дорога
И холм, а на холме белеет храм.
А нам чуть-чуть пройти, еще немного,
Чтоб оказаться там, у храма там.
Но жизнь идет, а храм всё недоступен,
А ведь казалось – несколько шагов.
И мы на этот храм взираем тупо.
Нам не найти небесных берегов…

***
Здесь всё, что ни попросишь, - для тебя.
СоздАл всё это Бог, тебя любя…

***
Розовеет Восток и туманится Запад,
Зарождается новый всерадостный день.
В небе меркнущий месяц. Ему, видно, жалко
Удалится куда-то в полдневную тень.
Только солнце лучами его прогоняет,
Солнце в росах горит и в уснувшей реке.
В куполах у церквушки лучами играет,
Что свечою на дальнем стоит бугорке…

***
Тридцать лет прожил Есенин,
Я же – шестьдесят.
Он творил порой весенней
Много лет назад.

Я теперь стихи слагаю
Тоже по весне.
И Есенин – точно знаю –
Улыбнется мне.

Тоже осенью родился
В грустном октябре.
И Россией причастился
В трепетной заре…

***
Судьба отечества скорбна,
Судьба отечества прекрасна.
Россией прозвана она,
Россией, девушкою красной.
В платке из белых облаков,
В платке из неоглядной сини.
Из рощ, лесов, полей, стогов –
Моя неброская Россия.
Судьба отечества скромна,
Судьба отечества велИка.
Церквями зиждется она.
А по церквям святые лики
Спокойны, а порой – суровы.
Звон колокольный снова, снова
Летит над родиной моей,
Летит над чередою дней…

***
Придумывает жизнь сюжеты лучше нас
И целится она не в бровь, а прямо в глаз.
А мы придумываем только пошлость.
Трагедия для нас, конечно, роскошь…

***
Брожение, брожение,
Брожение в умах.
Писать стихотворение
Из «ох» да «ух», да «ах» …

***
Радость, молодая и весенняя –
В небесах писать стихотворение
Ветками столетних тополей.
Ведь зовется родиной моей
Русская земля моя неброская –
Тульская, Московская и Окская.
В зелени полей, в голубизне,
В грезах что родятся по весне…

***
Мир красоты и правды невечерней
Нам не удастся на земле познать.
Но бодрым дух держи, а сердце верным,
Чтобы молитвой к Небесам взлетать…

***
Я паломник и скиталец,
Русь свою ищу, ищу.
Но немного мне осталось,
Я врагов своих прощу.
Бог судья им, и не мне их
Миловать или казнить.
Мне осталось только небом
Взор земной свой окропить…

***
Губительные миражи:
Антихрист, антимир.
«Совком» отравленная жизнь
И доллар нам кумир.
А Русь? А Русь? Святая Русь?!
Топчи ее, топчи!
Попробует хоть пикнуть, пусть,
Пожнут ее мечи!..

***
Сегодня небо пламенело
На утренней заре.
Всходило солнце ярко, смело
В холодном октябре.
Деревья, ветками качая,
Молились небесам.
А ветер, травами играя,
Носился по полям…


***
Вечерами всё затягивает дымка,
Делая неясным всё вокруг.
Кажется, тогда, что лес за полем дышит.
Промелькнула птица, как испуг.
Усеченная луна на небосклоне
Бледный свет на родину прольет.
И глаза закроешь; в сон всё клонит, клонит.
Сновиденьем наступил черед…

***
Курят на обочине менты,
О рыбалке говорят.
А под мухой проезжаешь ты,
Но они не тормозят.
День весенний радостен и ярок,
Он, как будто, дорогой подарок.
И менты сегодня подобрели,
Услыхав весенние капели…

***
Купим мы вина, немного фруктов,
В гости забредем к своим друзьям.
И пожмем их дружеские руки,
И они обрадуются нам.
Потекут беседы о погоде,
О красотках нашего двора.
И забудутся тогда невзгоды;
На дворе весенняя пора…

***
Мы бежим от скучной жизни,
Мы бежим от пап и мам.
Думая, что там прокиснем;
Хочется полета нам!
Но в полет не отпускает
Нас родимая земля.
Ведь в разлуке заскучает
Эта родина моя…

***
Мы водку пьем и пишем книги.
Мы книги пишем, водку пьем.
Россия сделала такими,
Россией дышим и живем…
***
Мы ищем, суетимся. Не находим
Того, что ищем и того, что ждем.
Заходит солнце, утром снова всходит,
А мы всё к цели призрачной идем.
Кругом соблазны. Платой за беспечность
Становятся разбитые сердца.
А над Землей царит немая вечность,
Немыслимая вечность без конца…

***
Ломайте стены и границы,
Учитесь, двигайтесь вперед!
Держитесь за руки; что снится,
Давно вас ждет. Вас только ждет!..

