Былинные земли. Крушение иллюзий, часть 8-я

(Продолжение)               
                В наше время прокладываются трубопроводы
                и строятся автомобильные трассы. Они
                повторяют маршруты рек, по которым в
                старину двигались торговые струги…


ЯКОРЬ ПРИ БОЛЬШОМ ОЗЕРЕ

Но почему приверженец Стефана Батория стремился «застолбить» свое присутствие в восточных землях княжества, а не искал счастья поближе к Вильно и Варшаве?

Участок, где он размещал Новый Лепель, был выбран сознательно. Это было уникальное место. Если рассмотреть все окрестности Лепельского озера, то отметим, что прибрежье делилось на три важнейшие части, границами которых были речные потоки. Наибольшее значение имел южный участок, очерченный Ясой (Эссой), впадавшей в озеро, и Ульянкой-Уллой, вытекавшей из него. Реки, с незапамятных времен, служили границами уделов и воеводств. Так и здесь. И Яса, и Ульянка были пограничными для Полоцкой земли.

Участок, ими омываемый, играл важную роль, и грозновские обследователи с особой тщательностью выписывали. Вплыв в Ясу в районе Точного мха (где сейчас реку пересекает минско-полоцкая трасса), писцы правостороннюю прибрежность относили к сфере «боленских панов» (Свяда), а полоцкий рубеж проводили далее по руслу к Лепелю. Но тут же снова возвращались, и записывали по-другому: «А от Точного мху по рубежю Полоцкого повету до Улы реки лесу, болшего мху и болота с 30 верст».

Странное утверждение, так как мы знаем: что вплавь, что пешью - до Уллы не более 10 верст. Они ошибались? Скорее всего, они окресливали площадь, которую занимало пространство в виде «буферной зоны» между Полоцким и Виленским поветами. Мхи и болота, лежавшие в этой стороне, видимо, не особо привлекали землевладельцев. Представителей Вильно – «боленских панов» в большей степени интересовали густонаселенные районы, и они снова появляются в описании, но уже в районе Межжиц (это современная Межица на Улле), занимая земли и леса вверх по реке, «направо», в сторону той же Свяды.

Вектор исходил из района деревни Вилы. Скорее всего, название зафиксировало конечный опорный пункт виленского подчинения («вилы» - от слова «виленский»?) на Эссе, а Межжица, тоже четким названием, обозначала околоток на Ульянке-Улле.

Последняя – река особенная. Она держит направление сначала на восток, а спустя тридцать километров делает невообразимый 90-тидесятиградусный поворот. Есть предположение, что отрезок до крутого поворота – это всего лишь приток большой реки.

Предположительно, Улла начиналась не из Лепельского озера, а из другого водоема, и подтверждение сему факту можно найти в Большом географическом справочнике — польской энциклопедии из 15 томов, изданной в 1880—1902 годах под патронажем Варшавского университета.

В истоке истинной Уллы был когда-то один из волоков, связывавший бассейн Западной Двины (верховье Лукомки) с бассейном Днепра (верховье реки Бобр). Историки предполагают, что территорию того волока занимало когда-то отдельное Черейское княжество, центром которого служило местечко Черея. Ничего необычного в этом нет, однако немаловажно то, что Черея в кои-то времена перешла к роду Сапег, став для них одним из важнейших фамильных имений. Подтверждает сей факт и словарь Брокгауза и Ефрона, отмечая, что Сапеги с течением времени разделились на две линии, одну из которых составляла черейская. К ней же, несомненно, принадлежал Лев Иванович, утверждают исследователи.

Однако в период его жизни Черейское княжество закатилось, чему, видимо, поспособствовала миланская принцесса Сфорца.

Что же наблюдали люди Грозного?

Межа по Ульянке-Улле плавно перетекала в Толпинскую дорогу, от которой направо «земля и лес села Черея Виленского повета», «а было к Лукомлю». Несколько раз они подчеркивают эту мысль. О Сапегах там речи нет. Там другие люди – «виленцы», там «село Белица Юрья Зиновьева да село Вечера бискупа виленского». Вспомним, что Старый Лепель – на западном берегу Лепельского озера – с 1541 года тоже был во власти бискупа.

В границах бывшей Полоцкой земли активно хозяйничала виленская знать. Получается, что Лев Иванович искал пристанище в другом, соседнем, крае – как бы между бискупскими владениями. Почему? Его изгнали с земли предков?

Дело в том, что область Лукомльского озера была ознаменована страшными последствиями. За обладание краем разворачивались нешуточные стычки. По легенде, даже образовалось Проклятое Поле. О том, что место привлекало иноземные орды, свидетельствуют битвы на Иванских полях, а также исчезновение городка Бельмаки. Немудрено, что последствия ожесточенных схваток создали благодатную почву для проникновения носителей различных религиозных течений. Достаточно сказать, что в черейском костеле с 1731 года существовало братство святого Михаила Архангела. А в статье о Черее, опубликованной в польском Словнике времен царского режима, приводятся данные о составе жителей: "775 православных, 44 католика, 1 евангелист (надо понимать, протестант?), 1292 людей "izr." Что подразумевал автор под сокращением "izr.", догадаться не трудно, если заглянуть в пояснительный список: "izr." - это "израилевые". Но почему автор не назвал их евреями или иудеями? Они были переселенцами, составив две трети населения?

В той же стороне был, известный по поучениям Владимира Мономаха, знаменитый Друцк, воспитавший династию Друцких-Соколинских. По одной из версий, династию взрастили потомки Рюрика — первого летописного князя древней Руси.

В венах Сапег, обращают внимание историки, якобы тоже текла кровь знаменитых предков…

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: Белая церковь в Черее.
19.04/18


Рецензии