Герои Орденоносцы татарской национальности - 134

Герои Орденоносцы татарской национальности – 134






Ухтияров Велит Эптюкович

***

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
ЭТД

Должность:
моторист

Звание:
матрос

Погиб
Чувашская АССР, Шумерлинский р-н, пос. Триер.
Призван Шумерлинским РВК в 1955 г.
1931 (1935) г.р.
Похоронен на Братском кладбище.
Награжден орденом Мужества.
 
Письмо от 12.11.12 от Ухтияровой Галины Селендеевны

Здравствуйте. Начну с того, что я сегодня утром разбирала бумаги и нашла газету, где описана эта трагедия, в другом номере - свое письмо-отзыв. Читала, вспоминала... Вечером приезжает мой брат и показывает этот сайт. Вот такое чудесное совпадение. Дядя Велит - родной брат моего отца- дорог моему сердцу с детства. Не проходило дня, чтобы моя бабушка и тетя не вспоминали о нем, всё ждали его возвращения. Жили с надеждой, может, Велит живой, спасся....Мой отец часто растроганно пел: --Не думали, братцы, мы с вами вчера Что нынче умрём под волнами... мне же говорил, что я похожа на брата Велита. Моего дядю Велита любили все, кто его знал. А совсем недавно один из знакомых говорит, может, поискать дядю Велита по сайту ЖДИ МЕНЯ. И сегодня о нем помнят... Искренне благодарим создателей сайта.

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1381/






Фазылов Рамазан

***

линкор "Новороссийск"
Подразделение:
БЧ-2

Звание:
матрос

На "Новороссийск" прибыл новобранцем за несколько дней до трагедии.
28 октября (накануне взрыва) линкор вышел в море и Рамазан участвовал в своих первых стрельбах.
После опрокидывания оказался в воде. Был подобран спасательными судами.
Проживал в г.Аргаяш Челябинской области.
Впервые о трагедии заговорил только спустя 50 лет в интервью "Первому областному" телеканалу.
 
Рамазан Фазылов вспоминал: 
"Чистоту навели, прибрали всё, легли спать. Молодые, сон крепкий, но всё равно проснулись. Такой грохот был! Корабль вздрогнул... Конечно, никакой команды покинуть корабль не было, хотя кругом спасательные средства: баркасы, катера. Они только и ждали команды забрать экипаж...
Корабль накренился на правый борт, его удалось выровнять, потом пошел крен на левый. Команда ждала сигнал "Покинуть корабль!", но он так и не прозвучал.
Темно, а потом только в последний миг я увидел воду светлую. Уже до воды осталось метра три или четыре, чтоб не попасть под палубу, чтобы меня не накрыло. Сообразил, оттолкнулся и прыгнул.
Две недели спасшиеся члены команды отходили после пережитого и ледяной октябрьской воды. Судачили о причинах гибели линкора, выясняли судьбу товарищей...
Вспоминаются до сих пор трюмные машинисты. Они в самом низу работали, такая служба, и они остались на боевых постах. Линкор перевернулся, а они в ловушке остались, некуда им выйти. Еще три дня линкор стоял на плаву, винтами кверху. Они, как мне потом передали, стучали..."

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1885/






Хабибулин Борис Мануилович

***

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
4-я башня ГК 1АД

Должность:
строевой

Звание:
матрос

Спасен из перевернувшегося линкора через 52 часа вместе с матросом Н.Семиошко.
Награжден орденом Мужества.
 
"Когда Сербулов дал команду покинуть корабль, Хабибулин прыгнул за борт. Он потом сам удивлялся: «Прыгал в воду, а оказался в помещении!» Из кубрика, куда он попал, воздух выдавливало с такой силой, что руку Хабибулина втянуло в узкий и глубокий иллюминатор, проделанный в броне. Никак не мог он вытащить руку. Несколько раз накрывало водой, хватал воздуху и снова рвался, пока не освободился наконец... Он тут же полез по трапу выше, но линкор уже перевернулся, и Хабибулин попал из 28-го кубрика, где он находился, в 31-й, расположенный палубой ниже.

«Лезу, лезу,- рассказывал он,- а на голову мне что-то давит. Пощупал - нога. Слышу плач. Матрос молодой, дневальный по кубрику (матрос Н.Семиошко - Авт.) растерялся, верх с низом перепутал, навстречу мне лезет.

