Герои Орденоносцы татарской национальности - 135
***
Лучшее из к/ф Командир счастливой ‘’Щуки’’
https://www.youtube.com/watch?v=cQnZylZE6hA
***
Догони своё время: - Страница 127 - Результат из Google Книги
https://books.google.az/books?id=JUPFAgAAQBAJ
Аркадий Макаров, Сергей Трищенко - 2014 - Fiction
... Боевой офицер-подводник, русский татарин Николай Карачан уходил в автономное плаванье к берегам Кубы, острова Свободы, 127 ДОГОНИ СВОЁ ВРЕМЯ.
***
…Если говорить о матросской смекалке, действиях в нестандартной ситуации или принятии решений с использованием техники, то лучше всего, конечно, украинцы и русские. Татары призывались на подводный флот часто и практически ничем не отличались от русских…
https://periskop.livejournal.com/120645.html
***
День памяти по погибшим подводникам
07.04.2016
Трагические события, уносящие жизни десятков и сотен защитников Отечества, не должны быть забыты.
Вот и как в прошлые годы во всех храмах Санкт-Петербурга, прошли поминальные молитвы по погибшим героям-подводникам, которые отдали свои жизни ради нашего светлого будущего.
Сегодня в Санкт-Петербургской Соборной мечети, героям прочли молитвы.
Муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Равиль хазрат Панчеев, рассказал собравшимся о тех трагических событиях, о героизме моряков, которые отдали свои жизни ради спасения мира на всей земле.
Среди молящихся были замечены и люди, которые имели отношения к военно-морской службе. Среди них:
- Насеров Шамиль Абдурахманович: капитан 2 ранга, который служил на атомной подводной лодке. Сейчас он находится на пенсии.
- Гирфанов Равиль Узбякович: капитан 2 ранга в отставке.
Они вместе с остальными мусульманами, приняли участие в коллективном намазе.
После окончания намаза, муфтий Равиль хазрат Панчеев прочитал дуа по всем погибшим морякам и пожелал всем, чтобы в наши доли не выпали те тяжелые военные и трагические дни, которые пришлось пережить героям-подводникам.
Приказом Главнокомандующего ВМФ России (от 19 декабря 1995 года) 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников.
Не менее трагичным событием в истории современного российского Военно-морского флота стала гибель атомной подводной лодки «Курск». 12 августа 2000 года в Баренцевом море в результате взрыва торпедного боезапаса в первом отсеке трагически погиб весь экипаж атомной подводной лодки К-141 «Курск» — 118 человек.
В годы Великой Отечественной войны ушли в боевой поход и не вернулись 93 подводные лодки. Неизвестны могилы 3636 подводников. Могилой им стало бескрайнее море. В море не поставить памятник, не прийти и поклониться праху погибшего выполнившего свой священный долг по защите Родины, языка, своей веры. Только памятной молитвой мы можем отдать дань уважения их светлым душам…
Абдулрафеев Аделжан Абдулханович
***
Абдулрафеев Адельжан Абдуханович, 1924 г.р., краснофлотец, ученик моториста.
Татарин, член ВЛКСМ.
Уроженец города Баку, Азербайджан. Призван в РККФ Ленинским РВК города Баку в 1943 году.
http://www.sovboat.ru/dead/mean_k1.php3
***
Краснофлотец.
Родился в 1924 году в г. Баку.
А.А. Абдулрафеев служил мотористом на подводной лодке «К-1» Северного флота.
В годы войны «К-1» совершила 15 боевых походов, потопила 6 транспортов и боевых кораблей.
Погиб вместе с экипажем «К-1»в районе Новой Земли от случайной мины.
Аряпов Рашид Рамисович
***
Капитан-лейтенант.
Командир трюмной группы (группа обслуживающая ядерный реактор) дивизиона движения подводного крейсера «Курск» капитан-лейтенант Рашид Аряпов являлся одновременно и командиром 6-го отсека.
По натуре очень обстоятельный и серьезный человек, он даже к себе проявлял требовательность, доходящую до самокритики.
Пять лет проплавал на лодках, и никто не видел, чтобы он, всегда предельно собранный, когда-либо расслабился. (В. Шигин. Экипаж. Морской сборник № 12. 2000год стр 33.)