***
Оплот греха, оплот соблазна
Людей перетирает в пыль.
Рукой махнешь: «Да, пусть! Да ладно!»
И на обочине не ты-ль?
А маховик стучит, несется;
Под жерновами много нас.
И город тот Москвой зовется,
Лукаво улыбаясь нам…

***
«Сегодня» всё хиреет и хиреет,
А «завтра» со свечою не найти.
А разве наше прошлое посмеет
В грядущее без нас с тобой пройти?!

***
Без нас. Без нас не колосится поле!
Без нас. Без нас у песни нет строки!
Вот только край наш русский нынче полон
Какой-то неизведанной тоски…

***
Прогнал остаток сна звонящий телефон
И голосом приятеля сказал мне он:
«Привет, дружище мой. Ты где сейчас? В Москве?»
И заметался в проводах его «привет».
«Привет друзьям-подругам и Москве привет».
«Спасибо, передам!» - твердил лишь я в ответ.
Приветы кончились, иссяк и разговор.
Друзей давно похитил тот вселенский вор,
Ведь в нынешнем их нет уже, они ушли,
И прошлого следы седины замели…

***
Лишь стены старые, но люди – всё чужие.
А жили здесь друзья, такие молодые.
И мне не хочется без них там побывать,
Чтоб нашей юности прекрасной на предать…

***
По русским душам, будто враг прошел
И уничтожил доброту и совесть!
И нет давно-уж благодатных сел,
А пьянство с наркоманией не новость.
И дочери не русские уже,
Табак и пиво – это их забава.
А летом ходят, будто в неглиже.
И рок, американская отрава.
Беснуются на сцене сыновья;
И в речи всё сплошные англицизмы.
И сам не понимаю – кто же я?
В моей душе одни лишь «измы», «измы» …

***
Мы делим людей на своих и чужих,
Их делим на наших-не наших.
На этих любимых, приятных таких
И прочих, везде мельтешащих.
От этих «чужих» нам спасения нет,
Они так тупы и банальны.
От наших любимых – лучащийся свет,
Они глубоки, гениальны…

ПРОВИНЦИЯ

Здесь время не бежит, оно тягуче;
Кино замедленное, скучное кино.
В столице, в этой человечьей гуще
Оно летит стрелой, торопится оно.
Провинция живет неторопливо,
Здесь все давно знакомы, и кругом друзья.
Не удивляет – покупаю пива,
Без приглашенья в гости набиваюсь я.
Знакомого, не видев лет пятнадцать,
Встречаешь в транспорте, кричишь ему: «Привет!»
Ну, а потом-же, может оказаться,
Для продолженья разговора темы нет.
И едем молча, и в окошко смотрим:
Домишки, а за ними сотни верст леса.
И лишь вдали над горизонтом мокнет
На темно-сером небе света полоса…

***
Нас поезда развозят в стороны,
Теряем мы подруг своих, друзей.
И грусть разделим с ними поровну;
Беги же, поезд, всё быстрей! Быстрей!..

***
Музончик из кафе и разговоры
Смешались со спокойною волной.
За пляжем вдалеке синеют горы,
А солнце целый день над головой.
Мороженщик везет свою тележку,
Колеса заунывно так скрипят.
Лишь вечером идем в свою ночлежку,
А завтра повторится всё опять…
***
Мы научились врать самим себе;
С собою мы не в дружбе, а в борьбе.
И мыслить научились мы как надо.
Лишь водка и футбол для нас отрада.
Мы научились предавать друзей.
Так выпьем-же, мой друг, скорей налей!..

***
Осень пахнет первым листопадом,
Осень пахнет скошенной травой.
Осень, как последняя отрада
Перед долгой сумрачной зимой…

***
Я полон нежности печальной
К российским рощам и полям.
И на расспросы отвечаю,
Что русский украинец сам…

***
Пригорок, а на нем стоит собор,
А выше небо, птицы, облака.
Под облаками искрится река.
А дальше – темный лес, сосновый бор.
И тихо проплывают тут века.
Века Руси, неспешной и простой,
А на восходе сине-золотой…


Рецензии