Я ему: «Молчи, салага, давай койки раскатывай, на матрасах спасаться будем!» В общем, образовалась у них в 31-м кубрике воздушная подушка. Но вода медленно поднималась. Темно, холодно... Нащупали чей-то чемодан, нашли флакон с одеколоном. Выпили для согрева. Там же и утюжок обнаружился, он им потом тоже пригодился.

Просидели они так до утра, вдруг слышат из-за борта человеческий голос:

«Всем, кто нас слышит! Простучите номер кубрика и количество людей в нем».

Простучали они утюжком: «31-й кубрик, два человека». Сначала хотели простучать число людей побольше, чтобы скорее спасать пришли. Но честно отбили — «два»...

Хабибулин потом рассказывал: «Сутки ждем. Никого нет. Уже дышать трудно... Воздух портится... Вдруг вода внизу стала светлеть. Пятно от фонаря... Потом голова водолаза (ст.матрос Попов) выныривает. «Живые кто есть?» - спрашивает. «Есть!» - кричим и на пробковых матрасах к нему плывем». (Н.Черкашин "Реквием линкору")

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1408/






Хабибулин Владимир Петрович

***

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
4-я башня ГК 1АД

Должность:
ст.строевой

Звание:
матрос

Награжден орденом Мужества

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1407/








Хабибуллин

***

Снова простукивали корабль, водолазы снова и снова погружались, тщательно исследуя каждый метр корабля. Но тщетно. Прошло 2 суток, поиски продолжались. И уже на третьи сутки на поверхность буквально выскочил водолаз и сообщил, что он нашел двух живых. Ему никто не поверил. Прошло 52 часа. Да не могут же…

- Оказалось – да! - свидетельствует Леонид Иосифович. - Это были матрос Семиошко и старший матрос Хабибуллин. А получилось вот как. Это когда-то была кладовка, потом из нее сделали кубрик, но в кладовке оставался еще люк, где-то метр на два. Когда корабль перевернулся, они туда-то и залезли. А там образовалась воздушная подушка. Их с дыхательными аппаратами водолазы провели наверх. А там уже ждали медики и готовили баракамеру. Их потом отправили на месяц в санаторий, в Подмосковье.



***

31 октября в 6 часов утра из 32-го кубрика водолазами были выведены матросы Семиошко и Хабибуллин. Четверо человек, в том числе офицер – старший лейтенант, находившиеся в соседнем помещении, были затоплены водой за несколько часов до этого (стр. 143). Этим старшим лейтенантом мог быть только Астафьев.
Донецкая обл., г. Славянск.
«Я дневалил в 32-м кубрике и находился около панели с телефонами, которые связывали отсек с главным и запасным командными пунктами, постом энергетики и живучести и 4-й электростанцией.
 