Байбурин Фавзей Закиевич
***
Подводник Байбурин. Из книги В.Стефановского «Прочный корпус»
2012-09-05 10:51:24
Такие случаи за всю историю подводного плавания имели место не один раз. Так было и на уже упоминавшейся К-429, и на «Комсомольце». Чтобы исключить такой исход в сложной ситуации, экипаж должен знать свою материальную часть и в любых ситуациях действовать автоматически. Быстро, без раздумий и без паники. Такой взгляд молодого офицера пришёлся по душе флагмеху эскадры, и Эммануил Львович Кульницкий и определил старшего лейтенанта Фавзея Байбурина командиром БЧ-5 на ПЛ Б-34, на которой отсутствовал механик, а поломок и других неприятностей — не перечесть. Понятно, что лодка была «плохой». Нужно в море — неисправна матчасть. Неподготовлен личный состав. А это не поощряется и никого не интересует. План есть план. Хотя Б-34, в отличие от Б-6, и не тонула, но считалась уже плохой. Заели неисправности. Б-6 тонула, но если не «хорошая», то и не «плохая». Тут, правда, необходимо отметить, что определения «хорошая лодка» у нас и не было. Во всяком случае, я не слышал. А «плохих» — каждый день. Но Б-34 — плохая постоянно.
Понятно, что любой корабль — это, прежде всего, экипаж. Так вот, ко всем членам экипажа — и офицерам, и матросам — особых претензий не было. Но лодка Б-34 — «плохая», и всё тут. Эту традицию, вскоре после назначения командиром БЧ-5, и сломал молодой механик Фавзей Закиевич — «Федя» Байбурин. Скоро все и в бригаде, и в штабе эскадры и забыли про «плохую» Б-34. Правда, ненадолго.
После убытия Фавзея Закиевича в адъюнктуру, в родное училище, всё стало на своё традиционное место. Командир эскадры контр-адмирал Шадрич при упоминании Б-34 с раздражением выговаривал комбригу В.А.Горохову: ну, когда вы, чёрт побери, наведёте порядок на этой лодке!
Провожать капитан-лейтенанта Байбурина собралась почти вся механическая служба эскадры. В этот день пиджакам в нашем гарнизонном кафе «Ягодка» делать было нечего.
Понятно, что, провожая «Федю» на большую землю, мы, не скрывая лёгкой зависти, старались его похвалить. Это не то что проводить сослуживца в запас, когда можно много чего повспоминать из совместной службы, а пожелать, кроме здоровья, — и нечего. С Байбуриным было всё по-другому. В эскадре Фавзей Закиевич служил не долго - четыре года, но на одних только воспоминаниях выпивка закончилась. А ещё ж пожелания! В дело пошло припасённое на всякий случай шило. Нашим длинным речам с пожеланиями подвёл краткий итог флагмех эскадры Эммануил Львович Кульницкий: что там говорить, Байбурин — это настоящий подводник. Мы с этим дружно согласились. Потом на «посошок», «стременную», «на дорожку» и расползлись. Кто в «Золотую вошь». Кто через Чёртов мост на Шипку в казарму. Довольно быстро разбрелись все. 10 минут — и дома. Да и «Ягодка» со всех мест была как-то ближе всего.
http://83.222.116.246/author_page.php?id=41073
***
(р. 1943), учёный в области механики, д. техн. н. (1989), проф. (1990). С 1975 в Высш. воен.-морском инж. уч-ще им. В.И.Ленина (С.-Петербург), с 1989 нач. каф. двигателей внутр. сгорания. Труды по моделированию рабочих процессов корабельных дизелей.
Источники:
Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
http://www.millattashlar.ru/index.php/
Байгарин Мурат Ихтиярович
Байгарин Марат Ихтиярович
***
Капитан 3 ранга.
Капитан 3 ранга Мурат Байгарин уж никак не должен был оказаться на «Курске». Этим летом он поступил в военно-морскую академию. И вернулся в Видяево, чтобы оформить документы и забрать семью в Питер.
«Курск» уходил всего лишь на три дня.
На нем предстояла торпедная стрельба, и опытный торпедист Мурат Байгарин не мог отказать в просьбе командованию… (В. Шигин. Экипаж. Морской сборник № 12. 2000год стр 33.)
Бахтиозин Ахмед Асидулович
***
(1917-1942 гг)
Старший лейтенант, родился в 1917 году в селе Чернышово Кадомского района, Рязанской области.
А.А. Бахтиозин служил командиром БЧ-1 на подводной лодке «Щ-213» Черноморского флота.
В годы войны «Щ-213» совершила 7 боевых походов, потопила 1 транспорт и 1 вспомогательное судно.
Погиб 14 октября 1942 года вместе с экипажем «Щ-213» выполняя боевое задание в районе Констанцы.
Свидетельство о публикации №218041900512