- Чтобы не задремать, я не выпускал из рук телефонную трубку. И вдруг она вырвалась, корабль вздрогнул, вырубились светильники. Я решил, что линкор толкнул швартующийся к нему водолей, но сразу началось непонятное: заиграли боцманские дудки, объявили аварийную тревогу. Включив освещение от аккумуляторов, я разбудил матросов, они разбежались по постам, и я остался один. Попробовал послушать по телефону команды, но ничего не понял, а на мои вопросы не отвечали. Тут в кубрик заглянул мой годок и земляк Женя Хижняк, сказал, что где-то в носу взрыв, схватил бушлат и убежал. Заработала трансляция, и в динамике прогремело: «Боевая тревога!». По ней я должен быть у рулевой машинки. Выскочил наверх - линкор освещен прожекторами, на корме, по правому борту, стоят матросы. Заиграли сигнал «Захождение»; на корабль поднялся командующий флотом и приказал: «По местам стоять, за живучесть бороться».
Я вернулся в кубрик. Там горел свет, по трансляции слышались команды, приказы, крики, шум. Крен увеличивался, и с коек стали падать подушки и матрасы. Забегавшие ребята говорили, что есть убитые и раненые. Крен нарастал. Я ждал приказа покинуть помещение, потом высунулся из люка в 28-й кубрик. Там палуба скособочилась, полно народа, каждый за что-то держится, но один за другим срываются. Помню, моторист Костя Радзинский крикнул: «Сейчас опрокинемся! Прощайте, товарищи», - оторвался от перил и упал к левому борту.
Внезапно все перевернулось, воздушной струёй меня вытолкнуло в свой кубрик. Там еще горел свет, и я увидел в люке руки и голову матроса, втащил его... и тут стало темно, хлынула вода, давануло по ушам...
Внизу был вентиляционный трюмчик глубиной с метр, в него мы складывали чемоданы, лишние матрасы и прочие вещи - так вот, нас туда и затолкнуло. Вскоре все утихло. В кубрике над водой была воздушная подушка толщиной 60-70 см. Пришли в себя, разговорились; матрос спросил, где выход отсюда, я объяснил, что через 28-й кубрик, но это уже не для нас, надо ждать помощи.
Прислушались - где-то пели «Варяга» и стучали, удары слышались и глухие, и звонкие, и далекие, и близкие. Света не было, но залившая нас вода сильно фосфоресцировала. Познакомились. Моим товарищем по несчастью оказался Вася Хабибулин, артиллерист из 4-й башни. У него на всю грудь татуировка - изображен наш линкор. Поговорили, решили, что если выживем, не забудем друг друга. Нашли гаечный ключ, постучали. Очень хотелось спать, но понимали, что нельзя.
В корме, в румпельном отделении, стуки прекратились, но долго продолжались в районе правой машины. И вдруг заработала настройка трансляции, захрипело, зашипело, кто-то дунул в трубку, и раздалось отчетливое: «Всем, всем, всем! Кто меня слышит - ударьте в корпус». Казалось, загремел весь линкор.
Слышимость по трансляции была отличной, доносились разговоры у микрофона. Потом пошли команды: «Вызываю помещение... отвечайте двумя ударами». Начали с носа, и когда дошли до нас, мы стали выбивать номера шпангоутов (186-198), правый борт. Затем вызывали помещения, раз двадцать наш кубрик, потом шкиперскую кладовую. Мы отвечали тремя ударами, потом много раз «32», но нас не понимали, переспрашивали: «Вас 32 человека?» Отвечаем тремя ударами, слышим по трансляции: «Они не знают, где находятся», мы даем протестующую дробь. Тут к микрофону подошел командир нашей кормовой турбомоторной группы, спросил кого-то: «Может, в 32-м кубрике?» Мы даем: «2-2-2» (да-да-да). Чей-то голос приказывает: «Держаться до последнего, к вам идут водолазы», потом: «Водолазы под верхней палубой... Сколько человек?... Сколько воздуха?... Водолазы в 28-м кубрике... Водолазы около вашего люка». Каждый раз отвечаем двумя ударами. Спать уже не хочется.
И вот под люком забрезжил свет, показался водолаз со светильником, кислородными дыхательными приборами и бутылкой. Мы слышали, как он крикнул в шлемный телефон: «Дошел!» и попросил увеличить давление подаваемого воздуха. Я засунул два пальца под манжету его рукава, выпустил воздух - увеличил «подушку». А он дал нам глотнуть какао из бутылки и объяснил, как пользоваться дыхательным прибором. Я еще в учебном отряде освоил его, а Васе как артиллеристу это не положено, поэтому его выводили первым. Водолаз велел надеть робы, чтобы не поцарапаться, - они плавали рядом - Вася облачился в прибор, и оба ушли. Прошла вечность, прежде чем спасатель вернулся и сказал: «Живой!», взял меня подмышки и потянул вниз. Помню темноту и больше ничего, а потом то ли вечер, то ли утро: пасмурно, трап, мы по нему поднимаемся. Обнял водолаза и поцеловал в медный шлем. Меня раздели и затолкали в барокамеру. Я сильно промерз. Через шлюз передали что-то в стакане - пей! Спирт. И только тогда я уснул. Так и кончилась наша с Васей 52-часовая «вахта» в затонувшем линкоре».

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1207/







Халиков Амдулхай Халимович

***

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
Дивизион живучести

Должность:
трюмный

Звание:
матрос

1935 г.р.
Отклик на передачу "Жди меня". 13.08.2001г.
Проживал: Мордовия. г.Саранск. ул. Коваленко. 5-4-18
тел.73-63-09
 
Вспоминал: "Мне приказали принести топор в 15-й кубрик. Оказалось, надо отрубить руку матросу - её зажало сместившимися трубами при взрыве. Он догадался и истошно начал кричать "Не надо! Не выдержу!" Ему дали легководолазную маску и показали кнопку, на которую надо нажать в случае нехватки воздуха, и обещали прийти через час-полтора.
При подъеме линкора вспомнился мне матрос из 15-го кубрика. Но его там не нашли..."

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1411/






Халитов Хатмулла Хусниярович

***

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
10 батарея

Должность:
строевой

Звание:
Матрос

http://novorossiysk-linkor.ru/spisok/show/1413/


Рецензии